научный журнал «Актуальные исследования» #35 (114), сентябрь '22

Методы и средства взаимодействия преподавателей и студентов в условиях виртуальной образовательной среды

В работе рассматриваются методы и средства взаимодействия участников учебного процесса, применительно к процессу обучения, осуществляемому в рамках виртуальной образовательной среды. Актуальность данной статьи объясняется тем, что после 2020 года в различных регионах нашей страны все больше учебных заведений по причине неблагоприятной эпидемиологической обстановки функционировали в режиме дистанционного обучения. Несмотря на то, что в настоящее время основная часть обучающихся вновь получила возможность посещать занятия, проходящие в обычном режиме, для отдельных категорий студентов именно виртуальная образовательная среда остается единственным способом прохождения курса обучения. Научная новизна темы исследования состоит в том, что проводимые ранее исследования хоть и касались темы адаптации методов и средств взаимодействия преподавателя и студентов к интерактивной образовательной среде, но при этом в данных исследованиях не уделялось достаточного внимания разнице функционирования данных аспектов обучения в зависимости от способа взаимодействия участников учебного процесса. Практическая значимость исследования состоит в том, что в современных условиях виртуальная образовательная среда становится все более востребованным пространством для получения студентами необходимых знаний, а для многих виртуальное обучение является единственным доступным способом освоения профессии.

Аннотация статьи
обучение
виртуальное образование
методы взаимодействия
средства взаимодействия
Ключевые слова

Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Никитина Элеонора Константиновна

Чтобы иметь возможность изучить особенности методов и средств взаимодействия преподавателей и студентов в условиях виртуальной образовательной среды, необходимо сначала рассмотреть подробнее определения метода и средств взаимодействия участников учебного процесса.

Метод представляет собой способ деятельности, которая направлена на достижение определенной цели [6, с. 52]. В научной литературе у понятия метод обучения было несколько определений: как способ действия преподавателя и студентов; как путь, по которому преподаватель ведет обучающихся от незнания к знанию, а также как совокупность действий и приемов работы преподавателя и студентов [3; 4, с. 74].

В современных научных источниках понятие метод взаимодействия участников учебного процесса определяется как система последовательных, связанных между собой действий преподавателя и студентов, обеспечивающих усвоение содержания образования [5, с. 49]. Метод обучения характеризуется тем, что обозначает:

  1. цель обучения;
  2. способ усвоения информации;
  3. характер взаимодействия субъектов обучения [7].

В свою очередь, средства взаимодействия определяются как набор знаний, умений, опыта, материалов и технических средств, применяемых участниками учебного процесса в рамках обучения [1].

Классификация методов взаимодействия проводится по ряду различных признаков, рассмотрим один из них подробнее. Именно на этом этапе настоящего исследования становится возможным выделение кардинальных отличий функционирования методов взаимодействия участников процесса обучения в условиях виртуальной образовательной среды.

В зависимости от источника передачи информации и характера ее восприятия методы обучения разделяются на:

1.1. Практические. Включают в себя: опыты, учебно-производительный труд, упражнения.

1.2. Наглядные. Представлены: наблюдением, иллюстрациями, демонстрацией.

1.3. Словесные. Включают в себя: рассказ, объяснение, беседы, лекции, дискуссии, инструктаж.

1.4. Работа с книгой. Включает в себя: чтение, реферирование, изучение, беглый просмотр, составление библиографии, плана, цитирование, конспектирование.

1.5. Видеометод. Представлен: просмотром видеоматериала, рефлексией, контролем, выполнением упражнений под руководством преподавателя в режиме онлайн [2].

При ближайшем рассмотрении данного способа классификации методов взаимодействия становится возможным отследить, как меняется эффективность применения различных методов и средств при переходе к виртуальному формату обучения. Так, например, применение основной части практических методов (опытов и учебно-производственного труда) становится затруднительным, а для студентов многих специальностей (химики и т. п.) попросту невозможным.

В свою очередь, влияние на категорию 1.2. не столь однозначно: процессы наблюдения и демонстрации в виртуальном формате могут становится менее эффективными в случае, когда становится необходимо оценить свойства объектов и явлений, передача которых по каналам связи невозможна (вкусовые сочетания, запахи и т. д.). Вместе с тем, поскольку техническое оснащение, необходимое для проведения занятий в онлайн-режиме, предполагает возможность увеличения демонстрируемого изображения и сохранение видеоматериала урока, данный формат обучения в отдельных случаях может способствовать повышению эффективности этой категории методов взаимодействия.

Что касается эффективности осуществления раздачи студентам иллюстративного материала, то на данный аспект взаимодействия виртуальная учебная среда оказывает самое благотворное влияние, в значительной степени ускоряя процесс рассылки необходимых материалов и, таким образом, повышая эффективность данной категории методов взаимодействия.

Кроме того, следует отметить, что виртуальная образовательная среда вносит значительные коррективы в выбор средств взаимодействия преподавателя и студентов, делая процесс обучения полностью зависимым от технического оснащения (наличия у преподавателя и студентов необходимого оборудования и доступа в интернет).

Отдельно следует обратить внимание, что виртуальный формат обучения, с одной стороны, не позволяет преподавателю в полной мере определить степень вовлеченности студентов в учебный процесс во время чтения лекций, демонстрации учебных материалов и т.п, но при этом, с другой стороны, обеспечивает возможность более эффективного сохранения лекционных материалов, их повторного просмотра и более подробного изучения [6, с. 73].

На мой взгляд, данный аспект как нельзя лучше демонстрирует двоякое влияние виртуальной учебной среды на взаимодействие участников образовательного процесса и позволяет сделать вывод о том, что данный вид учебной среды обладает рядом особенностей, более подробное изучение которых является необходимым и может позволить в дальнейшем повысить качество обучения в целом. Также можно заключить, что понимание сильных и слабых сторон непосредственного и виртуального способов обучения позволяет построить учебный процесс таким образом, чтобы наиболее эффективно использовать потенциал различных методов и средств взаимодействия студентов и преподавателей и, таким образом, увеличить качество и эффективность образовательного процесса.

Текст статьи
  1. Бадахова И.Т. Организация эффективного взаимодействия преподавателя и студентов в условиях в образовательного пространства вуза. Мир науки, культуры, образования. 2017; 6 (67): С. 371-372.
  2. Гребенюк Т.Б., Булан И.Г. Модель педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в условиях дистанционного обучения. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2015; 11: С. 7-14.
  3. Макарова Л.Н., Старцев М.В. Проблемные зоны взаимодействия преподавателей и студентов. Социально-экономические явления и процессы. 2017; Т. 12, № 5: С. 210-216.
  4. Научные основы развития образования в XXI веке : 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП / сост., ред. А. С. Запесоцкий, О. Е. Лебедев. – Санкт-Петербург : СПбГУП, 2011. – 672 с.
  5. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учебное пособие / А.П. Панфилова. – Москва : Академия, 2011. – 191 с.
  6. Рулиене Л.Н. Электронная информационно-образовательная среда современного университета : монография / Л.Н. Рулиене, Н.Б. Сэкулич, С.Д. Намсараев. – Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2018. – 148 с.
  7. Сорокопуд Ю.В., Орлова Е.А., Шкурко Н.М. Формирование интеллектуального капитала как средство повышения имиджа и конкурентоспособности вуза. Научные исследования и образование. 2015; 1 (19): С. 230-232.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября