Язык является важным средством коммуникации между субъектами, выполняя с помощью различных знаков свою главную функцию — общественную. Заявленная тема является актуальной и необходимость исследования очевидна, так как проблема знака и знаковой сущности языка рассматривается уже не одно столетие, причем не только в языкознании, но и в философии, логике, логической семантике и др. [1, с.10]
Язык принадлежит к одной из многих языковых систем, которые имеют функцию передавать информацию о происходящих событиях, о намерениях, ощущениях и т.д. Но для более полного представления о том, что такое язык, важно выяснить, в чем выражается его знаковая сущность [3, с.56].
Проблемой изучения знака и, в частности, языкового знака занимался ряд зарубежных (Э. Кассирер, Ч. Моррис, Ч. Пирс, Ф. де Соссюр, Г. Фрег), а также отечественных (Э. Г. Аветян, А.Г. Волкова, В.Н. Волошинова, В.А. Звегинцева, А.Ф. Лосева, И.С. Нарский, А.А. Потебня, Л.О. Резникова, Ф.Ф. Фортунатов) исследователей [5, с.237].
Проблема знаковости языка является одной из самых активно исследуемых проблем таких наук как языкознание, логика, логическая семантика, философия. Но в 20 веке появляется, основанная на изучении знаков, новая наука-семиотика. Эта наука изучает знаки и знаковые системы в человеческом обществе и животном мире [7, с.25].
Семиотика состоит из трех составляющих: синтактики (изучает отношение между знаками и их составляющими); семантики (отношение между означающим и означаемым); прагматики (отношение между знаком и его пользователями) [7, с.48].
Родоначальником теории знаков считают стоиков Древней Греции, они открыли те элементы, которые образуют знаковую ситуацию или семиозис (процесс интерпретации знака, или процесс порождения значения). Если же обратится к более поздним исследованиям, то основателями семиотики принято считать Ч. С. Пирса, Ч. Морриса и Ф. де Соссюра [6, с.65].
Пирс Чарльз определил, что такое знак, разработал классификацию и установил задачи новой науки. Ему принадлежит разделение семиотических знаков на: индексы, иконы или иконические знаки, символы [2, с.40].
Швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр сформулировал основы семиологии. Одно из основных положений семиотической теории Соссюра – трактовка знака как двусторонней психической сущности [6, с.82].
Российское направление семиотики опиралось на большое число разнообразных ученых: школу «русских формалистов» (Тынянов Ю.Н., Шкловский В.Б., Эйхенбаум Б.М), Московский лингвистический кружок (Винокур Г.О., Реформатский А.А., Якобсон Р.О. и др.), Карцевского С.О., школу психологов (Выготский Л.С., Лурия А.Р. и др.), теоретические работы Эйзенштейна С.М. и т.д. [4, с.25]
В СССР взаимодействовали два основных семиотических центра: в Москве (Иванов В.В., Топоров В.Н., Успенский В.А. и др.) и Тарту (Гаспаров Б.М., Лотман Ю.М. и др.). Существовала также единая Московско-Тартуская школа семиотики, объединившая различных исследователей того времени [4, с.71].
Язык понимался как первичная знаковая система, надстроенные же над ним знаковые системы рассматривались как вторичные.
В современной российской семиотике преобладает традиция, где понятие культуры становится центральным, фактически вытесняя понятие языка, однако, с активным использованием лингвистических методов. Так, можно говорить о семиотике истории и культуры, основанной на лингвистических принципах (Николаева Т.М., Степанов Ю.С., Толстой Н.И., Топоров В.Н., Успенский Б.А. и др.) [5, с.194].
Чтобы понять сущность знака, его характеристику, свойства, функции и т.д. целесообразно дать развернутое определение. Знак – это материальный чувственно воспринимаемый предмет (явление, событие, действие), выступающий в познании и общении людей в качестве представителя некоторого предмета или предметов, свойства или отношения предметов и используемый для приобретения, хранения, преобразования и передачи сообщений (информации, знаний) или компонентов сообщений какого-либо рода [1, с.35].
Знаки, которые связанны с человеческой деятельностью разделяют на три группы:
1. К первой относят собственно языковые знаки.
Языковой знак по своему происхождению, функциям кардинально отличается от других видов знаков человеческой деятельности. Кроме того, следует отметить, что человеческий язык является универсальной системой знаков, первичной по отношению к другим знакам.
2. Вторая группа, наоборот, касается многочисленной в человеческом социуме конвенциональной системы знаков. Это знаки, которые несут определенную социальную информацию. Например, сигнализация на железных дорогах; знаковая роль различных обрядов, как в развитом обществе, так и в племенах; значение игр, танцев и т.д. Эти знаки имеют общую черту – это их воспроизводимость, вторичность.
3. К третьему типу относятся так называемые естественные знаки. Естественным знаком называется предмет или явление, находящийся в интерпретируемой человеком причинно-следственной, пространственно-временной и иной связи с другим предметом или явлением. Например, дым является знаком того, что что-то горит или туча, что пойдет дождь. Отличием их от других систем знаков является тот факт, что они не выражают чье-либо желание нести некую социальную информацию. [7, с 47]
В контексте темы статьи интерес представляет языковой знак. Многие ученые в качестве обязательных для него обычно называют следующие признаки:
- наличие материальной формы, называемой означающим;
- наличие соотносительного с означающим значения, которое называется означаемым;
- условность между означаемым и означающим [3, с.14].
Знак должен быть материальным, способным быть воспринятым чувственно, чтобы выполнять свою основную функцию-передачу информации. Как правило, большинство знаки воспринимаются зрительно; на слух; органами чувств, обаянием; осязанием.
Определенный материальный предмет, воспринимаемый органами чувств, будет считаться знаком только в случае того, что он имеет значение. То есть материальный предмет не является знаком по своей природе, а только лишь тогда, когда ему придается определенное значение. Это обязательное свойство знака.
Следующей особенностью знака, отличающей его от других предметов, не являющихся знаком это условность экспонентом и содержанием. То есть отсутствие естественной или причинной связи между знаком и тое, то он замещает. Она основана на обязательной договоренности [3, с.55].
Итак, единственным средством общения, обслуживающим все потребности общества и все социальные группы, является язык, который будучи основным средством общения, по необходимости должен иметь знаковый характер. В этом он схож с другими системами коммуникации. Однако существуют значительные отличия языка от других знаковых систем и это связано со спецификой языкового знака. На основе изучения интерпретации знака разными учеными раскрыта противоречивость в понимании рассматриваемого явления. Предпринимается попытка проследить формирование и развитие сущности термина в процессе эволюции языковедения и семиотики, в частности. Необходим пересмотр трактовки понятия лингвистического знака в виде его расширения.