Главная
АИ #32 (111)
Статьи журнала АИ #32 (111)
Арт-терапия в работе педагогов ДОУ

Арт-терапия в работе педагогов ДОУ

Автор(-ы):

Лысенко Оксана Юрьевна

Келипова Элен Мхитаровна

Мякушко Анна Александровна

Мишурова Галина Викторовна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

арт-терапия
песочная терапия
музыкальная терапия
игровая терапия
творческий продукт
сказкотерапия
фототерапия
изотерапия

Аннотация статьи

В данной статье изучается арт-терапия в работе педагогов ДОУ. Цель арт-терапии состоит в гармонизации развитии личности через развитие творческих способностей.

Текст статьи

Арт-терапия – это прежде всего метод психологического позитивного воздействия на человека, целью которого является поддержание и укрепление психического здоровья.

Арт-терапия включает в себя, достаточно большой спектр методов:

  1. Песочная терапия, представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребёнка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения. Это один из методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу с образами. Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построенной на специальном подносе с песком. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции).
  2. Музыкальная терапия, очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность.
  3. Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия с использованием игры. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя, снимая опасность социально значимых последствий. Метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.
  4. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, улучшения взаимодействия с окружающим миром. Сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях. Наиболее распространенными темами сказок являются: тема любви, тема детско-родительских взаимоотношений и отношений, тема личностного роста, тема основных жизненных ценностей, тема дружбы.
  5. Фототерапия, основанная на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Основное содержание фототерапии – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений. Положительное воздействие фотографии на личность и ее отношение с окружающим миром могут проявляться как при просмотре и обсуждении фотоснимков (слайдов) совместно с психологом, так и с участниками группы при групповых занятиях. В основе фотографии (слайда) лежит создание художественных образов.
  6. Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, особенно рисованием, сегодня используется для психологической коррекции с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. Многие специалисты считаю, что рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развитии личности, через развитие творческих способностей.

Что же мы развиваем по средствам арт-терапии?

  1. Внимание.
  2. Память.
  3. Мышление.
  4. Познавательную активность.
  5. Творческие способности.
  6. Рефлексию.
  7. Фантазию и креативность.
  8. Наглядно-образное мышление.
  9. Коммуникативные навыки и т.д.

Список литературы

  1. Александров, А.А. Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений: Учебное пособие / А.А. Александров. – СПб.: СпецЛит, 2014. – 232 c.
  2. Богданович, В. Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы / В. Богданович. – Пенза: Золотое сечение, 2008.– 224 c.
  3. Вальдес, Одриосола М.С. Интуиция, творчество и арттерапия / М.С. Вальдес Одриосола. – М.: ИОИ, 2012. – 96 c.
  4. Воронова, А.А. Арт-терапия для детей и их родителей / А.А. Воронова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 253 c.
  5. Вудроф, Д. Точка за точкой. Арт-терапия / Д. Вудроф. – Мн.: Попурри, 2018. – 208 c.
  6. Исханова, С.В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения: Логопедическое пособие для родителей и педагогов / С.В. Исханова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 45 c.
  7. Копытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия: Учебное пособие / А.И. Копытин. – М.: Когито-Центр, 2015. – 526 c.
  8. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. – М.: Когито-Центр, 2014. – 197 c.
  9. Копытин, А.И., Богачев, О.В. Арт-терапия наркоманий. Лечение, реабилитация, постреабилитация / А.И. Копытин, О.В. Богачев. – М.: Психотерапия, 2008. – 172 c.
  10. Ляшенко, В.В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия / В.В. Ляшенко. – М.: Психотерапия, 2014. – 160 c.
  11. Никитин, В.Н. Арт-терапия: Учебное пособие / В.Н. Никитин. – М.: Когито-Центр, 2014. – 328 c.

Поделиться

644

Лысенко О. Ю., Келипова Э. М., Мякушко А. А., Мишурова Г. В. Арт-терапия в работе педагогов ДОУ // Актуальные исследования. 2022. №32 (111). С. 36-38. URL: https://apni.ru/article/4470-art-terapiya-v-rabote-pedagogov-dou

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля