Главная
АИ #31 (110)
Статьи журнала АИ #31 (110)
История развития современных технологий в гребном спорте

История развития современных технологий в гребном спорте

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

современные технологии
гребной спорт
академическая гребля
гребля
история

Аннотация статьи

В статье подробно рассматривается постепенное развитие технологий в академической гребле, проведен анализ актуальности значимых технологий в современной индустрии спорта.

Текст статьи

Академическая гребля – это водный олимпийский вид спорта, в котором участники, находясь в лодке, с помощью весел и собственной силы, преодолевают дистанцию спиной вперед (в отличие от гребли на байдарках и каноэ). Это один из немногих видов спорта, в котором спортсмен задействует около 95% мышц всего тела. Академическая гребля как вид спорта впервые начала развиваться в викторианской Англии в XVII - начале XVIII в.

В 1715 году состоялась первая, организованная английским актером Томасом Доджетом гонка, которая впоследствии стала называться его именем. Это старейшее состязание по гребле в мире. Гонки между Оксфордом и Кэмбриджем, а также Хенлейская королевская регата в 19 веке положили начало академической гребле как виду спорта [1, с.14].

В конце 20 века сохранился узкий корпус академических лодок, изменения произошли только через 50 лет. В 1840 году англичанин Генри Класпер сумел стандартизировать строительство аутрингеров. В 1870-м году академисты перестали использовать традиционные толстые кожаные брюки и смазанные салом широкие сидения. На замену им пришли подвижные банки на колесиках, это позволило значительно удлинить гребок. Также в то время в обиход впервые вошли привычные для современного спортсмена шарнирные уключины, шарики для безопасности на носу лодок, лопасти весел различной формы, ножное рулевое управление для безрульных лодок. Появились первые гребные тренажеры для тренировок в зимнее время и в помещении.

Но на этом развитие гребного спорта не закончилось. Технический прогресс позволил внедрить электронную систему для усиления голоса рулевого. Если раньше рулевой был вынужден полагаться собственные силы при отдаче команд экипажу, при этом перекрикивая шум воды, ветра, работающих гребцов, то теперь у них появился незаменимый помощник. Изобретение простого жестяного конического рупора привязанного к голове рулевого, освободило ему руки для управления лодкой, и чтобы держать секундомер. Это нововведение произошло в 1970-м году. Создателями стали американцы Ричард Келлерман и Пол Нильсен не создали «Кокс бокс». Теперь рулевым больше не нужно было кричать изо всех сил, чтобы быть услышанными, они смогли довериться новому устройству, измеряющему темп гребли, время и количество гребков. Это стало настоящим прорывом, рулевые смогли сосредоточиться на управлении лодкой, подумать над стратегией прохождения дистанции. «Кокс бокс» стал основой создания современных приборов, работающих в режиме реального времени и имеющими обратную связь.

В 1892 году во время основания FISA, корпуса спортивных судов уже делали из тонкого шпона, а не из досок внахлестку. На протяжении многих лет были проведены эксперименты с большим числом материалов, пока современная конструкция из углеродного волокна не стала стандартом прочности и скорости. Одним из удивительных шагов в развитии современных методов строительства лодок было производство сверхлегких судов, изготовленных из многослойной бумаги. Несмотря на то, что им не хватало долговечности деревянных аналогов (основная причина падения их популярности), новые лодки были одними из самых быстрых и легких в самый разгар бума увлечения греблей в Америке в 1870-х годах. Создание корпусов лодок из многих материалов после соответствующих экспериментов было признано непригодным, как, например целлулоид в 1880-х годах. Появление современных пластмасс в XX веке вызвало новое состязание судостроителей, которое продолжается до сих пор, чтобы произвести самые быстрые лодки [2, с 56].

К 1950-м годам конструкции из стекловолокна становились все более распространенными и впервые из него создали гребные лодки. Они были опробованы в колледже Магдалины (Оксфорд, Великобритания), и строителем лодок Стэном Пококом в США. Немецкий производитель гоночных лодок «Эмпахер» также принял вызов и стал производить лодки из углеволокна, что изменило международную индустрию производства спортивных судов [1, с. 170].

На Олимпийских играх в 1972 году в Мюнхене золотую медаль впервые завоевал экипаж на лодке, изготовленной не из дерева. К концу XX века переход от древесины к синтетическим материалам в изготовлении корпусов лодок для элитных спортсменов был завершен.

Изменения затронули тренировочный процесс профессиональных спортсменов. Если раньше спортсмены могли менять план своих тренировок исходя лишь из субъективных ощущений, то сейчас имеется возможность наблюдать за процессом подготовки более обширно и глобально. В тренировке гребцов академистов неизменной частью зимнего периода подготовки, а также универсального средства тренировки на суше стал применяться – гребной эргометр «Concept-2» [3, с 49]. Этот тренажер имитирует греблю на воде, и имеет множество функций: показывает время, дистанцию, темп гребков, мощность и т.д., спортсмены и тренеры могут устанавливать параметры сопротивления «воды», тем самым выбирая индивидуальную нагрузку необходимую по тренировочному плану.

Вывод: за свою историю академическая гребля успела перенести ряд глобальных изменений. Эти изменения шли в ногу со временем и затронули все аспекты спортивной деятельности: система подготовки спортсменов совершенствуется из года в год благодаря научным достижениям и техническому прогрессу. Инвентарь также прогрессировал: лодки стали легче, уже, изменился материал. Приборы фиксации соревнований сделали их прозрачными и открытыми для зрителей и спортсменов. Медицина шагнула вперед, позволяя вести тренировочный процесс грамотно, проводить контроль состояния спортсменов, отслеживать малейшие изменения и оперативно решать задачи. Все эти и другие факторы позволяют спортсменам улучшать время прохождения дистанции, делая спорт более зрелищным и благоприятно влияя на его дальнейшее развитие.

Список литературы

  1. Академическая гребля: история и правила / Вольский В. В., Гусарова М. Д., Петрова Д. А., Полина А. О. – Текст : непосредственный // Ломоносовские чтения. Актуальные вопросы фундаментальных и прикладных исследований : сборник статей VI Международной научно-практической конференции. - Петрозаводск, 2021. – С. 175-180.
  2. Брюханов Д.А. История гребли и гребного спорта: учебно-методическое пособие / Д. А. Брюханов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Волгоградская государственная академия физической культуры. – Волгоград, 2021. – 82 с. : 21 см. – Библиогр.: с. 81–82. – 100 экз. – ISBN 9785-906962-43-0. – Текст : непосредственный.
  3. Проблемы и перспективы развития студенческой гребной лиги в России / А. Г. Алтынцева, И. К. Латыпов, В. А. Гоголин, С. Н. Павлов. – Текст : непосредственный // Наука и спорт: современные тенденции. – 2021. – Т. 9, № 3. – С. 49-57.

Поделиться

1586

Алтынцев В. В. История развития современных технологий в гребном спорте // Актуальные исследования. 2022. №31 (110). С. 66-68. URL: https://apni.ru/article/4440-istoriya-razvitiya-sovremennikh-tekhnologij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря