Научный руководитель – к.ю.н, доцент Зарубаева Евгения Юрьевна
Актуальность исследования национальной безопасности как фактора правовой политики Российской Федерации определена тем, что на протяжении всей истории человечества возникала необходимость борьбы и преодоления различных типов угроз. Источником таких угроз могло быть что угодно – природа, враги, технические объекты и т.д. Поэтому обеспечение безопасности являлось и остается одним из ключевых аспектов функционирования и развития общества. Вопросы обеспечения национальной безопасности, выработки концепции и стратегии национальной безопасности во всех странах являются предметом самого пристального внимания со стороны политиков, военных, а также академических кругов. Подобное внимание к вопросам национальной безопасности вполне естественно, поскольку они затрагивают наиболее важные стороны жизнедеятельности индивида, общества и государства.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальная безопасность Российской Федерации определятся как «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны» [1].
Из данного определения следует, что процесс обеспечения национальной безопасности рассматривается законодателем посредством обеспечения национальных интересов общества.
Доктринальный анализ национальной безопасности как фактора правовой политики Российской Федерации показал, что имеется проблема исследований по обеспечению национальной безопасности, которая заключается в многогранности ее сущности. Обеспечение национальной безопасности России представляет собой целенаправленную деятельность государственных и негосударственных учреждений, граждан по выявлению и предотвращению угроз безопасности личности, общества и государства, а также по защите национальных интересов Российской Федерации. Проблемы обеспечения национальной безопасности, представленные в отечественной литературе, заключаются в следующем:
Во-первых, безопасность смешана как социальная функция и как инструмент политики, что снижает эффективность их обоих.
Во-вторых, имеют место две точки зрения в области обеспечения национальной безопасности.
Первая точка зрения направлена на то, чтобы рассмотреть конкретно возникающие проблемы, не связывая их со сферой обеспечения национальной безопасности. Полаем, что М. Тейлор был прав, считая, что «хотя большинство из нас склонны рассматривать национальную безопасность как защиту национальных ценностей от военных угроз, мы не можем придерживаться такого узколобого подхода, слишком много гражданских угроз – инфляция, рост населения, рецессия и т.д.». Вторая точка зрения, напротив, выделяет многочисленные области безопасности, которые стирают границу между государственным управлением и национальной безопасностью [3].
В научной литературе термин «национальная безопасность» рассматривается как весьма емкое понятие, которое представляет собой систему защищенности как государственных, так и личных интересов во всех сферах жизни общества. Стоит отметить, что термин «национальная безопасность» появился в российской науке в 90-х гг. прошлого века, сразу после развала СССР и появления самостоятельного российского государства. Данный термин был заимствован из США.
В совместной работе Ю.И. Мигачева и Н.А. Молчанова отмечено, что «в широком плане под национальной безопасностью понимают совокупность внутренних и внешних условий существования личности, общества, государства, обеспечивающих достойную жизнь гражданам, защиту интересов общества, суверенитет народа, исключающих возможность насильственного изменения конституционного строя» [5, c. 54].
По мнению В.Д. Самойлова понятие «национальная безопасность» раскрывается через состояние защищенности жизненно важных ценностей личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Отсюда, объектами безопасности выступают личность, общество и государство, что предполагает выявление и устранение угроз их существованию и развитию, противодействие источникам таких угроз» [6, c. 31].
Исследователь Д.А. Андреева полагает, что «национальная безопасность – это способность государства адекватно реагировать на условия постоянного дестабилизирующего воздействия военных, экономических, политических, информационных, демографических и психологических факторов, т.е. реализовывать меры, направленные как на ликвидацию угроз и опасностей, так и на защиту интересов отдельного человека, общества и государства в целом» [2, с. 16].
При обеспечении национальной безопасности государству необходимо решить две проблемы:
Во-первых, создать специальную систему для решения проблем национальной безопасности или ограничиться отдельными государственными органами и организациями, которые обязаны обеспечивать безопасность.
Во-вторых, как управлять системой национальной безопасности.
Для решения первой проблемы необходимо использовать положения общей теории, которая отличает особенности любой системы как некое единство определенных документов, по сравнению с их простым сочетанием.
Поскольку структура зависит от функционирования ее компонентов, методологические аспекты системы являются неотъемлемой частью национальной безопасности.
Для решения второй проблемы необходимо использовать положения теории принятия решений, поскольку основной процедурой управления системой национальной безопасности является принятие неформального выбора, позволяющего достичь поставленной цели и двигаться в ее направлении.
Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что национальная безопасность выступает как сложная многоуровневая система, позволяющая обеспечить защиту национальных интересов от различных угроз. Основным элементом в системе национальной безопасности являются национальные интересы. Обеспечение национальной безопасности является одной из важнейших функций государства. Кроме того, национальная безопасность, являясь важным элементом геополитического положения государства, должна всегда быть принята во внимание как руководством этого государства, так и его рядовыми гражданами.