В 2020 г. Россия отмечает знаменательную дату в истории своей страны – 75-летие победы в одной из самых жестоких и губительных из войн современности – в Великой Отечественной войне, в которой Россия потеряла 27 млн. человек. В ней принимали участие все жители нашей страны. Они воевали в жестоких и кровопролитных сражениях с врагом и работали в тылу. Медицинские работники: врачи, фельдшера, медицинские сестры, санинструктора и санитары, спасая жизни других людей, погибали в огне боев. Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян писал: «То, что сделано советской военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом. Для нас, ветеранов Великой Отечественной войны, образ военного медика останется олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности» [6].
Советское здравоохранение и военно-медицинская служба в предвоенные годы представляли собою динамично развивающуюся систему. К 1940 г. численность врачей (без учета стоматологов) составила 155,3 тыс. или 7,9 на 10 тыс. нас. В 1913 г. этот показатель был в 5,5 раз ниже и составил 28,1 тыс. (1,8 на 10 тыс. чел.) [8], в медицинских учебных заведениях обучались 115 964 студента (в 1916 г. – 8 600) [11]. Однако хирурги и специалисты санитарно-противоэпидемической отрасли составляли только по 8,8% от общего числа врачей. В десять раз увеличилась и численность среднего медицинского персонала (с 46 тыс. в 1913г. до 472 тыс. в 1940г.) [5]. В 194 1г. насчитывалось 37 предприятий химико-фармацевтической и медико-инструментальной промышленности (против 1 в 1916 г.).
Вскоре после начала Великой Отечественной Войны разработана единая военная полевая доктрина, заключающаяся в системе лечебно-эвакуационного обеспечения войск. В большинстве случаев раненных с фронта отправляли военно-санитарными поездами, объем железнодорожных перевозок составил более 5 млн. чел [5]. Неблагополучная экономическая и санитарно-эпидемическая ситуация способствовали возникновению и распространению инфекционных заболеваний на фронте и в тылу. Получили широкое распространение сыпной и брюшной тиф, дизентерия, детские инфекции, туберкулез, кожные и венерические болезни, отмечались вспышки туляремии и малярии, авитаминозы, алиментарная дистрофия и др. [2]. Для пресечения распространения инфекций создавались чрезвычайные противоэпидемические комиссии, банно-прачечное и противоэпидемическое управления [10]. Медицинская служба фронтов при вступлении войск в освобожденные районы немедленно включалась в работу по выявлению, изоляции и обработке очагов инфекционных заболеваний [1]. Для контроля санитарно-эпидемиологического состояния воинских эшелонов созданы 275 санитарно-контрольных пунктов и противоэпидемические барьеры между фронтом и тылом; выявлялись и изолировались инфекционные больные, проводилась регулярная санитарная обработка войск; применялись эффективные вакцины. Т.Е. Болдыревым на фронте, а Г.А. Митеревым – в тылу было обеспечено эпидемиологическое благополучие населения [11].
В военные годы активно развивалась хирургическая служба. К 1944г. квалифицированная хирургическая помощь в большинстве случаев (90%) оказывалась в первые 8 часов после ранения, 90,4% раненых и больных были возвращены в строй. На январь 1945г. численность советских войск составляла около 6 700 тыс. человек, из чего следует, «что победа была одержана в значительной степени солдатами и офицерами, возвращенными в строй медицинской службой. С января 1943г. из каждой сотни пораженных в боях 85 человек возвращались в строй из медицинских учреждений полкового, армейского и фронтового районов и только 15 человек – из госпиталей тыла страны» [10, 11].
Огромный вклад в Великую Победу внесли ученые-медики. Главный хирург Советской Армии Н.Н. Бурденко был крупнейшим организатором хирургической помощи раненым. Впервые стали применять пересадку трансплантата кожи и метод пересадки роговицы глаза, разработанные В.П. Филатовым. Широкое распространение получил метод местного обезболивания, разработанный А.В. Вишневским. З.В. Ермольевой и Г.И. Бадезиноивым был получен первый пенициллин (1942). М.Ф. Шостаковским было создано средство для заживления ран. В.Н. Шамов был создателем системы службы крови в армии. На фронтах были организованы передвижные станции переливания крови, в стране насчитывалось 5,5 млн. доноров. Более чем 20 тыс. советских граждан были награждены знаком «Почетный донор СССР». Освоен метод переливания плазмы (1944), созданы новые растворы для консервации крови. Академиком А.В. Палладием было синтезировано средство для остановки кровотечения. Профессор М.К. Кронтовская разработала сыпно-тифозную вакцину для профилактики сыпного тифа (1942). Была разработана прививка против столбняка [9]. В организации военно-полевой терапии и оказании неотложной помощи главная заслуга принадлежит ученым-терапевтам М.С. Вовси, А.А Мясникову и др.
Не стала исключением в своем героическом прошлом и Вологодская область, которая к началу войны по военно-административному делению входила в Архангельский военный округ. Он дислоцировался на территории Архангельской, Вологодской областей и Коми АССР. Штаб находился в Архангельске. В г. Череповце Вологодской области были развернуты военные госпитали (под руководством Н.Я. Сташкова, П.В. Угрюмова и др.). Большой вклад в спасение раненых внес выдающийся хирург Б.Д. Стасов. Впоследствии ему присвоено звание заслуженного врача РСФСР. В Череповце, как и по всей России, широкое распространение получило донорство [3].
Необходимо отметить и работу сотрудников череповецкого эвакопункта. Проходила интенсивная эвакуация населения из прифронтовых районов (Ленинград и область, Новгородской, Псковской областей, Прибалтики). За полгода, с июля 1941г. по 01 января 1942г. через эвакопункт прошло 650 880 человек [3]. Все люди осматривались медицинскими работниками, тяжелобольные и истощенные госпитализировались в медицинские учреждения города. Ситуацию осложняло ограниченное количество лечебных учреждений и медикаментов.
Медицинские работники внесли бесценный вклад в победу. Из их общего числа погибли или пропали без вести более 85 тыс. человек. В тяжелых условиях, они спасали жизнь военных и гражданских лиц. Число больных и раненых, возвращенных в строй медицинской службой, составило 17 млн. чел. Их подвиги были высоко оценены Родиной. Более 116 тысяч военных медиков были награждены Орденами Советского Союза, высшей награды звания Героя Советского Союза удостоено 47 военных медиков [5]. Начальник медицинского управления фронта Н.П.Устинов и главный хирург фронта М.Н. Ахутин были удостоены ордена Суворова. Главный хирург Красной Армии Н.Н. Бурденко был награжден Золотой Звездой Героя Социалистического труда [4]. Маршал Советского Союза И.С. Конев, оценивая деятельность медицинской службы, писал: «Врачи, сестры, санитары работали самоотверженно, на пределе всех своих возможностей, а высшие медицинские начальники проявляли оперативность, разворотливость, организуя эвакуацию раненых и маневр госпиталями и транспортными средствами. Раненые получали скорую медицинскую помощь …» [7].