Речь – это наиболее сложная форма психической деятельности человека. Она является основным орудием формирования мысли, средством общения и социальной связи. Письменно-речевая деятельность по отношению к ее устным формам является еще более сложным коммуникативным процессом, требующим организации и обеспечения особых условий его формирования, развития и реализации (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) [1, с.220].
Формирование и развитие коммуникативных качеств личности происходит, прежде всего, в школьные годы. В этот период ведется целенаправленная подготовка учащегося к переходу из школьной жизни во «взрослый» мир, мир более широкого и активного социального окружения. Новые социально-коммуникативные отношения будущей «взрослой» жизни потребуют от бывшего учащегося знаний и навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Поэтому в школьные годы возрастает роль как образовательной, так и психологической подготовки, позволяющей благополучно приобретать и накапливать социально-коммуникативный опят, укреплять адаптационные возможности каждого ученика, развивать умение, интерес и вкус межличностного общения, проявлять собственное стремление к различным коммуникативно-речевым контактам, способствующим своевременной интеграции и гармонизации личности в социуме.
В первые два года обучения в школе учащиеся овладевают непосредственно техникой письма, учатся четко и графически правильно писать все элементы строчных и заглавных букв и их соединений. В этот период уделяется особое внимание заданиям на отработку и автоматизацию навыков безотрывного письма, способствующего увеличению его скорости. Изучение фонетики, грамматики и правописания, являющихся основными разделами русского языка, содействует развитию грамматической стороны письма учащихся. Таким образом, в этот период ведется очень важная подготовительная работа к овладению наиболее сложных элементов письменно-речевой деятельности, а именно самостоятельной грамотной письменной речью, способствующей, в свою очередь, реализации различных коммуникативно-речевых и социальных задач.
Обучение школьников самостоятельной связной письменной речи начинается с простых элементарных письменных упражнений, таких, как творческий диктант или изложение, рассказ по серии картин или сочинение по зачину и т.п., запланированных школьной программой для развития и активизации коммуникативных навыков на первичном этапе работы. Проведение соответствующих занятий осуществляется по методикам, учитывающим речевое развитие учащихся, при разработке которых особая роль отводится изучению трудностей школьников в усвоении сложной письменно-речевой деятельности и анализу ее нарушений (И.В. Прищепова; Е.Н. Российская) [3, с.85].
Можно отметить, что формирование грамотной связной письменной речи учащихся зависит от уровня сформированности как речевой, так и учебной деятельности. При этом уровень сформированности учебной деятельности может страдать избирательно у определенной группы детей, а также являться последствием дидактогенных пробелов в обучении (ошибок и/или недостатков самого процесса обучения) и быть обратно обусловленным недостатками в развитии их речи.
Именно в начальных классах закладывается основа для успешного овладения учебной программой, развития речи и коммуникативных качеств личности каждого школьника. Работа по развитию речи детей является важнейшим звеном во всем образовательном процессе. Эта часть педагогической деятельности предусмотрена программным содержанием обучения учащихся в школе, которое обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи школьников. Решение поставленной задачи может быть обеспечено как на специальных уроках по развитию речи в процессе работы по определенным темам, так и на уроках русского языка во время отработки соответствующего языкового материала.
Одним из наиболее важных и значимых разделов в формировании связной письменной речи является обучение учащихся над сочинением, включающее несколько этапов:
- подготовительный этап;
- этап исполнения;
- этап анализа учащимися их собственной творческой продукции и самостоятельной работы над ошибками;
- этап проверки и оценки работы учителем.
Охарактеризуем подробно содержание каждого из них.
Подготовительный этап предусматривает сбор, обобщение, обсуждение и анализ сведений о тематике предстоящей работы. На этом этапе к написанию сочинения необходимо провести словарную работу, которая будет способствовать грамотному оформлению письменной продукции; уточнению словарного запаса, обеспечивающего ее полноту; актуализации лексических групп слов, способствующих связности и стилистической точности письменного высказывания.
Этап исполнения предусматривает собственно написание сочинения. В начальной школе, именно в 3-4 классах, учащимся еще можно разрешать самостоятельное проговаривание шепотом слов и/или целых предложений, а также пользоваться материалами домашней заготовки (черновиком).
Следующий обязательный этап в работе над сочинением – анализ учащимися их творческой продукции и самостоятельная работа над ошибками. Важно, чтобы учащиеся не только просматривали свои работы на предмет ошибок, но и редактировали текст, если это необходимо. Творческую активность учащихся необходимо всячески поощрять.
Завершающим этапом работы является оценка сочинений, т.е. проверка и оценка работы учителем. Помимо проверки умения учащегося строить самостоятельное развернутое письменное высказывание, правильно оформленное с точки зрения грамматики, синтаксиса и семантики, в сочинениях предметом оценивания являются содержание (полнота, логика, причинно-следственные связи, достоверность) и соответствие тому или иному стилю (жанру).
Анализировать деятельность учащихся учителю следует с учетом степени сложности самой работы и трудностей, преодолеваемых учащимся в процессе письма. Следует также оценить динамику развития письменной речи школьника в сравнении с предыдущими результатами его деятельности.
Следует помнить, что соблюдение базовых принципов методики и дидактики в преподавании русского языка школьникам с нарушениями речи содействует преодолению нарушений речевой и учебной деятельности, минимизации затруднений дидактогенного характера, а также обеспечивает качественное усвоение учебной программы и в итоге позитивно влияет на развитие письменно-речевой деятельности, повышает коммуникативную активность учащихся и делает их интегративный путь более динамичным, что подтверждено результатами нашего опытного обучения.