Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предполагают большой объем самостоятельной работы обучающихся как по очной, так и заочной формам обучения. При организации обучения по иностранному языку специализация учебных программ предполагает освоение профильной лексики и работу с оригинальными текстами по специальности. Современные информационные технологии являются большим подспорьем для обучающихся при работе с иноязычными текстами, однако возникает вопрос, насколько такое «облегчение» работы является эффективным при овладении языковой компетенцией на уровне «владеть». Владеть, значит уметь использовать полученные знания в реальной языковой среде применительно к реальными языковыми объектами, которыми являются тексты по специальности.
Во время аудиторной работы преподаватель постоянно вовлечен в процесс освоения и применения обучающимися на практике полученных знаний. При выполнении самостоятельной работы обучающийся не имеет возможности получить мгновенную реакцию преподавателя, и вынужден полагаться на разработанный преподавателем компьютерный продукт. Имеющийся у автора практический опыт по разработке текстовых заданий позволяет нам сделать следующие выводы касательно организации самостоятельной работы обучающихся в системе MOODLE.
Неверный ответ с точки зрения системы – это несовпадение заложенных преподавателем возможных вариантов ответа, и предложенного ответа обучающимся. При этом, такие технические недочеты как лишний пробел в начале ответа или в конце или между словами, наличие или отсутствие знаков пунктуации в конце предложения или в самом тексте, все это влечет за собой «неверный» ответ с точки зрения системы, хотя с содержательной точки зрения ответ может быть верным. Бескомпромиссная реакция системы вызывает непонимание и нежелание дальнейшей работы у обучающихся, поэтому в самом начале, когда преподаватель ставит перед обучающимися задачу выполнить задания в MOODLE, необходимо четко оговаривать выше обозначенные технические нюансы, которые будут влиять на конечную оценку.
Однако есть и другая сторона – языковая, когда студент в силу своего уровня владения иностранным языком допускает ряд ошибок, который преподаватель может градуировать, от «небольшой недочет» до «серьезная ошибка». В пределах этого континуума, могут быть промежуточные значения, которые преподаватель определяет применительно к каждому конкретному случаю. В предыдущих работах [1, 2] мы подробно останавливались на разных типах вопросов: соотнести значения слов, вставить\ выбрать из списка пропущенное слово в тексте, расставить слова в правильной последовательности, которые можно использовать при разработке тестовых заданий с помощью программного продукта iSpring. В данной статье мы хотим более подробно рассмотреть вопросы открытого типа, как наиболее сложные для программирования. Однако, они позволяют наиболее четко оценить уровень владения языковой компетенцией.
Рассмотрим пример изучения лексики в системе MOODLE. В рамках вопроса «Короткий ответ» обучающийся должен найти в тексте слово \ фразу с заданным значением, например «объем продаж», и записать ответ в окошко задания. В тексте эта фраза стоит в следующем контексте: «A budget is a financial plan for a defined period, often one year. It may also include planned sales volumes and revenues…». При программировании ответов, преподаватель должен определить для себя, будет ли являться правильным ответ только в единственном числе sales volume, или допустим ответ во множественном числе sales volumes. Если оба ответа верны, тогда при программировании, оба ответа получат 100%. Если верен только ответ в единственном числе, тогда второй ответ должен получить некоторый штрафной балл, например «-20%». Если заранее не запрограммировать ответ с ошибкой, то обучающийся, получив реакцию системы «Неверно», не будет знать, в чем была ошибка, и не сможет скорректировать свою дальнейшею работу в системе. Рассмотрим другой пример с использованием глагола. В задании предлагается найти слово «привлекать, вовлекать». В тексте глагол встречается в следующем контексте: «The focus is therefore in engaging the managers …» Правильный ответ требует изменить форму глагола и записать инфинитив. Если обучающийся не изменит форму, а оставит глагол с –ing окончанием, то ответ будет неверный, штрафной балл «–20%». Таким образом, даже работа с лексикой требует от обучающегося не просто механического действия скопировать фразу и вставить ее в окошко с ответом, ему необходимо соотнести форму слова в тексте с заданной в условии и при необходимости изменить ее.
Еще большую проработку требует задание: «Найдите в тексте ответ на вопрос». Алгоритм остается тем же. Нужно определить, какие ответы будут считаться верными и получат максимум баллов (100%), какие будут получать штрафные баллы. Рассмотрим пример. Задание: Найдите в тексте ответ на вопрос: «What is a budget surplus?» Ответ находится в следующем контексте: «A budget is the sum of money allocated for a particular purpose and the summary of intended expenditures along with proposals for how to meet them. It may include a budget surplus, providing money for use at a future time, or a deficit in which expenses exceed income». Важно понимать, что мы просим обучающегося именно найти ответ в тексте, а не написать свою версию ответа, так как во втором случае количество возможных правильных вариантов ответа будет стремиться к бесконечности. Проявить свои творческие способности обучающийся может, выполняя задание в формате «Эссе». Здесь же мы хотим, чтоб система автоматически выдавала ответ обучающемуся, чтобы сократить время проверки заданий преподавателем. Таким образом, ограничив обучающегося в выборе ответа, самым точным можно считать ответ: «providing money for use at a future time», за который обучающийся получит максимальный балл (100%). Ответ: «a budget surplus, providing money for use at a future time» содержит синтаксическую ошибку, поэтому назначается штрафной балл «-20%». Следующие три варианта, являются производными от предыдущего ответа, но они грамматически верны и получат 100%: «a budget surplus means providing money for use at a future time»; «a budget surplus is providing money for use at a future time»; «a budget surplus provides money for use at a future time». Следующие два ответа: «It may include a budget surplus, providing money for use at a future time.», «A budget may include a budget surplus, providing money for use at a future time.», получат 100%, так как и с точки зрения фактического ответа на вопрос и с точки зрения грамматики они верны. Конечно, возникают ситуации, когда обучающиеся дают вариант ответа, который не был учтен при программировании задания. Тогда при проверке преподаватель имеет опцию отредактировать задание, добавить неучтенный вариант ответа к имеющемуся списку, и \ или назначить баллы за ответ.
Последний тип заданий, на который хотелось бы обратить внимание – это построение вопросов. Как и с предыдущими заданиями, необходимо предусмотреть возможные варианты неверных ответов и заложить их в систему со штрафными баллами. Рассмотрим пример. В задании сказано: «Напишите вопрос к выделенным в предложении словам: A budget establishes the cost constraint for a project, program, or operation». Правильные варианты ответа: «What does a budget establish for a project, program, or operation?» и «What does a budget establish?» – максимальный балл 100%. Возможные варианты с ошибками: «What does a budget establishes for a project, program, or operation?» – основной глагол не изменил форму, штрафной балл «-20%»; «What does a budget establishe for a project, program, or operation?» – неверная начальная форма глагола, штрафной балл «-10%»; «What is a budget establish for a project, program, or operation?» – неверный вспомогательный глагол, штрафной балл «-25%».
Таким образом, основная задача разработки ответов с ошибками заключается в том, чтобы предугадывать возможные трудности у обучающихся, и в случае их самостоятельной работы с системой, давать им подсказку – в чем заключается ошибка, чтобы в дальнейшем они могли избежать ее повторения. Тщательно разработанные вопросы типа «Короткий ответ» в системе MOODLE, дают преподавателю возможность оценить способность обучающегося самостоятельно порождать текст, при этом программа будет автоматически оценивать правильность или ошибочность ответа и выставлять градуированную оценку.