«Спорт становится средством воспитания тогда, когда он – любимое занятие каждого».
В.А. Сухомлинский
Физическое воспитание направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость, овладение физическими упражнениями и подвижными играми) воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности.
Нетрадиционное спортивное оборудование – это нетрадиционная форма закаливания, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны.
Детей привлекают необычные формы такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время занятий и интересу детей к различным видам двигательной деятельности, развитию самостоятельности детей, формированию потребностей в движениях.
Однако двигательная активность оказывает благоприятное воздействие на растущий организм только при условии организации рациональной предметно-развивающей среды, комплектовании физкультурного оборудования для разных форм работы с детьми. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.
Пластиковые бутылочки, карандаши, капсулы от киндеров, разноцветные крышечки и многое другое. Эти, бесполезные на первый взгляд, предметы превращаются в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик. Новое спортивное оборудование — это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.
Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создаёт условия для наиболее полного самовыражения ребёнка в двигательной деятельности.
Стремясь расширить свой творческий замысел, я поставила перед собой цель – расширение предметно-развивающей среды путём создания нового нестандартного оборудования, помогающего полноценному физическому и психическому развитию детей дошкольного возраста.
Решая при этом следующие задачи:
- Развивать выразительность и красоту движений;
- Развивать творчество, фантазию при использовании нетрадиционного оборудования;
- Мотивировать детей на двигательную активность, через использование нетрадиционного оборудования в самостоятельных видах деятельности.
Требования, предъявляемые к нестандартному оборудованию.
Нестандартное оборудование должно быть:
- безопасным;
- максимально эффективным;
- удобным к применению;
- компактным;
- универсальным;
- технологичным и простым в изготовлении;
- эстетичным.
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале (рис.).
Рис. Нестандартное физкультурное оборудование
Использование нетрадиционного оборудования в процессе проведения физкультурных занятий способствует повышению интереса и увеличивает степень двигательной активности детей младшего дошкольного возраста. Двигательная активность на занятии – важный показатель его эффективности. Она играет двоякую роль: создает условия для овладения конкретным движением и обеспечивает удовлетворение потребностей детей в движении. Таким образом, задача педагогического воздействия на двигательную активность детей с использованием нетрадиционного оборудования, заключается в постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную двигательную деятельность и переключении на более спокойную – чрезмерно подвижных детей, что позволяет укреплять здоровье, повышать умственную и физическую работоспособность дошкольников.
В заключении хочется отметить, что использование нетрадиционного оборудования имеет огромную вариативность. Оно выполняет сразу несколько задач: укрепляет здоровье детей и способствует повышению настроения, снимает напряжение. А играть с таким оборудованием – одно удовольствие!