научный журнал «Актуальные исследования» #32 (111), август '22

Профессиональный стресс: причины, развитие, последствия

Статья посвящена изучению профессионального стресса, обоснованы его причины и факторы развития.

Аннотация статьи
профессиональный стресс
эмоции
напряжение
стрессоустойчивость
Ключевые слова

Явление стресса в современном мире приобрело особую актуальность, а умение справляться с ним, стрессоустойчивость, становится всё более насущной потребностью. Логично, что в течение последних лет интерес к исследованию этого явления всё возрастает, особенно в области стресса, связанного с профессиональной деятельностью человека, поскольку такой стресс оказывает значительное влияние на качество жизни человека, состояние его здоровья, работоспособность, качество выполняемых работ и множество иных аспектов человеческой жизни. Профессиональный стресс – это такое состояние, когда вследствие длительных или резких эмоциональных нагрузок регуляторные системы организма переходят в состояние гиперактивации или, напротив, угнетения, появляются иди обостряются состояния напряжения и/или утомления, а, далее, перенапряжения и/или переутомления.

В общем смысле стресс – состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, вызванным воздействием различных неблагоприятных факторов. Такими факторами, в контексте трудовой деятельности человека, могут являться: повышенная умственная нагрузка без должного отдыха – увеличенный по продолжительности и/или ненормированный рабочий день, либо работа в сменном режиме; частые служебные командировки; работа в состоянии постоянной нехватки времени; общая продолжительность состояния сосредоточенного внимания; повышенный информационный поток, нуждающийся в обработке; выполнение задач высокой сложности с большой ценой ошибки; работа с риском для жизни; сложный либо враждебный коллектив.

Как правило, появление стрессовых состояний редко является следствием только одного фактора, чаще причиной является совокупность двух и более, к примеру комбинация неблагоприятных факторов умственной нагрузки и организационными трудностями. Психологические факторы развития стресса связаны с особенностями рабочей обстановки: диапазоном возможностей и выбора принимаемых решений, степенью влияния и контроля над рабочей ситуацией, широтой выбора способов и временных рамок выполнения заданий. Совокупная организация работы и сложившиеся в коллективе межличностные отношения выступают наиболее значимыми причинами возникновения или усугубления производственного стресса.

Развитие профессионального стресса обязательно включает в себя стадии перехода функционального состояния от простых напряжения и утомления, к их «продвинутым» степеням: перенапряжению и к переутомлению.

Высокий уровень нервно-эмоциональной напряженности в рабочей обстановке приводит к "износу" механизмов адаптации организма, что, в свою очередь, повышает риск развития атеросклероза и иных заболеваний сердечно-сосудистой системы. Вероятно, что темпы и частота развития производственного стресса будет разниться у представителей различных специальностей.

Когда человек испытывает стресс, его обычная эмоциональная реакция заменяются состояниями беспокойства, тревожности, которые, в свою очередь, способны вызвать различные нарушения как в психологическом, так и в физиологическом плане. Понятие «стресс» было введено канадским патологом и эндокринологом Гансом Селье для того, чтобы обозначить два типа реакции на любое предъявленное организму требование, чем и является, по сути, необходимость преодоления человеком неблагоприятных условий или внешнего давления. Исследования Селье показали, что конкретная, отдельно взятая неблагоприятная причина, как психологическая (утомление, перенапряжение, страх, обида и т.д.), так и физиологическая (холод, голод, болезнь и т.п.), может вызвать всего один из двух типов сложных реакций. При этом, совершенно неважно, какой конкретно это будет раздражитель и, зачастую, существует ли раздражитель вообще. Сложная психика человека способна реагировать не только когда раздражитель воздействует на него сейчас, но и на угрозу этого в будущем или даже на напоминание об этом. При этом реакция человека не будет аффективной, так как в момент переживания стрессовой ситуации человек способен контролировать свои эмоции, принимать адекватные решения на основе анализа ситуации.

В современных условиях в зависимости от того, какой именно фактор вызвал стрессовую реакцию и, на основе последовавших на неё физиологических и психологических реакций, можно выделить различные виды стресса. Психологический стресс можно разделить на информационный и эмоциональный. Информационный стресс может развиться в том случае, когда человек не может выполнить поставленную задачу ввиду того, что не успевает обрабатывать входящий информационный поток и, соответственно, не способен принять правильное решение на основе этой информации и в необходимом темпе. Иными словами тогда, когда у человека возникает информационная перегрузка. В свою очередь эмоциональный стресс возникает в ситуации эмоциональной перегрузки в результате переживаемых чувств опасности, обиды и тому подобных. Гансом Селье было выделено 3 стадии развития стресса:

1 стадия.

Реакция тревоги – мобилизация сил организма, направленная на защиту и повышение устойчивости к определенному действию. В этой ситуации организм перенаправляет внутренние резервы со второстепенных задач на решение первоочередной.

2 стадия.

Стадия сопротивляемости – те параметры, которые были дестабилизированы в первой фазе, приводятся в равновесие и закрепляются на новом уровне. При этом внешнее поведение отличается от нормы незначительно, процессы как будто налажены и ситуация взята под контроль, однако внутри появляется перерасход адаптационных запасов.

3 стадия.

Стадия истощения – перерасход адаптационных запасов значителен, что способно привести к ощутимому ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и, в редких случаях, даже к смерти.

В течение первого этапа психологический контакт сходит на нет, обозначается дистанция в межличностном общении сотрудников. Обсуждение рабочих вопросов сменяется личными выпадами, спорами, не относящимися к рабочим обязанностям. А главное, что прохождение первого этапа ослабляет самоконтроль человека, постепенно человек перестаёт осознанно, разумно. Самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека начинает ослабевать самоконтроль: он постепенно утрачивает способность осознанно регулировать своё собственное поведение.

Второй этап продолжает и усиливает последствия первого: развития ослабление самоконтроль становится более значительным, разрушительные процессы пагубно воздействуют на психику. Человек может не отдавать себе отчёт в своих действиях, забывать свои слова и поступки, либо же помнить и осознавать их не полностью, туманно. Позднее, с возвратом самоконтроля, многие люди утверждают, что сожалеют о своих действиях и поступках в состоянии стресса и никогда не поступили бы так будучи спокойном состоянии.

Продолжительность второй стадии аналогична продолжительности первой: это индивидуальный диапазон от нескольких минут и до нескольких дней, иногда недель.

 В ходе первых двух этапов расходуются силы и энергия человека, он утомляется, начинает ощущать усталость и чувство опустошённости. Израсходовав силы, человек останавливается, к нему возвращается способность осмыслить произошедшее. После этого часто он ощущает чувство вины за сделанные поступки, раскаивается, обещает самому себе не повторять подобного поведения, однако, спустя какое-то время, всё повторяется. Особенности поведения в стрессовой ситуации индивидуальны и, как правило, закладываются в раннем детстве, когда ребёнок вовлечён во внешние проблемы и со стороны наблюдает, например, за ссорой или спором своих родителей, которые могут задеть и его. Потому степень и частота стрессовых ситуаций различна, это могут быть мелкие, неглубокие, но каждодневные переживания, которые проходят, не нанося существенного вреда ни самому человеку, ни окружающим, а могут быть редкие, но очень сильные ситуации, в которых человек абсолютно не контролирует себя, находясь в состоянии, схожем с состоянием аффекта. Кроме степени и частоты к переменным особенностям прохождения через стрессовые ситуации относится и направление негативных эмоций (агрессии, жестокости и т.п.) – они могут быть внутрь, когда человек злится на самого себя за любые ошибки, и наружу, когда виноватым будет кто и что угодно, кроме самого человека. Таким образом, состояние стресса воздействует на все аспекты человеческой деятельности, включая и его работу. Монотонные, похожие друг на друга нагрузки действуют по-разному на разных людей из-за их индивидуальных особенностей нервной системы. Реакции диаметрально противоположны – от повышения активности, прилива сил, улучшения результатов труда до полной апатии, пассивности в поведении, чувства пустоты и, как следствия, общего снижения показателей эффективности. Эти реакции и следствия зависимы от массы факторов, но, в первую очередь, от личных особенностей и психологической устойчивости человека, которая складывается из скорости реакции в оценке окружающего и принятия решения, силы воли и решительности, ранее пережитый опыт в схожих ситуациях.

Увеличенная нагрузка, повышенный информационный поток, увеличенный рабочий день, однообразие рабочего процесса, конфликтный коллектив, выбранный руководством метод управления, несоответствие условий труда завяленным, отсутствие роста и возможностей проявить себя, нестабильность предприятия в целом, опасные условия труда, даже климат в помещении (влажность, температура, освещённость и пр.) вызывают негативные последствия вне зависимости от личностных факторов сотрудника.

Резюмируя, можно сказать, что на появление стресса на работе оказывают влияние и личностные особенности сотрудника и созданные ему условия труда.

Итогом стресса на работе, помимо ухудшения общего эмоционального состояния, станут и физиологические проявления, такие, как расстройство сна, головные боли, проблемы с ЖКТ, болезни сердечно-сосудистой системы, обострения хронических заболеваний. А продолжением стресса рабочего станет стресс личный – ухудшение отношений с семьёй, друзьями, срывы на близких и стрессовая ситуация продолжится и будет окружать человека постоянно.

Для работодателя это выльется в понижении работоспособности сотрудника и окружающего его коллег за счёт общего ухудшения климата в коллективе, увеличение числа больничных, риск нарушения техники безопасности и прочим, не менее важным, проблемам. Поэтому минимизация стресса и факторов, его вызывающих, одна из важнейших задач работодателя. Сотрудник же, в свою очередь, решает, подходят ли ему созданные работодателем условия или нет.

Для работодателя стресс, испытываемый сотрудникам, не несёт пользы. Как правило, это:

  • падение производительности, снижение качества результата;
  • ошибки в управлении со стороны руководящего состава;
  • больничные листы и травмы на производстве;
  • траты на обучение новых сотрудников и простой единицы на время их поисков;
  • невыходах на работу по различным причинам;
  • репутационные издержки.
Текст статьи
  1. Галкина Н.Ю. Психологические методы профилактики стресса в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-metody-profilaktiki-stressa-v-sovremennyh-usloviyah
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября