НАТО официально признало Россию своей главной угрозой в доктринальных документах, как минимум до 2030 г. Об этом было объявлено, когда страны-члены альянса приняли новую стратегическую концепцию на саммите в Мадриде с 28 по 30 июня 2022 г. Участники саммита выразили надежду, что российская спецоперация на Украине завершится военной победой Киева. Отношения Москвы и НАТО уже давно переживают сложности. Однако настолько резких и провокационных заявлений в альянсе еще не допускали, и все это происходит на фоне расширения НАТО на восток, к границам России. На сегодняшний момент расширение идет за счет Швеции и Финляндии.
России необходимо выработать ответные действия. В Китае попытались раскрыть такие действия России при расширении НАТО. Профессор Народного университета Китая Ван Сяньцзюй (Wang Xianju) заявил, что Россия намерена использовать контрмеры при возможном расширения НАТО.
Автор утверждает, что существует опасение о вмешательстве Турции в процесс вступления Финляндии и Швеции в НАТО. Смена послов Турции в упомянутых странах свидетельствует о серьезных намерениях турецкой стороны к очередному расширению НАТО и выстраиванию их позиции в северном регионе Европы.
В этом случае Кремль выпустил строгое предупреждение, что новый виток расширения альянса повлечет за собой серьезные последствия для коллективного Запада. Москва призвала Хельсинки и Стокгольм корректно оценить ситуацию, а также риски, которые несут страны. Так или иначе, их «неправильное решение» усугубит напряженность в регионе. Кремль также предупредил, что размещение военных объектов НАТО вблизи границ РФ повлечет ответную реакцию. А именно, что Россия разместит на своих границах военные базы. Сейчас НАТО совместно с Финляндией прорабатывает вопрос размещения военных баз на границах с РФ в районе Южной Карелии.
Следующая мера предусматривает усиление Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). По его мнению, сотрудничество ОДКБ и ШОС может в будущем распространиться на большее количество областей. Так в блок стран ОДКБ совместно с ШОС будут входить: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Индия, Китай, Кыргызстан, Пакистан и Узбекистан.
Кроме того, Россия также развивает Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который стад особенно важен для страны на фоне беспрецедентных экономических и финансовых санкций Запада. Эти действия России тем более важны, так как по словам Постпреда США при НАТО Джулианн Смит в новой стратегической концепции альянса Россия – главная угроза. Она добавила, что Североатлантический альянс уже находился в переходном состоянии до начала Россией специальной военной операции на Украине.
Членство в НАТО для Финляндии и Швеции тоже находились в переходном режиме продолжительное время. Но не происходил момент принятия решения. Когда наступила якобы угроза со стороны РФ и северные европейские страны были готовы вступить в блок возникла новая проблема. Финляндия и Швеция на фоне событий на Украине 18 мая 2022 г. передали генсеку НАТО заявки на вступление в альянс. Турция заблокировала начало процесса рассмотрения этих заявок. Президент Турции Тайип Эрдоган заявил, что Анкара не может сказать "да" членству Финляндии и Швеции в НАТО, поскольку не может поверить их заверениям по связям с представителями запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК).
США и Великобритания в закулисных переговорах настаивали на том, чтобы Швеция и Финляндия удовлетворили опасения Анкары по поводу их членства в НАТО.
Несмотря на препятствия со стороны Турции по вступлению двух северных стран в НАТО, решение об их присоединении окончательно принято. Перед саммитом Североатлантического альянса, который прошел в конце июня в Мадриде, Стокгольм, Хельсинки и Анкара смогли подписать меморандум по безопасности, разблокировавший начало переговоров о присоединении Швеции и Финляндии к альянсу.
В заявлении НАТО говорится, что «присоединение Финляндии и Швеции сделает их защищеннее, НАТО – сильнее, а евроатлантический регион – безопаснее. Безопасность Финляндии и Швеции имеет первостепенное значение для Североатлантического альянса, в том числе во время процесса присоединения».
В обеих странах подчеркнули, что решение не направлено против России и обусловлено изменившейся ситуацией в сфере безопасности.
В Москве членство двух новых стран было расценено иначе, чем на Западе. Спикер Государственной думы Вячеслав Володин считает, что размещение баз Североатлантического альянса не защитит Финляндию и Швецию, а, напротив, только поставит под удар местных жителей.
Москва при этом не раз подчеркивала, что цель альянса – конфронтация. По мнению представителя Кремля Дмитрия Пескова, дальнейшее расширение блока не сулит Европе большей безопасностью.
Негативно отнеслись к будущему вступлению двух стран в блок и в МИД России, в котором считают расширение альянса «сугубо дестабилизирующим фактором в международных делах».
Едва ли не каждый день новостные сводки рассказывают о новых военных формированиях, программах боевой подготовки, ресурсах и вооружениях, которыми США и НАТО готовят к переброске к российским границам. Кадровые назначения на военные посты в Европе усиливают силовые возможности Европы и США для длительного военного конфликта с Россией. Ситуация приобретает качественно новый оборот, а именно, что войной в Донбассе военный конфликт может не ограничиться. С принятием в ряды НАТО Финляндии и Швеции риск разрастания возможного военного конфликта с Россией увеличивается. Военный конфликт, скорее всего, будет идти по сценарию приграничной войны на примере Украины.
Генсек НАТО также отметил, что членство Финляндии и Швеции в альянсе «изменит всю ситуацию в балтийском регионе»: они «прикроют» Эстонию, Литву и Латвию и позволят усилить присутствие блока в регионе.
В связи с этим на сегодняшний день России, во-первых, придется укрепить границу с Финляндией. Во-вторых, укрепить и усилить группировку российских вооруженных сил в Калининграде от возможных действий Швеции и прибалтийских государств. В-третьих, расширить свое военное присутствие в Арктике. Эти приготовления российской стороны могут существенно снизить наступательные желания и стремительное продвижение НАТО на восточном направлении.