Статья посвящена становлению судебной власти в РФ, содержанием судебно-властных отношений, и ее структуре.

Аннотация статьи
судебная власть
государственная власть
конституционные законы
Ключевые слова

Судебная власть, является одной из ветвей государственной власти РФ, на ряду с законодательной и исполнительной, она обладает способностью волевого воздействия со стороны государства на правовое поведение людей, посредством деятельности судов в особых установленных законом процедурных формах.

Судебная власть, при выполнении своих функций, воздействует на общественную жизнь граждан, а также, выражается путем установления присущих ей судебно-властных отношений, которыми являются правоохранительными и право регулирующими.

Содержанием правоохранительных и право регулирующих отношений является реализация воли суда, которая выражается в судебных решениях, приговорах, постановлениях и гарантируется безусловным их исполнением всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами.

Завершение судебной реформы обеспечило реализацию единых закрепленных в конституции принципов правосудия и статуса судей, гарантий ее независимости и высокий профессионализм, подняло престиж судебной власти. Приведённые выше тезисы свидетельствуют об актуальности темы данной статьи.

Место и роль судебной власти в государственном механизме РФ

Судебная власть – это разновидность власти государства. Как остальные ее разновидности имеет свои особенности, особенность заключается в реализации ее уполномоченными на то государственными органами (судами) а также должностными лицами посредством осуществления ими правосудия с использованием в определенных случаях силы принуждения.

Феномен судебной власти отражается в стремлении правового государства к разделению властей, что в свою очередь присущ любому демократическому государству. Судебная власть является одной из ветвей государственной власти. Отделение ее от остальных ветвей обусловлено принципом верховенства права и закрепляемых в нем идей свободы и справедливости. Основная ее функция состоит в ограничении и охране общества от произвола и не правомерной деятельности государственных органов и их должностных лиц. Без подобной функции государство не может считаться правовым. Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни судебная власть играет крайне важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля над их деятельностью. Эта функция будет наиболее эффективна лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной властей, признавать недействующими те их акты, которые противоречат основному закону.

Принимаемые, органами судебной власти, в рамках своей компетенции решения обязательны для всех граждан, должностных лиц, а также органов государственной власти. В этом проявляется принцип равенства всех членов общества перед законом. В гарантии обеспечения данного принципа судебная власть обладает механизмом государственного принуждения. Основным видом принуждения является наказание, закрепленное в УК РФ. К видам наказания относится: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы.

Особенность судебной власти как независимой ветви власти предполагает судейское самоуправление – создание специальных органов для решения кадровых, дисциплинарных и иных вопросов членов судейского корпуса. В России высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального Конституционного Закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». Эти органы вследствие порядка своего создания демократическим путем, несомненно, имеют большой авторитет, и в этом их сила. В то же время им недостает опоры на другие ветви власти, связей с ними. Высшие органы судебного управления, возможно, получили бы не меньший авторитет, если бы в их создании участвовали другие ветви власти при решающей роли судей.

Суд охраняет политическую стабильность, карая попытки незаконной узурпации власти, играет значительную воспитательную роль, приобщая граждан к принятым в обществе стандартам поведения, к соблюдению простых общечеловеческих ценностей.

Структура судебной власти в РФ

Единство судебной власти Российской Федерации обеспечивается путем: установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральными конституционными законами; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных законом правил судопроизводства; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

  • конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;
  • мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Демократические основы организации и деятельности самой судебной власти (участие судей из народа – присяжных, народных и арбитражных заседателей; гласность, независимость судей, состязательность и равноправие сторон) позволяют рассматривать ее в качестве особого канала реализации воли народа.

Текст статьи
  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993.
  2. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: Юрид. лит.,1994.
  3. Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. - М.: Юрид. лит., 1994.
  4. Уголовный кодекс РФ.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября