Главная
Конференции
Достижения социально-гуманитарных наук в XXI веке
Ознакомление дошкольников с противопожарными требованиями как часть основ безопа...

Ознакомление дошкольников с противопожарными требованиями как часть основ безопасного поведения ребенка

Автор(-ы):

Макушева Наталья Викторовна

Сидорак Наталья Анатольевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

пожарная безопасность
требования пожарной безопасности
правила противопожарной безопасности
основы безопасности

Аннотация статьи

В статье детально рассмотрен процесс ознакомления дошкольников с противопожарными требованиями как части основ безопасного поведения ребенка.

Текст статьи

Пожарная безопасность для детей один из важных вопросов, которому надо уделять внимание. В дошкольном возрасте закладываются основные навыки безопасного поведения.

«Ознакомление дошкольников с противопожарными требованиями, как часть основ безопасного поведения ребенка» чрезвычайно актуальна на сегодня в связи с тем, что противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения, необходимые правила, которые взрослые и дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье, безопасность, жизнь.

Противопожарная безопасность – это не только сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Ведущая идея опыта – сформировать у детей дошкольного возраста чувство опасности огня, привить навыки безопасного обращения согнем и правильного поведения в случае пожара.

Прежде, чем приступить к планированию работы, автором проводится анкетирование родителей, беседы с детьми по методу ТРИЗ «Хорошо – плохо» для выявления осведомленности, исходя из результатов анкетирование, собеседование, в соответствии с целью работы. Опираясь на программу для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста», авторов Н. Авдеева Князева, Р. Стеркина, составлен перспективный план работы над темой, определены формы работы с детьми.

Впервые с понятиями «огонь», «пожар» малыши встречаются, слушая потешку С. Маршака «Кошкин дом», но кроме игры – забавы она для них ничего не представляет. Учитывая, что возрастные особенности детей не позволяют качественно продемонстрировать весь драматизм ситуации, привлекает воспитанников старших групп.

Для старших дошкольников, помимо уже названных художественных произведений педагог использует устное народное творчество и стихотворную форму предупреждений, правил противопожарной безопасности.

Чтобы этого не случилось, знакомлю с народными пословицами:

«Спички – не игрушка, огонь не забава» «С огнем игрушки плохи»;

правилами-предупреждениями:

Касается каждого,

Правило – это самое важное,

И на улице, и в комнате,

Вы о нем, ребята, помните:

СПИЧКИ НЕ ТРОНЬ – В СПИЧКАХ ОГОНЬ!

Для забавы, для игры

Спички в руки не бери.

Не шути, дружок, с огнем

Чтобы не жалеть потом.

Для эффективности и прочности восприятия демонстрирую художественно оформленные памятки.

Основу в формировании у дошкольников навыков противопожарной безопасности составляет цикл занятий по познавательному развитию. Главная цель следующего этапа донести до сознания детей то, что огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел, он служит людям в повседневном быту и на производстве.

Итогом работы является формирование правил, которые помогут избежать несчастья:

  1. Не балуйся со спичками и зажигалками – это одна из причин пожара.
  2. Не включай без присутствия взрослых электроприборы.
  3. Ни в коем случае не зажигай без взрослых свечи, бенгальские огни, фейерверки.

Закрепление этих правил проходит в дидактической игре «Оцени поступок», по правилам которой детям необходимо отобрать карточки с изображением ситуаций, отвечающих противопожарной безопасности и дать объяснение причины выбора. Как правило, с этим заданием практически все воспитанники справляются отлично.

Следующим этапом в расширении знаний детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни является выяснение, какие бытовые приборы могут быть опасны в пожарном отношении и почему. Цель: научить элементарным мерам предосторожности при пользовании ими.

Затем последовательно рассматриваем ситуации, которые могут быть опасны в пожарном отношении:

  • на электрическую плиту попала бумага, сбежал жир;
  • забыли выключить утюг и оставили без присмотра;
  • длительное время работает телевизор;
  • используется обогреватель с открытой спиралью.

Другие ситуации могут подсказать дети. По ходу их обсуждения совместно вырабатываем правила, а в конце занятия я предлагаю способом аппликации из цветной бумаги изготовить наглядность к этим правилам.

С целью обобщения, систематизации, закрепления знаний дошкольников о противопожарной грамоте проводились драматизации произведений «Кошкин дом», «Спичка – невеличка», викторины «Народное творчество о пожаре», «Красное словцо», выставки творческих работ «Я и огонь», конкурс эрудитов «Как не нужно делать – покажи», «Огонь – добрый, огонь – злой».

Для закрепления данного детям материала, совершенствования умений выполнять полученные знания в практической ситуации совместно со специалистами детского сада, инструктором по физической культуре организуются соревнования, эстафеты, интегрированные занятия, тематические дни. Основной целью, которых является предупреждение дошкольников о том, что пожар – это беда и во время пожара каждая секунда на счету, поэтому действия очевидцев должны быть правильными, последовательными.

Главная цель всей работы по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности: профилактика возникновения пожара при участии детей и предотвращение их гибели во время пожаров. Успеха в работе по такой сложной теме, автор опыта считает можно достичь только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку они заинтересованы в том, чтобы жизнь и здоровье их детей было в безопасности, в том числе и от пожаров. Психологи и социологи пришли к выводу, что даже взрослые, привыкнув ко многим благам, которые дает огонь, забывают о его опасности.

Список литературы

  1. Авдеева, Н., Князева, О., Стеркина,Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста/ Н.Авдеева О. Князева Р. Стеркина – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002 год – (4, 9,61 -67с.).
  2. Александровская, И. Учим детей правилам противопожарной безопасности (Газета «Дошкольное образование», № 13 (229)) / Александровская И – Издательский дом «Первое сентября», 2008 год.
  3. Красноградов, С., Широкова, С., Исаева, В. Сборник методических материалов «Основы безопасности жизнедеятельности» / С.Красноградов, С.Широкова, В. Исаева - Журнал МЧС России № 7,8, 2004 год.

Поделиться

572

Макушева Н. В., Сидорак Н. А. Ознакомление дошкольников с противопожарными требованиями как часть основ безопасного поведения ребенка // Достижения социально-гуманитарных наук в XXI веке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 25 августа 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 51-54. URL: https://apni.ru/article/4453-oznakomlenie-doshkolnikov-s-protivopozharnimi

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля