Цифровой детский сад – эффективное направление развития современной образовательной организации. Цифровые образовательные технологии на сегодняшний день являются неотъемлемой частью современного образования, в том числе и в детских садах.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) предъявляет особенные требования к образовательной среде, которая должна быть предельно насыщенной, имея в виду оснащение оборудованием и объединение в едином развивающем пространстве традиционных игрушек, игр, учебно-методического оборудования, в том числе электронные образовательные ресурсы.
Согласно федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» (2019-2024 годы) в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 годы» (с изменениями и дополнениями от 29 марта 2019 г.) в образовательных организациях необходимо внедрить современную и безопасную цифровую образовательную среду уже к 2024 году.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 годы» включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который направлен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения [2, с. 8].
В настоящее время большой проблемой в образовании является снижение интереса к занятиям, недостаточный уровень познавательной активности воспитанников. Помочь решить поставленную проблему позволяет использование комплекса современных цифровых технологий, являющихся эффективным образовательным инструментом. Для сегодняшних детей (поколения Z) данные технологии оказываются особенно важными, поскольку цифровая среда для них «родная», они родились и растут в новом цифровом мире. И тем не менее, проводя время за компьютером, дошкольник не использует технологии, которые могли бы стать полезными в его развитии, он ориентируется только на свой интерес. Таким образом, современный детский сад должен создать условия не только для воспитания, обучения и развития ребенка, но и включить в образовательный и воспитательный процесс такие информационные технологии, которые способны как удержать интерес, так и помочь в развитии индивидуального и творческого потенциала воспитанника. В то время, как и профессиональный стандарт педагога обязывает его владеть ИКТ-компетенциями, которые необходимы ему для планирования и реализации образовательной деятельности с дошкольниками.
Как и какие цифровые образовательные ресурсы (далее ЦОР) наиболее эффективно использовать в детском саду? Для этого разберемся, что обозначает термин «цифровые образовательные ресурсы».
Существует ряд определений понятия ЦОР. Рассмотрим некоторые из них. Так, Осин А.В. и Калина И.И. под цифровыми образовательными ресурсами понимают ресурсы, для воспроизведения которых используются электронные устройства [3, с.28]. Рослякова Л.А. даёт следующее определение ЦОР: «Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото- и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования» [4]. Но наиболее полное, на наш взгляд, определение термину «цифровые образовательные ресурсы» даёт Босова Л.Л.: «ЦОР – это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме ресурсы, а именно: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, ролевые игры, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями» [1].
Выделяют несколько видов ЦОР:
- Сайты
- Порталы
- Электронные издания
- Компьютерные программы и игры
- Презентации
- Электронные тренажеры
- Обучающие видеоролики, мультфильмы
- Электронные зрительные гимнастики и др.
Большинство из них в том или ином объеме применимо в дошкольном образовании. Более подробно остановимся на мультфильмах, которые сами по себе являются любимым развлечением детей. В зависимости от поставленной задачи, мы можем говорить о развивающих мультфильмах, развлекательных, социальных, мультфильмах на иностранном языке. В последнее время с развитием информационных технологий очень привлекательным для педагогов и детей становится современный вид проектной технологии — создание мультфильма.
Мультипликацией, как видом искусства, занимаются мультипликаторы. Создаются мультфильмы методом покадровой съёмки объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов или последовательных фаз движения рисованных фигур (графическая или рисованная мультипликация). Детская мультипликация – это та же игра, в которой ребенок может «оживить» игрушки или картинки, озвучить их, почувствовать себя создателем собственного мира, реализовать свои фантазии и заслужить одобрение сверстников и взрослых. За время создания мультфильма ребенок примеряет на себя профессии сценариста, художника, мультипликатора, актера, монтажера.
Существует несколько техник создания мультфильмов. Наиболее подходящими для дошкольного возраста является «stop-motion» («стоп-моушен») анимация, представляющая собой видео материал, полученный из последовательно снятых кадров. Есть ряд разновидностей «стоп-моушен» анимации:
- Рисованная анимация. Довольно сложная анимация, так как ребенку необходимо прорисовать отдельно каждый кадр.
- Кукольная анимация. В процессе создания мультфильма дошкольник меняет положение кукол-героев, создавая иллюзию движения.
- Пластилиновая анимация. Своим процессом схожа с кукольной, за исключением того, что материалом для изготовления фигур служит пластилин.
- LEGO анимация. Героями и декорациями являются построенные из LEGO фигуры. Можно использовать готовые наборы конструктора или фантазировать.
- Плоскостная перекладка. Очень простая в исполнении техника. Пространство и персонажи рисуются отдельно. Их вырезают, можно по деталям. В процессе съемки ребенок перекладывает персонажи по нарисованному пространству.
- Пиксиляция. В данной технике роль персонажей мультфильма принадлежит живым актерам, в нашем случае детям. На наш взгляд – это самая интересная для детей техника. В мультфильме, созданном с помощью данной техники, ребята могу летать, проходить через стены, заставлять предметы перемещаться и многое другое.
Алгоритм создания мультипликационного продукта может включать следующие этапы:
- Написание сценария. Данный этап активизирует дошкольников сочинять истории, наблюдать за людьми, событиями, размышлять над тем, какие ощущения за ними стоят.
- Подготовка персонажей и декораций. Этап стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Герои и декорации выполняются в заранее выбранной технике.
- Покадровая съемка. Ребенок в роли оператора ведет покадровую съемку, остальные дети передвигают фигуры и декорации согласно сценарию.
- Озвучивание мультфильма. Ребята примеряют на себя роли актеров дубляжа или озвучивания, подарив персонажу свой голос. Дошкольники учатся говорить с интонацией, передавая настроение, характер героя, «вживаются» в роль и «оживляют» картинки своим голосом.
- Монтаж. Используя специальные программы для монтажа, педагог обрабатывает и соединяет кадры. С помощью детей подбирается музыкальное сопровождение, название мультфильма и титры.
Таким образом, совместная работа педагога с детьми по созданию мультфильмов может внести большой вклад в воспитательную систему подрастающего поколения. Такая деятельность запомнится дошкольникам надолго, будет способствовать формированию познавательного интереса, развитию мелкой моторики, творческих и нравственных сторон личности.