Актуальность темы исследования обусловлена тем, что борьба с экономическими преступлениями является одной из приоритетных задач правоохранительной системы РФ. За семь месяцев 2021 года по сравнению с тем же периодом 2020-го в России почти на 10% выросло количество экономических преступлений. Всего было совершено более 78 тыс. таких преступлений, следует из данных МВД. Согласно данным Генпрокуратуры, за первые шесть месяцев 2021 года совершено 70 432 экономических преступления, причем свыше четверти из них – в крупном и особо крупном размере. А общий материальный ущерб (расчет на досудебной стадии) от них за эти полгода превысил 142,6 млрд рублей.
Однако чрезмерные усилия по борьбе с экономическими преступлениями могут не только помочь, но и навредить отечественной экономики, поскольку по мнению отдельных специалистов приблизительно в 80% случаев вмешательства правоохранительных органов в бизнес, последний̆ разрушается, что создаёт оптимальные условия для процветания коррупции, сведения счетов с конкурентами через правоохранительные органы, а также «покупка» собственниками бизнеса своей невиновности.
Однако актуальными проблемами в расследовании экономических преступлений является не только коррупция правоохранительной системы, но и отсутствие должного уровня знаний экономики сотрудников правоохранительной системы.
В отношении расследования уголовных дел в сфере экономики не установлена единая монополия следствия какого-либо правоохранительного органа: данной категорией дел занимаются и следователи Следственного комитета РФ, и следователи органов внутренних дел, и следователи органов федеральной службы безопасности. Следователи, не имеющие специальных знаний в сфере экономики, осуществляют единый подход к расследованию экономических преступлений, так и к преступлениям в сфере собственности и иным сферам. Следователи, не имеющие специальных знаний в сфере экономики, осуществляют единый подход как расследованиям преступлений в сфере экономики, так и к преступлениям в сфере против личности и иным сферам.
Для начало определим понятия преступлений в сфере экономики.
Преступность в сфере экономики – это совокупность уголовно наказуемых деяний, а также лиц, их совершивших, непосредственно посягающих на такие социальные ценности, как законные владение, пользование и распоряжение имуществом, производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, порядок осуществления экономической деятельности.
При анализе определения данного понятия необходимо различать следующие его значения:
- преступность в сфере экономики как общую совокупность общественно опасных деяний, содержащих признаки преступлений, посягающих на названные ценности, и лиц, совершивших такие деяния, имеющую латентную (т. е. незарегистрированную) ее часть;
- так называемую заявленную преступность в сфере экономики, представляющую собой совокупность включенных в заявления граждан и организаций фактов, содержащих признаки рассматриваемых преступлений;
- зарегистрированную преступность в сфере экономики как совокупность фактов, содержащих признаки соответствующих деяний, получивших официальную регистрацию;
- преступность в сфере экономики как совокупность лиц, выявленных в связи с совершением деяний, содержащих признаки преступлений в сфере экономики;
- преступность в сфере экономики как совокупность соответствующих преступлений и лиц, в отношении которых вынесены обвинительные приговоры суда;
- преступность в сфере экономики как совокупность соответствующих преступлений и лиц, в отношении которых вынесены обвинительные приговоры суда, вступившие в силу.
Преступность в сфере экономики включает две большие группы преступлений
первая – преступления против собственности;
вторая – преступления в сфере экономической деятельности (преступления против порядка осуществления экономической деятельности).
УК РФ, предусматривающих ответственность за конкретные виды преступлений в сфере экономической деятельности, трудно обнаружить какую-либо закономерность.
В практической криминологии и уголовной статистике сегодня применяются иные классификации преступлений в сфере экономической деятельности. Например, в статистической отчетности МВД России выделяются подгруппы преступлений в сфере экономической деятельности, связанные:
- с потребительским рынком;
- финансово-кредитной сферой;
- внешнеэкономической деятельностью;
- приватизацией.
В статистическом отчете МВД России о состоянии преступности использованы понятия «экономические преступления, в том числе налоговые» и «преступления экономической направленности, в том числе связанные с потребительским рынком».
Анализ этого отчета показывает, что понятием «преступления экономической направленности» охватываются и преступления против собственности, и преступления в сфере экономической деятельности.
В конце 2012 г. российский законодатель криминализировал шесть новых форм мошенничества: в сфере кредитования, при получении выплат, с использованием платежных карт, в сфере предпринимательской деятельности, в сфере страхования и в сфере компьютерной информации.
Однако несмотря на постоянное совершенствование российского законодательства в части выявления преступлений в сфере экономики до сих пор там присутствует огромные пробелы.
Явным примером являются проблемы и сложности в расследовании преступлений в кредитно-финансовой сфере.
Согласно статистике за последние 5 лет, практически каждый отзыв лицензии банка сопровождается в дальнейшем возбуждением уголовного дела.
Данное обстоятельство связано с выводом собственниками банков активов под видом сделок гражданско-правового характера.
Сложностью в расследовании данной категории преступлений являются, в том числе:
1. Сложность в получении имеющей значение для уголовного дела документации кредитной организации, у которой отозвана лицензия и длительные сроки подготовки документов представителями ГК «АСВ» (от одного месяца до года).
2. Отсутствие оригиналов документов, подтверждающих принятие решений о выдаче кредитов или займов организациям в результате нарушений порядка делопроизводства либо уничтожения документов руководством кредитной организации до отзыва лицензии, что не позволяет документально закрепить факт вывода активов кредитной организации и препятствует производству судебных экспертиз.
3. Большой объём финансовых документов, подлежащих изъятию, осмотру, исследованию, анализу; трудоёмкость и длительность проведения бухгалтерских, финансово-аналитических и иных экспертиз. В отдельных случаях только ожидание производства судебной экспертизы может достигать от нескольких месяцев до года.
Длительность производства предварительного следствия по уголовным делам данной категории детерминирована следующими факторами:
- исследование обстоятельств, совершенного преступления, как правило, значительного периода давности, в этой связи возможно отсутствие документов, электронной автоматизированной базы банка (например, сведения о движении по счетам юридических и физических лиц уничтожаются банками по истечении срок хранения (не более 5 лет));
- установление значительного количества юридических лиц, имеющих адреса массовой регистрации, не осуществляющих какой-либо финансово-хозяйственной деятельности и созданных только с целью участия в криминальных схемах вывода денежных средств, руководителями и учредителями которых являются номинальные лица, проживающие, как правило, не по месту регистрации и за пределами московского региона;
- необходимость проведения выемок документов в ГК «АСВ», инспекциях ФНС России, кредитных учреждениях, предполагающих судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия, что также отражается на процессуальных сроках;
- изучение, осмотр и анализ изъятых документов (кредитные досье организаций, документы финансовой, налоговой отчётности, банковские выписки о движении денежных средств), информация из которых в последующем используется в ходе допросов потерпевших, свидетелей, подозреваемых и обвиняемых.
4. Отсутствие результатов оперативно-розыскных мероприятий по фиксации преступной деятельности, т. к. данная категория преступлений выявляется, как правило, после отзыва у банка лицензии.
ВЫВОД
Наравне с вышеизложенным следователи, так же сотрудники судебной системы РФ, как правило, не умеют работать с огромным массивом полученной информации, прибегая к формулировкам «исходя из механизма работы Банка, осужденным не было необходимости лично давать указания каждому сотруднику банка, который будет иметь отношение к выдаче денежных средств».
Вышеуказанное свидетельствует о необходимости создания единого правоохранительного органа в расследовании преступлений, связанных с экономикой, и самое главное формирование данного органа сотрудниками, имеющими знание в сфере экономики, а лучше реальным опытом работы в сфере финансов в коммерческих организациях.