Возможности формирования коммуникативных навыков на музыкальных занятиях

В статье определяются способы формирования коммуникативных навыков на музыкальных занятиях.

Аннотация статьи
музыка
коммуникативный навык
музыкальное занятие
ребенок
Ключевые слова

Музыкальное занятие одно из немногих занятий, где активно осуществляется эмоциональное, чувственное развитие ребенка. Лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, Герой Социалистического Труда композитор Д. Б. Кабалевский писал, что в занятиях музыкой с детьми «главное – способность благотворного воздействия на духовный мир учащихся, на их идейность и нравственность, на их эстетические воззрения, на формирование их высокого эстетического вкуса» [2].

В основе коммуникативной компетенции заложена совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для общения. Они приобретаются не только посредством самого общения, но и в ходе другой активной деятельности: чтение книг, рассматривание картин, иллюстраций, приобщение к различным жанрам искусства – театр, опера, балет, игры, просмотр фильмов, мультфильмов и т.д. Прослушивание музыки и другая музыкальная деятельность также является способом развития коммуникативной компетенции, поскольку музыка имеет универсальный язык общения.

Задача данной статьи рассмотреть и описать возможности формирования коммуникативной компетенции у детей на музыкальных занятиях, здесь мы попытаемся проследить виды деятельности, в которых осуществляется ее развитие.

Рассмотрим музыку с точки зрения следующего определения, сформулировала которое профессор кафедры культурологии Кемеровского государственного университета культуры и искусств Т. И. Кузякина: «Музыка – выражение потребности людей воспринять мир и запечатлеть в интонационной форме». Музыкальное искусство развивалось параллельно с обществом, отражая представление людей о мире и транслируя идеи социума. Музыкальный язык можно считать кодирующей системой, предназначенной для передачи информации от композитора к слушателю. В музыкальном процессе через музыкальный язык и средства музыкальной выразительности осуществляется создание и передача содержания музыкального произведения, художественных образов и мысли композитора в целом [3].

Музыкальная коммуникация – «это сложный процесс, который можно поделить на следующие составляющие: композиторское творчество, исполнительская интерпретация, слушательское восприятие и музыковедческое постижение музыкального произведения» [3]. Следовательно музыка объединяет в себе несколько различных видов коммуникации.

Для того, чтобы выявить возможности формирования коммуникативных навыков у детей на музыкальных занятиях, обратимся к одному из видов деятельности – восприятия музыки. Именно через восприятие человек с детства учится постигать мир. Советский психолог С. Л. Рубинштейн считал, что: «восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмету» [7]. Это значит, что восприятие предполагает осознание смысла, сути. Следовательно, музыкальное восприятие – это «восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка, как искусство, как особая форма отображения действительности, как эстетический феномен» [4].

Музыкальное восприятие является активным видом творческой деятельности, направленным на приобщение слушателя к музыкальному искусству. Такое восприятие имеет благотворное, развивающее влияние на психику, а также характеризуется образностью и эмоциональностью, требует постижения смысла музыки, требует активного включения интеллектуальных функций. Согласно российской психологии, «музыкальное восприятие – это сложная деятельность, направленная на адекватное отражение музыки и объединяющая собственно восприятие (перцепцию) музыкального материала с данными музыкального и общего жизненного опыта (апперцепцию), познание, эмоциональное переживание и оценку произведения» [4]. Оно задействует все главные психические процессы человека: мышление, память и воображение.

Музыкальное восприятие обладает двумя важнейшими функциями – социальной и личностнойЛичностную функцию можно разделить на эмоциональные, эстетические, компенсаторные и познавательные компоненты. Соответственно, социальные функции носят коммуникативную роль. Музыка объединяет слушателей в группы. Коммуникация является процессом двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию. У слушателей появляется необходимость поделиться своим опытом восприятия, узнать чужую точку зрения.

На музыкальных занятиях, в ходе которых осуществляется большая часть музыкальной деятельности дошкольников, существуют и другие её виды. Рассмотрим их в соответствии со систематизацией кандидата педагогических наук и автора учебных пособий по этой теме Г. А. Прасловой [6]:

1. Деятельность восприятия музыки (слушание).

2. Исполнительская деятельность:

  • игра на детских музыкальных инструментах;
  • пение;
  • музыкально-ритмические движение;
  • музыкальная игра.

3. Музыкально-творческая деятельность.

4. Музыкально-образовательная деятельность.

5. Самостоятельная музыкальная деятельность.

Самостоятельная музыкальная деятельность на занятиях используется довольно редко. Однако если ребенок был обучен правильным образом, он сможет использовать этот вид деятельности, например, самостоятельно организовать игру в свободное время, тем самым развивая уже полученные навыки.

Обратимся к самому близкому для детей виду деятельности – музыкальной игре. В классических музыкальных занятиях она проводится в самом конце для того, чтобы закрепить положительный эмоциональный опыт ребенка. Во время музыкальных игр ставятся различные задачи – развитие крупной моторики, умение ориентироваться в пространстве, а также развитие навыков коммуникации. Дети взаимодействуют друг с другом по определенным установленным заранее правилам, это создает различные задачи, которые требуют решения. Таким образом мы повышаем уровень коммуникативной компетенции дошкольника. Реализуется целый ряд дидактических задач, «в процессе освоения и исполнения коммуникативных танцев-игр: социально-эмоциональное воспитание ребенка, формирование двигательных навыков, умений ориентироваться в пространстве, а также развитие музыкальности и важнейших личностных качеств» [1].

Музыкально-ритмические движения на музыкальных занятиях в детском саду также решают ряд задач, направленных на развитие коммуникативных навыков. К музыкально-ритмическим движениям относятся вводные упражнения и различные танцы. Занятие начинается с нескольких вводных музыкально-ритмических движений (марш, бег, поскок, галоп и пр.), которые помогают настроить детей на работу и собрать их внимание. Дошкольники учатся воспринимать задания и пояснения музыкального руководителя, договариваться о своем расположении во время выполнения движений, искать себе пару и другие. «Немаловажным фактором в формировании эстетического воспитания в музыкальной деятельности является организация музыкально-ритмических занятий, так как выразительная передача посредством движений, характера музыки, воплощение образного содержания движений в двигательной деятельности развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют процессы восприятия, а так же служат и задачами физического воспитания, происходит укрепление мышц; улучшается работа органов дыхания, кровообращения, совершенствуются двигательные навыки. Через движение с музыкой идёт активный процесс приобщения ребёнка к музыке, её пониманию» [8]. В ходе музыкально-ритмической деятельности налаживаются связи между моторными и психическими функциями организма.

К исполнительскому виду деятельности относится и игра на детских музыкальных инструментах (ДМИ). Их можно использовать для того, чтобы больше заинтересовать дошкольника музыкой, активно включить его в процесс музицирования. В старшем дошкольном возрасте ребенок готов к обучению игре не только на шумовых инструментах, но и имеющий звукоряд. В основном дети занимаются групповым исполнением, это учит их ансамблю, развивает умение слушать других, оценивать свою деятельность со стороны. Также можно предложить ребенку выбрать инструмент самостоятельно, успешное выполнение такого задание будет свидетельствовать об уже довольно развитых коммуникативных умениях. «Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира» [9].

В процессе пения дети осваивают умение внимательно слушать друг друга, происходит работа над ансамблем. Формируется чувство общности, целостности, идет активное включение в работу каждого ребенка. Также дети проникаются содержанием произведения, отобранные песни должны отличаться музыкальной и нравственной ценностью, это является необходимым условием при подборе репертуара.

Певческая деятельность характеризуется уникальными исполнительскими и художественными возможностями для ребенка. Это один из важнейших неотъемлемых, исторически проверенных средств формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровое пение имеет многовековые традиции, глубокое художественное и духовное содержание, а также имеет огромное потенциальное воздействие на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей. В процессе певческой деятельности ребенок является не только потребителем, но и творцом музыкальной культуры, сам создает определенные художественные ценности [5]. В контексте данной работы в хоровом пении ценностью является возможность слушать, анализировать себя и остальных участников процесса и контролировать качество собственного исполнения.

Пение – «это наиболее доступный и любимый вид детского творчества, не требующий каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен, является испытанным средством музыкального воспитания» [5]. Однако для этого вида деятельности необходимо развивать музыкальные способности – музыкальный слух, интонацию, чувство ритма.

Анализируя виды деятельности дошкольника на музыкальном занятии, можно с уверенностью назвать такую среду крайне благотворной для развития коммуникативных навыков. Для реализации этой задачи необходимо определиться с методами и приемами, направленными на формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Текст статьи
  1. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. – СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004. – 36с.
  2. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:Просвещение, 1984. - 206 е., ил.
  3. Кузякина Т. И. Музыка как коммуникация в современной культуре – 2007. – 4с.
  4. Назайкинский Е. О константности в восприятии музыки. – М., 1981. С. 91.
  5. Немыкина И.Н., Сумарокова Н.С. Певческая деятельность как условие социально-личностного развития детей в младшей школе // Современные проблемы науки и образования. – 2014.
  6. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.
  7. Рубинштейн С. Основы общей психологии. – 1949. С. 266.
  8. Сыромятенко Т. В. Ритмика для детей 4-5 лет. Возраст детей: 4-5 лет. – Ярославль, 2019.
  9. Тютюнникова Т. Э. Образовательная программа по предмету элементарное музицирование для детей от 3 до 7 лет. – Мск. 2002.
Список литературы