Формирование связной речи у дошкольников в домашних условиях посредствам дидактических игр и упражнений

В статье рассматривается формирование связной речи у дошкольников в домашних условиях посредствам дидактических игр и упражнений.

Аннотация статьи
игра
родители
игры дома
упражнения
словарный запас
дошкольник
связная речь
развитие речи
Ключевые слова

Наличие сформированной связной речи является важной составляющей интеллектуальной готовности ребенка к освоению школьной основной образовательной программы. Она включает в себя все необходимые для присвоения общественного опыта ступени: восприятие и понимание учебного материала, передачу усвоенной сути при помощи собственного связного высказывания.

У дошкольника будет прогрессировать не только устная связная речь, но и письменная, если он научиться четко, внятно и непосредственно интерпретировать свои мысли.

У старших дошкольников и младших школьников нередко наблюдаются сложности в восприятии смысла прочитанного текста, в грамматическом составлении языкового материала и в самостоятельном планировании сюжета. Развернутые смысловые рассуждения детей обуславливаются урывочностью и бессвязностью, акцентом на внешние, фрагментарные поверхностны ощущения, а не на причинно-следственные отношения действующих лиц.

По убеждению большинства преподавателей, навыки связной речи при внезапном и самостоятельном их формировании и развитии не достигают требуемого показателя, который бы дал возможность ребёнку плодотворно обучаться в школе. Этому ребёнка нужно обучать специально и заблаговременно!

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на формирование личностных качеств воспитанника, исключительную функцию, в становлении которых играют родители как субъекты образовательного процесса. Бесспорно, родители являются первоочередными воспитателями детей. Поэтому старание и усердие преподавателей дошкольных учреждений по развитию связной речи дошкольников обязательно должны закрепляться дома родителями.

Разумеется, в современных обстоятельствах жизни в семье коммуникативному развитию ребёнка уделяется очень мало внимания. «Вопрос – ответ» – в таком контексте чаще происходит общение ребёнка с родителями. Если ребёнок говорит что-то взрослым, то они акцентируют внимание в первую очередь на смысл его фразы, нежели на оформление – грамматические ошибки, связность, словарный запас.

Какую помощь могут оказать родители своему ребенку в развитии связной речи?

Чрезвычайно важно нацеливать внимание ребёнка на всё, что он видит вокруг себя дома и на прогулке; и не только на объекты в целом, но и на их детали. Необходимо разглядывая предмет, задавать ребёнку уточняющие вопросы: «Из чего сделан предмет? Какого цвета? Какой величины?». Обращайте особое внимание, чтобы ребёнок отвечал полным, развёрнутым предложением, умел рассуждать.

Игры и упражнения для развития связной речи детей, которые могут использовать родители дома:

Игра «Наблюдательный пункт». Эту игру можно провести в дождливый, ненастный день или когда ребенок приболел и сидит дома. Посмотрите с ним в окошко. Сколько всего можно увидеть! По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Учите ребенка описывать все увиденное в деталях. Игра способствует формированию наблюдательности, активной речи, пополнению словарного запаса.

Игра «Путешественники в прошлое». Вместе с ребёнком вспомните, где вы были несколько дней назад, куда ходили, что делали, кого встречали, о чём разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию внимания, памяти, наблюдательности, пополнению словарного запаса.

Игра «Собери коллекцию». Эта игра на классификацию. Для таких игр удобно применять наборы игрушек, к примеру: собери всех солдатиков; собери всех пупсов. Затем геометрические фигуры: собери все шарики; принеси все овалы. Геометрические фигуры по цвету (принеси все красные фигуры) и по размеру (принеси все маленькие фигуры).

Упражнение «Душевный разговор». Эта игра проходит в форме обычной беседы на бытовые темы. – Я спрашиваю, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня обедал? А что ты кушал? Какое у тебя настроение сегодня? Чем будем заниматься сегодня? Что для этого возьмем?

Упражнение «Учим стихи вместе». Подбирая стихотворения, обязательно учитывайте возраст и речевые возможности вашего ребёнка. Советуем разучивать стихотворения с опорой на картинки – Мнемотехника. Эта методика позволяет развивать не только связную речь, но и зрительную, слуховую память, внимание, а также ассоциативное мышление ребенка.

Упражнение «Отгадай загадку». Отгадывание загадок расширяет словарный запас ребенка. Он учится выделять главные признаки предметов. Так же, загадки увеличивают и расширяют кругозор детей, тренируют память и внимание, развивают логическое мышление и наблюдательность. В ходе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Совет: заучивайте загадки!

Упражнение «Внимательный художник». Покажите ребенку картинку, пусть он ее внимательно рассмотрит. Через некоторое время уберите картинку, а ребёнку предложите ответить на вопросы: «Кто изображён на картинке?», «Во что одет мальчик?», «Чем он занимался?». Затем попросите рассказать, что он видел на картинке. Конечно, сначала ребёнок даст краткие ответы: «Видел мальчика». Далее предложите описать увиденное более подробно. Если не удается получить развёрнутый ответ, то можно предложить ребёнку снова посмотреть на картинку. Если ребёнок и теперь затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании картинку следует раскрасить, что позволит вашему ребёнку рассмотреть детали. Когда ребёнок раскрасит картинку, следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок.

Упражнение «Рисуем словами». Вначале познакомьте ребенка с планом описания предмета: название предмета (стол); признаки предмета – вид, материал, форму, цвет, предназначение (деревянный, прямоугольный, серый, компьютерный); дать оценку описываемого предмета (необходим для работы с компьютером). Разъясните ребенку, что таким образом, мы словно «рисуем» этот предмет с помощью слов. И предложите «нарисовать» словесный портрет какого-нибудь предмета.

Игра «Что было дальше?». Предложите ребенку придумать новый, совершенно другой конец известной ему сказки! Сначала придумывайте вместе с ребенком, в дальнейшем пусть он сам будет автором. Вариаций может быть множество, это полет фантазий вашего ребенка. Данная игра способствует не только развитию связной речи, но и воображения, фантазии и мышления.

Ежедневное общение родителей с ребёнком создаёт условия для развития связной речи дошкольника. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью. Желаем успехов!

Текст статьи
  1. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание – 2010. – N 1. – С. 18-23.
  2. Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С. И. Карпова. – СПб.: Речь, 2007. – С. 86.
  3. Решетко М. В.100 игр для запуска речи// Ростов-на-Дону, Феникс, 2022. – С. 4-127.
  4. Ушакова О. С. Давай расскажем. Речевые игры и упражнения для детей 3-5 лет//М.: ТЦ СФЕРА, 2016. – С. 1-16.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября