Автор(-ы):
Петренко Олеся Владимировна
Костенников Александр Николаевич
Ермоленко Алексей Павлович
Съедин Ярослав Николаевич
Секция
Физическая культура и спорт
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей начального обучения игровым действиям в футболе, проанализированы рекомендации, которые предлагаются в различных источниках, а также предпринята попытка разработать актуальные практические рекомендации для юных футболистов.
Текст статьи
В большинстве рекомендаций, при организации тренировочного процесса в футболе, для детей говорится следующее:
Общий анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что методические рекомендации по построению тренировочного процесса с детьми в возрасте 7-8 лет разработаны совершенно недостаточно, а все научные изыскания в данной области велись поверхностно. Нужно отметить, что именно в 7-8 лет дети впервые начинают серьезно заниматься футболом, а вопросы, связанные с ранним выбором спортивного амплуа, считаются серьезными у нас и за рубежом.
Если экстраполировать методики, составленные для более старших детей, на возраст 8-9 лет, то первые годы серьезных тренировок по футболу должны обеспечивать:
Характеристика экспериментальной методики начального обучения игре в футбол
По договоренности с руководством и педагогическим коллективом школы тренировки по футболу проводил учитель физкультуры. В тренировках принимали участие мальчики 2 и 3 классов возраста 8-9 лет.
Местом проведения тренировок была выбрана специально оборудованная для игры в футбол площадка около школы. Ее размер составляет 50 на 70 метров. Площадку использовали до наступления устойчивых морозов, зимой тренировки проводили в спортзале, имеющем размеры 12 на 18 метров.
Результаты внешнего наблюдения, а также результаты психофизиологических наблюдений [1] привели к выводу, что для успешной организации тренировочного процесса у детей 8-9 лет нужно:
По сути, на время проведения тренировки школьная спортплощадка превращалась в тематический спортгородок. Она включала огороженную площадь размером 50 на 70 метров, разбитую перпендикулярными линиями на 4 равных по площади части, которые будут условно именоваться секторами. У каждого сектора своя роль и своя педагогическая задача.
Первый и третий сектора будут игровыми. На них дети будут проводить матчи в уменьшенном составе. В данных секторах предусмотрена установка переносных ворот.
Второй сектор технический. Здесь дети будут отрабатывать основные приемы ведения игры, тренироваться с мячом. Сектор имеет необходимое для тренировочного процесса оборудование и соответствующую разметку.
Четвертый сектор отводится для занятий по физической подготовке. В нем есть все необходимое для проведения эстафет и выполнения необходимых физических упражнений. Также имеется соответствующая разметка.
После наступления холодов занятия с этого мини стадиона были перенесены в школьный спортзал.
В рамках данного эксперименты использовались упражнения, максимально понятные для детей этого возраста. Данные упражнения включали:
Комплекс на отработку финтов включал следующие упражнения:
Свои методические указания мы разработали, основываясь на уже имеющихся методичках [3, 4, 5], авторы которых проводили работы по организации тренировочного процесса у младших школьников. А.И. Заваров [3], занимавшийся вопросами, связанными с развитием двигательных способностей в детском возрасте, говорил:
а) развитие двигательных способностей во многом связано с уровнем общего физического развития, который необходим для реализации данных способностей;
б) самым сложным этапом в развитии двигательных способностей является время развития данного навыка, когда формируется способность ориентироваться в пространстве и времени, регулировать уровень прикладываемых усилий;
в) перед началом обучения определенным двигательным навыкам необходимо создать физическую базу, которая будет обеспечивать процесс формирования и развития необходимых навыков.
Список литературы
Поделиться
Петренко О. В., Костенников А. Н., Ермоленко А. П., Съедин Я. Н. Особенности начального обучения игре в футбол // Актуальные исследования. 2022. №35 (114). С. 88-91. URL: https://apni.ru/article/4530-osobennosti-nachalnogo-obucheniya-igre-v-futb