Социализация понимается «как процесс, последовательно изменяющийся, и характеризуется определенными стадиями – адаптация, самореализация, интеграция» [3, с. 13].
Однако процесс социализации личности не может проходить, минуя такой институт социализации как образование. Образование является «одним из приоритетных институтов, который обеспечивает развитие и становление личности, причем на всех ступенях – среднее, общее, и высшее» [4, c.20].
В свою очередь «процесс профессионального образования и включение в трудовую деятельность является профессиональной социализацией… Профессиональная социализация осуществляется в процессе воздействия института образования на индивидуальные особенности студентов путем формирования у них новых социально-психологических качеств, знаний, умений и навыков, связанных с профессиональной деятельностью» [1, с.1181].
Современная наука выделяет три уровня профессиональной социализации: «первый уровень – личностный, второй – групповой, третий – институциональный. Требования стандартов, которые реализуются в настоящее время в профессиональных образовательных организациях, предусматривает решение проблем профессиональной социализации обучающихся различными средствами, на всех уровнях» [6, с. 70]. Это могут быть экскурсии на предприятия, учебные и производственные практики, а также проектная деятельность.
Проектная деятельность – это «универсальное средство развития человека на разных возрастных этапах… Проектная деятельность содержит удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Ее развивающая функция основана на продуктивности воображения, которое творит субъективную реальность и программирует действия по изменению того или иного объекта; силе и свободе творчества; логичности и последовательности совместной с другими людьми творческой деятельности; стимулу к развитию социальной активности; эмоциональном обогащении жизни человека, связанном с ощущением способности к преобразованию действительности» [5, с. 66].
Выделяя проектную деятельность как инновационную составляющую современного образования, заметим, что данная технология представляет возможность осуществить целенаправленное поэтапное формирование команды высококвалифицированных специалистов на основе заданных критериев, исходя из специфики каждого отдельного проекта. В процессе реализации проекта развиваются творческие способности человека, работа в проекте способствует формированию логического, критического, проблемно-ориентированного междисциплинарного мышления [2, с. 21].
Проективный характер социализации проявляется в том, что «личность обучается знаковому кодированию; приводит в соответствие языковой комплекс с объектами внешнего мира; формирует навыки абстрагирования признаков и связей, имеющих необходимый характер; учится соотносить потребности, мотивации и поступки» [7, с. 218].
Наиболее ценным итогом реализации выполненных проектов становится «приобретенные проектировочные, и коммуникативные умения. При этом научная сторона того или иного предметного содержания, глубина его освоения остаются, как правило, на втором плане. Дело в том, что сознание и поведение людей, вовлеченных в проектную деятельность, под ее влиянием приобретают новые дополнительные свойства. Прежде всего, это особое состояние открытости сознания новому, неизведанному. Проектное воображение сочетает фантазию с умением вообразить объект проектирования на фоне сразу несколько контекстов. Особенности проектного мышления проявляются в умении представлять будущее, используя для этого критичность, креативность, методологию мышления» [5, с.67].
Возможности метода проектирования для социализации студента выявляются через анализ взаимодействия преподавателя, студента в окружающей действительности. Студент в проектной деятельности определяет цель, задачи, обосновывает актуальность проблемы и гипотезу, экспериментирует, выбирает пути решения проблемы и.т.д. Завершающий этап — это реализация данного проекта.
Таким образом, проектная деятельность, оказывает колоссальное влияние на профессиональную социализацию личности, позволяет студенту раскрыть свой творческий потенциал в решении будущих профессиональных задач, которые встанут перед бедующим специалистом в его профессиональной деятельности.