Дистанционному образованию, кстати говоря, не одна сотня лет. Так называемое корреспондентское обучение при помощи переписки появилось в Европе в конце XVIII века, а в Россию пришло уже в XIX. Шло время, появлялись новые инструменты – радио, телефон, телевизор, – а вместе с ними новые способы дистанционного обучения. Образовательные программы по радио и телевизору не потеряли свою популярность даже после появления интернета, но именно он совершил качественный прорыв в обучении онлайн.
У каждой эпохи свой герой. В прошлом веке им стал Юрий Гагарин, его имя звучало на устах почти каждого школьника. В нынешнем – Илон Маск. Сомневаетесь? – давайте спорить. Есть ли у вас на примете еще кто-то, кто: в 12 лет создал и продал за 500 долларов программу-видеоигру; будучи подростком, вкладывал средства в акции фармацевтической компании, а на вырученные деньги, без участия родителей, уехал жить в Канаду, спустя некоторое время стал одним из основателей Tesla, создал с нуля самую передовую космическую компанию SpaceX. Но и это еще не все!
Почему Илон Маск настолько крут? Все просто: он не сверхчеловек. Он человек, владеющий развитыми гибкими навыками. Но, как таким стать?
Этот вопрос стал особенно актуальным в период дистанционного обучения. Стабильность, которая была до сих пор, внезапно исчезла. Мы, взрослые, оказались в ситуации, в которой дети, привыкшие к контролю со стороны, вынуждены были сами, кто как мог, планировать своё время, работать с большим объемом информации и удерживать его в памяти [2, с. 11].
Удалённое обучение обернулось головной болью для моих 5-ков и их родителей. Возникли сложности, начиная с технических проблем и заканчивая психологическими аспектами:
- сдавать работу в последний момент, откладывать важные дела и ничего не успевать;
- неумение концентрироваться на одной задаче и доводить дело до конца;
- страх не справиться с большим объемом информации, который необходимо удержать в памяти.
Поэтому передо мной как классным руководителем обозначилась цель: создать условия для развития гибких навыков (soft skills) учащихся, которые помогут им достигать успехов, а в частности умения управлять временем.
Что такое soft skills? Это надпредметные умения, которые напрямую не связаны с обязанностями по учёбе, но помогают достигать успехов.
Психологическая помощь в дистанционном обучении – важный аспект моей деятельности. Я обсуждал с детьми и родителями не только учёбу, но и самоорганизацию, распределение нагрузки, тайм-менеджмент, хобби [1, с. 70].
Правильная маршрутизация родителей и детей в начале дистанционного обучения – залог успеха. Я составил инструкции и памятки для детей и родителей. В них я включил:
- советы об организации учебного места (пространства) школьника в домашних условиях;
- консультации о работе с приложениями для составления школьного расписания, которые можно скачать себе на телефон;
- рекомендации об увеличении физической активности детей в условиях домашнего обучения.
Тайм-менеджмент является одним из самых важных навыков в 21 веке. Умение распределять время поможет в выполнении задач, расстановке приоритетов и достижении целей.
На классных часах, проводимых в онлайн-режиме, я вводил в практику детей техники и приемы, которые могли бы оказать помощь:
1. Матрица Эйзенхауэра, инструмент для разделения задач по критериям важности и срочности;
2. Техника Помодоро, суть которой – в чередовании работы и отдыха;
3. Съешьте лягушку. Данный приём советует начинать день с самых сложных дел, чтобы, закончив его, перейти к более приятным для вас вещам. Найти источники мотивации:
- Распечатайте вдохновляющие фразы или картинки и повесьте на стену.
- Заведите дневник благодарностей и выписывайте туда перед сном как минимум пять «спасибо».
- Публикуйте список удачных дел в Инстаграм или ВКонтакте.
Но, один из самых эффективных приемов оказался Календарик-пинарик!
4. Календарик-пинарик, действительно работающий и весьма действенный инструмент. Календарик состоит из дат, разделенных ячейками. Вы делаете отметки каждого дня. Например, если день прожит не напрасно, сделаны важные дела, то ячейка с датой заштриховывается красным, а если зря, то ячейка закрашивается черным цветом. Календарик-пинарик – один из самых простых, но интересных и действенных инструментов тайм-менеджмента. Пинарик – это календарь с функцией учета собственной продуктивности. Прожитые дни в нем отмечаются разными способами, чтобы впоследствии оценить, насколько эффективно и успешно они были прожиты. Календарик-пинарик обладает хорошим мотивирующим эффектом и позволяет оценить, насколько продуктивно вы расходуете свой самый важный исчерпаемый ресурс - время. Самый простой вариант ведения пинарика – 2 отметки: День прожит зря / День прожит не зря.
Но можно сделать его и гораздо более разнообразным (рис.).
Рис. Календарик-пинарик
Последняя идея – главный навык 21 века – бояться, но делать!
Быть не как все, организовывать свою жизнь и стремиться к большему, несмотря на страх. Поэтому поступайте, как Илон Маск, – берите и делайте!