научный журнал «Актуальные исследования» #31 (110), август '22

Конструирование в дошкольном образовательном учреждении как вид всестороннего развития ребенка

Статья посвящена изучение процесса конструирования в дошкольном образовательном учреждении.

Аннотация статьи
конструирование
детский сад
ребенок развитие ребенка
Ключевые слова

По мнению многих учёных (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Рубенштейн и другие), первые годы жизни – это критический важный период для социального, интеллектуального обучения. Дети учатся с момента рождения. В раннем возрасте у ребёнка формируется самосознание, закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Для детей основой обучения должна быть игра – в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игру в жизни детей трудно переоценить. Ребёнок прикасается к предметам, берёт их в руки – исследует мир вокруг себя. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля.

Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, социального и эстетического развития. Система образования детей дошкольного возраста постоянно пополняется и обновляется новыми играми и развлечениями.

Особое место среди них занимает конструктивная деятельность детей. Благодаря этой деятельности быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. Ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Работа детей с конструктором в игровой познавательной форме позволяет узнать много важного и интересного, а также развивает необходимые в дальнейшей жизни навыки. В силу своей универсальности конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.

В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Обучающиеся учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Кроме этого, применение конструктора на занятиях в рамках дополнительного образования помогает развитию творческих способностей и коммуникативных навыков - так как предполагает не только обсуждение и сравнение индивидуально созданных моделей, но и совместное их усовершенствование, и преобразование для последующей игры [2].

Ко всему прочему, игры с конструктором – это лучшая возможность научить ребенка выдержке, внимательности и усидчивости.

Конструктор можно и нужно использовать в свободной и непосредственно образовательной деятельности, дети при этом учатся планировать и организовывать свою деятельность, также он замечательно подходит и для сюжетно-ролевых игр, где ребенок может легко взаимодействовать со сверстниками и воспитателем. Ситуации, возникающие в процессе создания построек и обыгрывание их, способствуют социально-коммуникативному развитию детей. В процессе создания моделей дети обсуждают и сравнивают, договариваются, учитывая мнение партнера, усовершенствуют модели, для последующей игры.

 А что может быть лучше, чем самостоятельно проиграть игру с результатом своей деятельности.

Конструктор может применяться в формировании элементарных математических представлений. Ребенок воспринимает обучение как игру, у него появляется интерес, при этом легче усваивает материал. Конструктор «кубики», подходят для наглядного материала закрепления и развития навыков прямого и обратного счёта, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур; умения ориентироваться на плоскости, умения классифицировать по признакам. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. («Найди недостающую фигуру», «Башенки», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд», «Где больше?» и т.д.).

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром конструктор используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются?», «Расскажи о свойствах предмета» и т.д.).

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия [5].

Дети могут раскладывать кирпичики конструктора в соответствующие цветовые группы и определять цвета в каждой группе, находить лишний или недостающий цвет.

Таким образом, конструктор, удобно использовать для изучения и закрепления цвета («Цветной домик», «Веселые ступеньки»).

Конструктор помогает в дидактических играх. Особая роль дидактической игры в дошкольном учреждении определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, интересным, позволить ребенку получить собственный опыт. Собирая конструктор, ребенок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели. Здесь уместно вспомнить слова известного русского педагога К.Д. Ушинского: «…лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…».

С помощью конструктора развивается не только мелкая моторика, но и физическое развитие, его легко можно использовать на занятиях по физкультуре: ходьба/бег змейкой между деталями конструктора, челночный бег, удержание равновесия, упражнения на развитие координации движений, упражнения на развитие гибкости, быстроты и ловкости.

Используя в своей работе конструктор, дети активно учатся экспериментировать, изобретать, фантазировать, развивается пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память. А именно это является основой интеллектуального развития.

Конструктор помогает дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. Конструирование – это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески.

Текст статьи
  1. Варки Н. Ребенок в мире творчества // Дошкольное воспитание, 2003, № 6, С. 57-67.
  2. Волкова С.И. Конструирование, - М: «Просвещение», 2010 г.
  3. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию детского сада – М.Феникс 2009 – 79 с.
  4. Ушинский К.Д. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. – М.: Просвещение, 2002. – С.57-82.
  5. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду, М. Сфера 2011 г.
  6. http://rpp.nаshаuсhеbа.ru/pаrs_dосs/rеfs/140/139423/img20.jpg
  7. http://www.int-еdu.ru/
  8. http://www.lеgо.соm/ru
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября