По мнению многих учёных (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Рубенштейн и другие), первые годы жизни – это критический важный период для социального, интеллектуального обучения. Дети учатся с момента рождения. В раннем возрасте у ребёнка формируется самосознание, закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Для детей основой обучения должна быть игра – в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игру в жизни детей трудно переоценить. Ребёнок прикасается к предметам, берёт их в руки – исследует мир вокруг себя. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля.
Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, социального и эстетического развития. Система образования детей дошкольного возраста постоянно пополняется и обновляется новыми играми и развлечениями.
Особое место среди них занимает конструктивная деятельность детей. Благодаря этой деятельности быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. Ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Работа детей с конструктором в игровой познавательной форме позволяет узнать много важного и интересного, а также развивает необходимые в дальнейшей жизни навыки. В силу своей универсальности конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.
В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Обучающиеся учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Кроме этого, применение конструктора на занятиях в рамках дополнительного образования помогает развитию творческих способностей и коммуникативных навыков - так как предполагает не только обсуждение и сравнение индивидуально созданных моделей, но и совместное их усовершенствование, и преобразование для последующей игры [2].
Ко всему прочему, игры с конструктором – это лучшая возможность научить ребенка выдержке, внимательности и усидчивости.
Конструктор можно и нужно использовать в свободной и непосредственно образовательной деятельности, дети при этом учатся планировать и организовывать свою деятельность, также он замечательно подходит и для сюжетно-ролевых игр, где ребенок может легко взаимодействовать со сверстниками и воспитателем. Ситуации, возникающие в процессе создания построек и обыгрывание их, способствуют социально-коммуникативному развитию детей. В процессе создания моделей дети обсуждают и сравнивают, договариваются, учитывая мнение партнера, усовершенствуют модели, для последующей игры.
А что может быть лучше, чем самостоятельно проиграть игру с результатом своей деятельности.
Конструктор может применяться в формировании элементарных математических представлений. Ребенок воспринимает обучение как игру, у него появляется интерес, при этом легче усваивает материал. Конструктор «кубики», подходят для наглядного материала закрепления и развития навыков прямого и обратного счёта, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур; умения ориентироваться на плоскости, умения классифицировать по признакам. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. («Найди недостающую фигуру», «Башенки», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд», «Где больше?» и т.д.).
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром конструктор используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются?», «Расскажи о свойствах предмета» и т.д.).
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия [5].
Дети могут раскладывать кирпичики конструктора в соответствующие цветовые группы и определять цвета в каждой группе, находить лишний или недостающий цвет.
Таким образом, конструктор, удобно использовать для изучения и закрепления цвета («Цветной домик», «Веселые ступеньки»).
Конструктор помогает в дидактических играх. Особая роль дидактической игры в дошкольном учреждении определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, интересным, позволить ребенку получить собственный опыт. Собирая конструктор, ребенок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели. Здесь уместно вспомнить слова известного русского педагога К.Д. Ушинского: «…лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…».
С помощью конструктора развивается не только мелкая моторика, но и физическое развитие, его легко можно использовать на занятиях по физкультуре: ходьба/бег змейкой между деталями конструктора, челночный бег, удержание равновесия, упражнения на развитие координации движений, упражнения на развитие гибкости, быстроты и ловкости.
Используя в своей работе конструктор, дети активно учатся экспериментировать, изобретать, фантазировать, развивается пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память. А именно это является основой интеллектуального развития.
Конструктор помогает дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. Конструирование – это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески.