Главная
АИ #35 (114)
Статьи журнала АИ #35 (114)
Особенности начального обучения игре в футбол

Особенности начального обучения игре в футбол

Автор(-ы):

Петренко Олеся Владимировна

Костенников Александр Николаевич

Ермоленко Алексей Павлович

Съедин Ярослав Николаевич

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

футбол
методические рекомендации
физическая подготовка
техническая подготовка
тренировочный процесс

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей начального обучения игровым действиям в футболе, проанализированы рекомендации, которые предлагаются в различных источниках, а также предпринята попытка разработать актуальные практические рекомендации для юных футболистов.

Текст статьи

В большинстве рекомендаций, при организации тренировочного процесса в футболе, для детей говорится следующее:

  1. Физическая подготовка. Широко применять технику хождения строем как эффективную меру организационного и воспитательного воздействия, как средство формирования правильной осанки и выправки. На тренировках организовывать эстафеты, использовать упражнения из других видов спорта, в частности, из легкой атлетики, плавания, баскетбола, спортивной гимнастики [2].
  2. Техника игры. Начинать отрабатывать технические приемы с ударов внутренней части стопы по мячу, который находится неподвижно. Далее отрабатывать удары другими частями стопы. Технику ударами по мячу головой начинать изучать с ударов лбом, после чего переходить к отработке ударов другими частями головы. В качестве тренажера использовать подвешенный на определенной высоте мяч, масса которого меньше, чем у игрового мяча. Отрабатывать удары при движении мяча по разным траекториям относительно игрока.

Общий анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что методические рекомендации по построению тренировочного процесса с детьми в возрасте 7-8 лет разработаны совершенно недостаточно, а все научные изыскания в данной области велись поверхностно. Нужно отметить, что именно в 7-8 лет дети впервые начинают серьезно заниматься футболом, а вопросы, связанные с ранним выбором спортивного амплуа, считаются серьезными у нас и за рубежом.

Если экстраполировать методики, составленные для более старших детей, на возраст 8-9 лет, то первые годы серьезных тренировок по футболу должны обеспечивать:

  1. Хороший уровень общей физической подготовки.
  2. Отработка только основных приемов техники игры и главных приемов общей тактики.
  3. Для отработки и закрепления полученных навыков использовать обучение в виде игры.

Характеристика экспериментальной методики начального обучения игре в футбол

По договоренности с руководством и педагогическим коллективом школы тренировки по футболу проводил учитель физкультуры. В тренировках принимали участие мальчики 2 и 3 классов возраста 8-9 лет.

Местом проведения тренировок была выбрана специально оборудованная для игры в футбол площадка около школы. Ее размер составляет 50 на 70 метров. Площадку использовали до наступления устойчивых морозов, зимой тренировки проводили в спортзале, имеющем размеры 12 на 18 метров.

Результаты внешнего наблюдения, а также результаты психофизиологических наблюдений [1] привели к выводу, что для успешной организации тренировочного процесса у детей 8-9 лет нужно:

  1. Иметь спортивную площадку уменьшенного размера, на которой можно проводить спортивные соревнования с командами уменьшенного состава.
  2. Необходимо иметь определенный инвентарь, а именно: футбольные ворота уменьшенных габаритов, которые можно переносить, шведскую стенку, несколько стоек для отработки приемов ведения мяча, несколько щитов.
  3. Необходимо, чтобы площадка была хорошо размечена, потому что в этом возрасте дети плохо определяют расстояния на глаз.
  4. Нужны мячи для игры в футбол уменьшенные в размере, чтобы детям было удобно играть.

По сути, на время проведения тренировки школьная спортплощадка превращалась в тематический спортгородок. Она включала огороженную площадь размером 50 на 70 метров, разбитую перпендикулярными линиями на 4 равных по площади части, которые будут условно именоваться секторами. У каждого сектора своя роль и своя педагогическая задача.

Первый и третий сектора будут игровыми. На них дети будут проводить матчи в уменьшенном составе. В данных секторах предусмотрена установка переносных ворот.

Второй сектор технический. Здесь дети будут отрабатывать основные приемы ведения игры, тренироваться с мячом. Сектор имеет необходимое для тренировочного процесса оборудование и соответствующую разметку.

Четвертый сектор отводится для занятий по физической подготовке. В нем есть все необходимое для проведения эстафет и выполнения необходимых физических упражнений. Также имеется соответствующая разметка.

После наступления холодов занятия с этого мини стадиона были перенесены в школьный спортзал.

В рамках данного эксперименты использовались упражнения, максимально понятные для детей этого возраста. Данные упражнения включали:

  1. Ведение мяча разными способами.
  2. Удары по мячу разными способами.
  3. Работа с мячом головой.
  4. Отработка остановок мяча разными способами.
  5. Отработка финтов.
  6. Отработка введения мяча в игру.
  7. Отработка отбора мяча у соперника.
  8. Отработка приемов жонглирования мячом.
  9. Отработка основных вратарских приемов по защите ворот.

Комплекс на отработку финтов включал следующие упражнения:

  1. Обманное движение по мячу с уходом в сторону. При этом мяч может катиться, либо стоять на месте во время ложного замаха. Аналогично, но вместо удара по мячу этот мяч убирается в сторону, после чего игрок уходит от противника вслед за мячом. Таких упражнений 5.
  2. Обманное движение, имитирующее намерение игрока остановить мяч подошвой по ходу его ведения.
  3. Обманное движение, имитирующее намерение остановить мяч стопой. Таких упражнений 2.
  4. Обманное движение с намерением бежать в одну сторону, но с уходом в другую сторону. Таких упражнений 2.
  5. Последовательное ведение мяча с уходом в противоположную сторону.

Свои методические указания мы разработали, основываясь на уже имеющихся методичках [3, 4, 5], авторы которых проводили работы по организации тренировочного процесса у младших школьников. А.И. Заваров [3], занимавшийся вопросами, связанными с развитием двигательных способностей в детском возрасте, говорил:

а) развитие двигательных способностей во многом связано с уровнем общего физического развития, который необходим для реализации данных способностей;

б) самым сложным этапом в развитии двигательных способностей является время развития данного навыка, когда формируется способность ориентироваться в пространстве и времени, регулировать уровень прикладываемых усилий;

в) перед началом обучения определенным двигательным навыкам необходимо создать физическую базу, которая будет обеспечивать процесс формирования и развития необходимых навыков.

Список литературы

  1. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов [Текст] / М.А. Годик. -М.: Олимпия, 2006. - 221 с.
  2. Голомазов С. В. Теория и практика футбола / С.В. Голомазов - М.: Физкультура и спорт, 1999. – 126 с.
  3. Заваров А.И. Футбол для начинающих [Текст] / А.И. Заваров. - Питер, 2013. – 190 с.
  4. Максименко И. Г. Структура тренировочных нагрузок, физической, технической и игровой подготовленности юных футболистов на этапе специализированной базовой подготовки.: [Текст] / И.Г. Максименко автореф. дис…канд.пед.наук. – М.: 2001. – 19 с.
  5. Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика. [Текст] / Г.В. Монаков – М.: Советский спорт, 2005. – 288с.

Поделиться

422

Петренко О. В., Костенников А. Н., Ермоленко А. П., Съедин Я. Н. Особенности начального обучения игре в футбол // Актуальные исследования. 2022. №35 (114). С. 88-91. URL: https://apni.ru/article/4530-osobennosti-nachalnogo-obucheniya-igre-v-futb

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня