В большинстве рекомендаций, при организации тренировочного процесса в футболе, для детей говорится следующее:
- Физическая подготовка. Широко применять технику хождения строем как эффективную меру организационного и воспитательного воздействия, как средство формирования правильной осанки и выправки. На тренировках организовывать эстафеты, использовать упражнения из других видов спорта, в частности, из легкой атлетики, плавания, баскетбола, спортивной гимнастики [2].
- Техника игры. Начинать отрабатывать технические приемы с ударов внутренней части стопы по мячу, который находится неподвижно. Далее отрабатывать удары другими частями стопы. Технику ударами по мячу головой начинать изучать с ударов лбом, после чего переходить к отработке ударов другими частями головы. В качестве тренажера использовать подвешенный на определенной высоте мяч, масса которого меньше, чем у игрового мяча. Отрабатывать удары при движении мяча по разным траекториям относительно игрока.
Общий анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что методические рекомендации по построению тренировочного процесса с детьми в возрасте 7-8 лет разработаны совершенно недостаточно, а все научные изыскания в данной области велись поверхностно. Нужно отметить, что именно в 7-8 лет дети впервые начинают серьезно заниматься футболом, а вопросы, связанные с ранним выбором спортивного амплуа, считаются серьезными у нас и за рубежом.
Если экстраполировать методики, составленные для более старших детей, на возраст 8-9 лет, то первые годы серьезных тренировок по футболу должны обеспечивать:
- Хороший уровень общей физической подготовки.
- Отработка только основных приемов техники игры и главных приемов общей тактики.
- Для отработки и закрепления полученных навыков использовать обучение в виде игры.
Характеристика экспериментальной методики начального обучения игре в футбол
По договоренности с руководством и педагогическим коллективом школы тренировки по футболу проводил учитель физкультуры. В тренировках принимали участие мальчики 2 и 3 классов возраста 8-9 лет.
Местом проведения тренировок была выбрана специально оборудованная для игры в футбол площадка около школы. Ее размер составляет 50 на 70 метров. Площадку использовали до наступления устойчивых морозов, зимой тренировки проводили в спортзале, имеющем размеры 12 на 18 метров.
Результаты внешнего наблюдения, а также результаты психофизиологических наблюдений [1] привели к выводу, что для успешной организации тренировочного процесса у детей 8-9 лет нужно:
- Иметь спортивную площадку уменьшенного размера, на которой можно проводить спортивные соревнования с командами уменьшенного состава.
- Необходимо иметь определенный инвентарь, а именно: футбольные ворота уменьшенных габаритов, которые можно переносить, шведскую стенку, несколько стоек для отработки приемов ведения мяча, несколько щитов.
- Необходимо, чтобы площадка была хорошо размечена, потому что в этом возрасте дети плохо определяют расстояния на глаз.
- Нужны мячи для игры в футбол уменьшенные в размере, чтобы детям было удобно играть.
По сути, на время проведения тренировки школьная спортплощадка превращалась в тематический спортгородок. Она включала огороженную площадь размером 50 на 70 метров, разбитую перпендикулярными линиями на 4 равных по площади части, которые будут условно именоваться секторами. У каждого сектора своя роль и своя педагогическая задача.
Первый и третий сектора будут игровыми. На них дети будут проводить матчи в уменьшенном составе. В данных секторах предусмотрена установка переносных ворот.
Второй сектор технический. Здесь дети будут отрабатывать основные приемы ведения игры, тренироваться с мячом. Сектор имеет необходимое для тренировочного процесса оборудование и соответствующую разметку.
Четвертый сектор отводится для занятий по физической подготовке. В нем есть все необходимое для проведения эстафет и выполнения необходимых физических упражнений. Также имеется соответствующая разметка.
После наступления холодов занятия с этого мини стадиона были перенесены в школьный спортзал.
В рамках данного эксперименты использовались упражнения, максимально понятные для детей этого возраста. Данные упражнения включали:
- Ведение мяча разными способами.
- Удары по мячу разными способами.
- Работа с мячом головой.
- Отработка остановок мяча разными способами.
- Отработка финтов.
- Отработка введения мяча в игру.
- Отработка отбора мяча у соперника.
- Отработка приемов жонглирования мячом.
- Отработка основных вратарских приемов по защите ворот.
Комплекс на отработку финтов включал следующие упражнения:
- Обманное движение по мячу с уходом в сторону. При этом мяч может катиться, либо стоять на месте во время ложного замаха. Аналогично, но вместо удара по мячу этот мяч убирается в сторону, после чего игрок уходит от противника вслед за мячом. Таких упражнений 5.
- Обманное движение, имитирующее намерение игрока остановить мяч подошвой по ходу его ведения.
- Обманное движение, имитирующее намерение остановить мяч стопой. Таких упражнений 2.
- Обманное движение с намерением бежать в одну сторону, но с уходом в другую сторону. Таких упражнений 2.
- Последовательное ведение мяча с уходом в противоположную сторону.
Свои методические указания мы разработали, основываясь на уже имеющихся методичках [3, 4, 5], авторы которых проводили работы по организации тренировочного процесса у младших школьников. А.И. Заваров [3], занимавшийся вопросами, связанными с развитием двигательных способностей в детском возрасте, говорил:
а) развитие двигательных способностей во многом связано с уровнем общего физического развития, который необходим для реализации данных способностей;
б) самым сложным этапом в развитии двигательных способностей является время развития данного навыка, когда формируется способность ориентироваться в пространстве и времени, регулировать уровень прикладываемых усилий;
в) перед началом обучения определенным двигательным навыкам необходимо создать физическую базу, которая будет обеспечивать процесс формирования и развития необходимых навыков.