Главная
Конференции
Современные научные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты
Развитие одарённых учащихся начальных классов через проектно-исследовательскую д...

Развитие одарённых учащихся начальных классов через проектно-исследовательскую деятельность

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

одарённость
проектно-исследовательская деятельность
этапы проектирования

Аннотация статьи

В статье проводится анализ одарённости учащихся начальных классов через проектно-исследовательскую деятельность. Авторы раскрывают основные этапы проектной деятельности заинтересованности младшего школьного возраста.

Текст статьи

В настоящее время, пожалуй, самой серьёзной «болезнью» системы образования является ориентировка на «среднего» ребёнка, отсутствие опоры на индивидуальность школьника.

При этом научные труды исследователей детской одарённости указывают на то, что каждый ребёнок обладает интеллектуально-творческим потенциалом, который возможно развить в процессе целенаправленной педагогической работы.

Вовлечение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность – это не только обязательное требование ФГОС, но и способ индивидуализации образовательного процесса, возможность развития способностей одарённых детей и детей с признаками одарённости.

Педагогические технологии, в которых ведущее место принадлежит проблемным, поисковым, проектным, исследовательским, методам, являются наиболее продуктивными для развития одарённости. Они создают условия, при которых младшие школьники учатся формулировать гипотезы, находить доказательства, анализировать свою деятельность и определять свои успехи, причины неудач и ошибок.

Проектная деятельность предполагает создание для учащихся субъективно нового продукта, который будет возможно использовать в повседневной жизни.

Этапы проектирования: концепция, цели и задачи, используемые ресурсы, планирование и целенаправленная деятельность по реализации задуманного, осмысление и рефлексия результатов.

Исследовательская деятельность предполагает изучение явления окружающего мира через эксперимент. При этом конечный результат лишь предполагаем, но неизвестен заранее.

Структура любого исследования такова:

  • выявление и постановка проблемы;
  • изучение теоретических вопросов;
  • толкование определений;
  • выбор методов/методик исследования;
  • сбор собственного материала в ходе эксперимента;
  • анализ и обобщение данных;
  • научный аспект/комментарий;
  • собственные выводы;
  • презентация результатов.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся направлена на формирование у них умений проектирования собственного исследования посредством определения целей и задач, выделение методов и методик, определение и планирование этапов, выбор ресурсов, представление ожидаемых результатов.

Элементы исследовательской деятельности в начальных классах включают в уроки.

Во многих школах в настоящее время широко используются такие формы, как урок-проект и урок-исследование, способствующие формированию культуры интеллектуального труда учащихся. Они активно применяются как на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки, технологии, так и во внеурочной деятельности и позволяют познакомить школьников с навыками самостоятельной работы и азами исследований.

Длительность выполнения проекта или мини-исследования по предмету – это урок или одна-две недели; во внеурочной деятельности продолжительность эксперимента может быть более пролонгированной.

Нередко при изучении какой-либо темы на уроке выявляются проблемные вопросы. Учащиеся настолько увлекаются этой проблемой, что это становится отправной точкой к выполнению ими индивидуальных проектно-исследовательских работ во внеурочное время.

В начальных классах чаще всего реализуются творческие, практико-ориентированные, информационные, социальные, исследования и проекты.

Широкий выбор тем, различные информационные источники, логика ведения исследования, выступление в ходе публичной защиты способствуют формированию у младших школьников не только личностных качеств, развитию речевых умений, но и постижению младшими школьниками основ научно-исследовательской деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность в группах развивает навыки коммуникации, умение работать в команде, уважительное отношение к мнению других [2, с.120].

Одарённые учащиеся, начиная с начальной школы, демонстрируют развитое мышление, воображение, способны решать исследовательские задачи, творчески преобразовывать действительность.

Результатом систематического участия одарённых школьников в проектно-исследовательской деятельности является не только овладение ими самостоятельной познавательной деятельностью, но и формирование проектно-исследовательской компетентности:

  • видение проблем, требующих исследования;
  • формулирование гипотезы;
  • эффективная работа с различными источниками информации;
  • видение и выделение существенного и отсечение «воды»;
  • постановка познавательных задач;
  • планирование и анализ деятельности;
  • определение условий для проведения наблюдений, опытов;
  • отбор оптимального оборудования и овладение технологиями проведения экспериментов;
  • владение логикой изложения материала и структурирования результатов исследования;
  • умение грамотно формулировать выводы;
  • публичное выступление, в том числе, с использованием компьютерных средств и технологий;
  • рефлексия и самооценка собственной деятельности.

Следует обратить внимание на то, что некоторым одарённым детям присущи признаки дисгармоничного развития, что может проявляться в физических, интеллектуальных, социальных или психических аспектах. Включение младших школьников с подобными особенностями в исследовательскую деятельность положительно влияет на их развитие и становление личности ребёнка.

Значительное влияние прослеживается в формировании регулятивных компонентов, в адекватной самооценке, в снижении общих показателей тревожности, и, как следствие, в повышении уровня психологической устойчивости.

Использование проектно-исследовательской деятельности в работе с одарёнными детьми предполагает:

  • выявление индивидуальных особенностей учащихся посредством наблюдений;
  • определение направления проявления одарённости;
  • составление ИУП (индивидуального учебного плана), отражающего траекторию развития;
  • психолого-медико-педагогическое сопровождение;
  • включение в групповые формы работы (с целью формирования навыков коммуникации);
  • создание атмосферы сотрудничества [1].

Эффективность использования проектно-исследовательских методов в образовательном процессе младших школьников напрямую зависит от личностных и профессиональных качеств педагогов, их творческого отношения к деятельности, от умения увидеть в учениках признаки одарённости.

Список литературы

  1. Карпова С.И. Проектно-исследовательская деятельность как средство развития одарённых учащихся [Электронный ресурс] / Режим доступа:  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-odarennyh-uchaschihsya/viewer (дата обращения 18.07.2022).
  2. Шадриков В.Д. Способности, одарённость, талант // Развитие и диагностика способностей. – М., 1991. – 320 с.

Поделиться

998

Цуцура М. М., Пономарёва О. В. Развитие одарённых учащихся начальных классов через проектно-исследовательскую деятельность // Современные научные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 августа 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 32-36. URL: https://apni.ru/article/4450-razvitie-odaryonnikh-uchashchikhsya-nachalnik

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря