Определяющей тенденцией современного этапа развития общества является трансформация системы международных конкурентных отношений на основе научно-технических достижений и инноваций. При этом одним из эффективных механизмов преодоления технического разрыва между странами и создания дополнительных возможностей для технологического развития путем привлечения и освоения результатов научных исследований является международный трансфер технологий.
Масштабы, формы и степень привлечения участников инновационного процесса к глобальной сети технологического трансфера оказывают непосредственное влияние на уровень их инновационной активности, способности наращивать собственные конкурентные преимущества и т.д. В общем, международный трансфер технологий – это процесс передачи результатов научных исследований через национальные границы в форме научных работ, опыта, товаров, идей, высококвалифицированных специалистов, а также технологического и маркетингового ноу-хау [2].
Он может осуществляться по двум направлениям:
- использование результатов научных исследований, передовых технологий других стран;
- продвижение собственных результатов на мировой рынок.
Традиционно выделяют две формы международного трансфера технологий: коммерческую (предусматривает передачу результатов научных исследований иностранному партнеру для практического использования с целью получения коммерческой выгоды) и некоммерческую (распространение информации о результатах НИОКР во время докладов на конференциях и научных семинарах, публикацию научных статей и монографий, обмен результатами исследований через личные контакты и практиков).
Международный трансфер технологий определяется как политикой правительства страны в сфере инновационной и внешнеэкономической деятельности, так и конъюнктурой и тенденциями развития международного рынка технологий, которые со своей стороны испытывают влияние различных глобализационных факторов.
Следует отметить, что, несмотря на значительное влияние на глобальную инновационную систему, международный трансфер технологий не является объектом жесткого международно-правового регулирования, которое сегодня осуществляется на основе многосторонних межгосударственных соглашений международными организациями (ВТО), специализированными структурами ООН.
Основными международными соглашениями в сфере защиты прав интеллектуальной собственности являются: Парижская конвенция об охране промышленной собственности, Всемирная конвенция об авторском праве, Мадридское соглашение о международной регистрации знаков, Договор о патентной кооперации, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, Международная конвенция растений, Сингапурский договор о праве торговых марок, Всемирная конвенция об авторском праве и т.д. [3].
Значительная часть международной торговли технологиями приходится на продажу без патентных лицензий, ведь они не требуют проведения дополнительных НИОКР и их использование связано с минимальным коммерческим риском.
Ключевыми участниками международного трансфера технологий (получателями и одновременно плательщиками роялти и других лицензионных платежей за использование интеллектуальной собственности) сегодня являются США и страны ЕС. Географическая направленность международного научно-технического обмена в значительной степени обусловлена существующей спецификой торгово-экономических, финансовых, культурных и других взаимосвязей.
В рамках международного трансфера в странах Европейского Союза сформировалась определенная специализация. В частности, Швеция, Франция, Великобритания и Германия экспортируют новые технологии в сфере тяжелой промышленности; Испания, Исландия и Дания – в области сельского хозяйства; Ирландия, Германия, Бельгия – в области программного обеспечения [5].
Показатели международного трансфера технологий в развитых странах, являющихся сегодня технологическими лидерами, свидетельствуют о систематическом наращивании объемов экспорта и импорта новейших технологий. Так, для удержания конкурентных позиций и повышения конкурентоспособности своих экономик США и Великобритания вынуждены широко использовать импорт технологий и знаний.
Российская Федерация, наряду с другими странами мира, является участником международного рынка научных разработок и новейших технологий, а также глобальной инновационной системы. Международное сотрудничество по обмену научно-техническими разработками осуществляется в разных формах на уровне государства, государственных структур, научно-исследовательских учреждений, отдельных субъектов хозяйствования [1].
В частности, Российское представительство Европейской сети поддержки предпринимательства (Enterprise Europe Network-Russia), которая является виртуальной торговой площадкой, способствует процессу трансфера технологий, в частности, помогает получить лицензии на технологии. В ее состав входит более 600 организаций по поддержке и развитию бизнеса, более 2,5 миллионов организаций-участников, что способствует обмену информацией о научно-технических разработках между инновационными центрами, продвижению новых технологий, а также технологической кооперации [7].
Несмотря на это сегодня РФ недостаточно вовлечена в процесс международного трансфера технологий, в структуре ее внешнеторгового баланса преобладают товары 3-го и 4-го технологических укладов [4].
Уровень привлечения любой страны в процесс международного трансфера технологий можно оценить на основе статьи «Роялти и другие услуги, связанные с использованием интеллектуальной собственности» во внешнеторговом балансе страны. В целом сальдо экспорта-импорта роялти и других услуг, связанных с использованием интеллектуальной собственности, было отрицательным в течение последних 5-ти лет.
В структуре российского экспорта объектов интеллектуальной собственности преобладают знаки для товаров и услуг, которые бывают менее качественными и более дешевыми видами этой собственности.
Основными формами международного трансфера технологий РФ являются услуги по передаче франшизы и знаков использования торговой марки и услуги по лицензионной деятельности.
Проведенный анализ участия РФ в международной системе передачи технологий позволил очертить ряд проблем, существующих в этой сфере [6]:
- неразвитый и деформированный характер рынка инноваций в РФ;
- отсутствие действенного механизма государственного стимулирования к созданию, внедрению, производству и потреблению инновационной продукции;
- несовершенство российского законодательства в части определения и защиты права на объекты интеллектуальной собственности;
- отсутствие действенного механизма взаимодействия науки и бизнеса (большинство научных разработок и результатов научных исследований не коммерциализируется, поэтому они не приобретают экономическую стоимость и пользу);
- низкий уровень спроса на наукоемкую продукцию со стороны отечественных бизнес-структур, что обусловлено нежеланием нести дополнительные финансовые затраты на ее освоение и стремление получить прибыль уже сегодня, а не через несколько лет;
- дефицит у российских ученых необходимых знаний по защите интеллектуальной собственности, коммерциализации научных разработок; недостаточная компетенция руководителей предприятий по вопросам покупки новейших технологий.
Следовательно, все вышесказанное позволяет сделать вывод, что уровень включения государства в глобальную систему трансфера технологий оказывает непосредственное влияние на уровень его инновационного развития. По нашему мнению, основными направлениями повышения эффективности использования механизмов международного трансфера технологий с целью наращивания конкурентных преимуществ РФ на международной арене являются:
- усиление мотивации ученых и исследователей научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений к созданию и коммерциализации результатов научных исследований, а бизнес-структур – их практическому использованию;
- подготовка высококвалифицированных специалистов в сфере технологического аудита, управления инновационной деятельностью, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;
- создание при университетах и технопарках центров трансфера технологий и технопарков, что будет способствовать преодолению разрыва между потенциальными потребителями технологий и их получателями;
- содействие импорту новейших технологий в сферы, связанные с технологической модернизацией экономики РФ, создание благоприятных условий для экспорта отечественных технологий на мировой рынок научно-технических разработок;
- ограничение импорта «нежелательных» технологий (ресурсоемких, экологически опасных и др.);
- привлечение ведущих иностранных специалистов для предоставления консультаций по внедрению и использованию современных технологий, новых знаний и т.п.
Рецензент – Кочнев М. М.