Мастер-класс как современная платформа для обмена креативными подходами и методами в социокультурном пространстве

В статье рассматриваются понятия «компетентность», «мастер-класс», актуализируется использование технологии «мастер-класс» в формировании профессиональной мотивации студентов в профессиональном саморазвитии.

Аннотация статьи
мастер-класс
студент
профессионализм
передача практического опыта
компетентность
формирование общих и профессиональных компетенций
Ключевые слова

Воспитание вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде студента – одна из основных задач, стоящих сегодня перед любой образовательной организацией. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российских колледжей, когда студенты могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в практической деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Необходимо так же отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность». Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке студента, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание студентом соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) студента и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентность – совокупность личностных качеств студента (ценностносмысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере [5, с.22]. Людей, которые хорошо разбираются в том или ином вопросе, всегда уважали и уважают, к ним обращаются, их советуют своим близким, друзьям и знакомым. Они редко ищут работу, скорее, работа находит их сама. Такие личности ценятся на вес золота. Компетентность — это качество, с которым невозможно родиться. Это результат приобретения знаний, опыта, тренировок и других усилий над собой. Если человек не работает над собой, предпочитает быть инертным и закрытым, то, следовательно, имеет низкий уровень жизни. Иметь общее представление можно о многих вещах, но поистине компетентным можно стать лишь в какой-то одной сфере. Как правило, люди, которые стремятся к познанию и пытаются узнать что-то новое каждый день в разных сферах жизни, не могут стать настоящими профессионалами своего дела. Профессионализм и истинная компетентность — это умение копать вглубь, а не вширь.

На сегодняшний день Оренбургский областной колледж культуры и искусств – одно из ведущих образовательных учреждений в сфере культуры и искусства Оренбургской области. Оно обладает развитой структурой учебных специальностей, отражающих многообразные потребности отрасли в кадрах различного профиля: специалистов в области профессионального музыкального и вокального искусства, народного художественного творчества, социокультурной деятельности, хореографического и актерского искусств. Но какие качества мы должны воспитывать в наших студентах, чтобы в будущем они стали успешными людьми: известными композиторами, вокалистами, концертмейстерами, хореографами, актерами, режиссерами-постановщиками, организаторами социокультурной сферы, преподавателями, педагогами дополнительного образования… Умение качественно и умело выполнять свою работу в любое время, при любых условиях и в любом состоянии называют профессионализмом. Если студент хорошо рисует, поет или танцует только тогда, когда его посетила муза, то способным его назвать можно, а профессионалом еще рано. Чтобы стать мастером, нужно не только совершенствоваться в том или ином деле, работать над своими волевыми задатками, но и приобретать новые навыки и умения. Например, вокалисту можно научиться хорошо танцевать, а танцору было бы неплохо научиться петь (при имеющихся природных вокальных задатков), управлять своим голосом; и тем и другим не помешает научиться грамотно писать творческий сценарий, ведь современный работник культуры должен быть компетентен во многих областях творчество, это требуют реалии жизни.

Миссия Оренбургского областного колледжа культуры и искусств заключается в подготовке специалистов высокого уровня в области культуры и искусства; удовлетворение потребностей общества и государства в профессионально подготовленных, образованных и компетентных специалистах, владеющих современными технологиями в области профессиональной деятельности; формирование у студентов общих и профессиональных компетенций.

Мастер-класс – это отличная платформа для обмена креативными подходами и методами в социокультурном пространстве: «Знаешь сам — научи другого». Мастер-класс позволяет не только передавать и обмениваться опытом, но и дает возможность посредством активной деятельности участников, широкой наглядности, образности, быстрой смены учебной деятельности, тесного взаимодействия с участниками, получать немедленный результат, вызывает желание сделать так, как мастер, сделать лучше. Такая форма профессионального обучения является жизненной необходимостью для творчески растущего человека, который не стоит на месте [2, с.109].

Мастер-класс – это форма учебного процесса, при которой происходит передача практического опыта от наставника к ученикам. Выбирается тема → выделяется актуальная проблема → объясняется теория по решению этой проблемы → даются практические упражнения на закрепление теории → формируется полезный навык, который можно повторно применить после завершения занятия. Если после проведения мероприятия аудитория не учится чему-то новому, это не мастер-класс – это лекция, рассказ, публичное выступление или что-то еще. Фишка мастер-классов в том, что они завязаны на приобретении навыка от наставника [4, с.85].

Мы привыкли что мастер-класс проводят профессионалы, асы, профи своего дела, а что если студенты, преуспевающие в той или иной области, сами будут проводить мастер-классы (конечно под руководством преподавателя, который заранее его подготовит и будет присутствовать во время проведения мастер-класса)... Студент, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то всё это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности.

Некоторые ведущие специалисты полагают, что невозможно «подменить» мастера в проведении мастер-класса. Но не стоит забывать, что содержание мастер-класса, а также подготовка к нему – строго индивидуальны. Подготовкой мастера к хорошему мастер-классу в определенной мере является его умения. Следовательно, «мастера» своего дела может заменить студент, относительно знающий и практикующий определённый род деятельности, будь то танцы, ораторство или актерское мастерство.

Готовясь к мастер-классу, спикер решает важную задачу: каким будет оптимальный способ донесения собственного опыта к аудитории. Мастер-класс отличается от обычных обучающих форм тем, что наставник максимально использует наглядность, основанную на опыте. Именно демонстрация своего собственного опыта позволяет достигать результатов за максимально короткое время [3, с.38].

Так, имея коммуникационные навыки, запас знаний и любовь к своему делу, студенты одного отделения (факультета) могут проводить мастер-классы студентам другого. Не существует строгого порядка проведения мастер-классов. Все зависит от сложности выбранной темы, навыков аудитории, квалификации спикера, условий проведения мероприятий и прочих обстоятельств.

Таким образом, делясь своим опытом, студент может передать знания и умения другому студенту. И в этом случае, мастер-класс – самый оптимальный вариант передачи знаний.

Текст статьи
  1. Бахтин, М. М. Ребрендинг / М. М. Бахтин. – URL: http://www.philosophy.ru/library/bahtin/rable.html (дата обращения: 25.04.2016). – Загл. с титул. экрана. – Текст : электронный.
  2. Вышинская, Е.М. Мастер-класс - интерактивная форма обучения и обмена опытом / Е.М. Вышинская. – URL: https://multiurok.ru/files/mastier-klass-intieraktivnaia-forma-obuchieniia-i-.html (дата обращения: 01.02.2017). – Загл. с титул. экрана. – Текст : электронный.
  3. Гринин, Л. Е., Перепелкина А. В. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества / Л.Е. Гринин, А.В. Перепелкина. – Волгоград: Учитель, 2020. - 277 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября