Сущность понятия «речевая готовность» к обучению в школе

В статье рассматриваются понятие «речевая готовность» к школе, её компоненты и пути формирования на этапе дошкольного детства.

Аннотация статьи
связная речь
словарный запас
фонематические процессы
речевая готовность
грамматический строй
Ключевые слова

Рассматривая речевую готовность с позиции психологии, мы попробуем сформулировать определение данного понятия.

Речевая готовность к обучению в школе – это необходимый и достаточный уровень речевого развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе школьников.

Многие авторы придают большое значение речевой готовности к обучению в школе.

Л.И. Божович в своих исследованиях по проблеме готовности ребёнка к школьному обучению рассказывает об особенностях усвоения родного языка: «Мысль о том, что для успешного обучения ребёнок должен уметь выделять предмет своего познания, особенно убедительно выступает при усвоении родного языка» [1].

Л.С. Выготский отмечал, что важнейшей задачей подготовки ребёнка к обучению является обеспечение достаточного уровни речевой готовности, так как речь, выполняя функцию средства общения являясь орудием мысли, средством закреплении приобретенных знаний, является важнейшим фактором развития ребенка. Формирующаяся речь перестраивает неречевые психические функции, входящие в структуру психологической готовности ребенка к обучению [2].

Ряд авторов перечисляют критерии речевой готовности к обучению в школе.

Л.Г. Парамонова выделяет следующие критерии:

  1. Правильность произношения звуков.
  2. Умение различать звуки речи на слух.
  3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.
  4. Состояние словарного запаса.
  5. Сформированность грамматических систем.
  6. Владение связной речью [5].

Г.Ф. Дмитриева сформулировала следующие критерии речевой готовности:

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный — согласный типа aп; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание [3].

Л.М. Курганская отмечает, что развитие речи, обучение дошкольников родному языку становится особенно актуальной проблемой в связи с целенаправленной, углубленной подготовкой их к школе.

Автор подробно рассказывает о путях формировании речевой готовности в дошкольных образовательных учреждениях: «Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, а также вне их – в игровой и трудовой деятельности, в повседневной жизни».

Существует система речевых занятий в разных возрастных группах детского сада. Она органически включает в себя все аспекты речевого развития (фонетику, лексику, грамматику). В основе этой системы лежит комплексный подход, предполагающий решение на одном занятии разных задач: воспитание речевой культуры речи, словарную работу, формирования грамматического строя речи, развитие связной речи. При разработке занятия основное внимание уделяется взаимосвязи всех речевых задач в каждой возрастной группе, причем на том или ином возрастном этапе эта связь выступает в разных сочетаниях. Рассмотрим их подробнее.

Словарная работа с детьми направлена, с одной стороны, на расширение их пассивного и активного словаря, на углубление понимания смысла слов; с другой стороны, на овладение умением четко выражать свои мысли и в дальнейшем использовать усвоенные слова для построения связного высказывания. Специально организованная лексическая работа, в которой уделяется внимание формированию умений оперировать словом, выделять его смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов, оказывает положительное влияние на развитие устной монологической речи дошкольников.

Словарная работа оказывает прямо и непосредственное влияние на отбор языковых средств, т.е. на нахождение более точного слова в речевом высказывании.

Изобразительно-выразительные возможности русской лексики исключительно велики. Разнообразно используются в речи явления полисемии, антонимии, синонимии.

Формирование грамматического строя речи также находится в тесном взаимодействии с развитием связной речи и особенно с лексической работой. При анализе и пересказе литературных произведений, во время рассматривания сюжетных картин, описания игрушек, самостоятельных творческих рассказов дети учатся распознавать смысловые оттенки слов. Такие упражнения помогают детям уяснить грамматические формы и при составлении рассказа правильно использовать их.

Занятия, в которых тесно переплетаются грамматические и лексические задания, очень полезны для построения предложений при составлении связного текста. Речь детей становится образной, они легко подбирают определения и находят для них правильную грамматическую форму.

Развитие связной речи неотделимо от воспитания ее звуковой культуры. Такие элементы, как темп, сила голоса, дикция, интонационная выразительность, по-разному влияют на связность изложения текста. Если речь ребенка убыстрена, дикция не развита, он плохо произносит отдельные звуки, «проглатывает окончания слов, то и речь его непонятна для окружающих, ее нельзя назвать связной. Детей обязательно следует учить чувствовать правильную интонацию. Тогда им легче будет излагать задуманное.

Развитие связной монологической речи – основа речевой подготовки ребенка к школе, поскольку именно там монологическая речь становиться не только средством обучения, но и объектом изучения. Кроме того, она является основой успешного формирования у школьников письменной речи.

Связное высказывание отражает уровень умственного развития ребенка настолько, насколько у него сформированы восприятие, мышление, внимание, память, воображение.

Вместе с тем такое высказывание показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи.

Таким образом, только взаимосвязь и взаимодействие всех речевых задач может привести к формированию грамматической речи и только в таком случае можно говорить о полноценной подготовке ребенка дошкольника к успешному обучению в школе» [4].

Речевая готовность ребенка обусловлена всем ходом его предшествующего развития.

Итак, ребёнок, поступающий в первый класс, должен иметь словарь от 3000 до 7000 слов; правильно и чётко произносить звуки всех фонетических групп; уметь слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка; выполнять звуко-буквенный анализ и синтез; владеть навыками послогового чтения; уметь пользоваться развёрнутой фразовой речью; освоить разные типы связного высказывания. Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школе, поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте.

Таким образом, речевая готовность детей к обучению в школе – это тот уровень речевого развития ребёнка необходимый для овладения школьными знаниями, для формирования письменной речи.

Речевая готовность включает все компоненты речевой системы: фонетико-фонематическую систему, лексико-грамматический строй родного языка и обусловлена всем ходом предшествующего развития ребёнка.

Текст статьи
  1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л.И. Божович. – М., «Просвещение», 1968. – 464 с.
  2. Выготский Л.С. Кризис семи лет: Собр. Соч. / Л.С. Выготский. – М., 1984 (а). – Т.4.
  3. Дмитриева Г.Ф. Родительское собрание «Подготовка детей с недостатками речи к школе» / Г.Ф. Дмитриева // Логопед. – 2008. – №5. – С. 51-65.
  4. Курганская Л.М. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.М. Курганская, Л.В. Серых. - Белгород: Константа, 2006. – 263 с.
  5. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений / Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнёва – СПб.: «Дельта», 1999. – 384 с., ил.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября