Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Никитина Элеонора Константиновна
Чтобы иметь возможность изучить особенности методов и средств взаимодействия преподавателей и студентов в условиях виртуальной образовательной среды, необходимо сначала рассмотреть подробнее определения метода и средств взаимодействия участников учебного процесса.
Метод представляет собой способ деятельности, которая направлена на достижение определенной цели [6, с. 52]. В научной литературе у понятия метод обучения было несколько определений: как способ действия преподавателя и студентов; как путь, по которому преподаватель ведет обучающихся от незнания к знанию, а также как совокупность действий и приемов работы преподавателя и студентов [3; 4, с. 74].
В современных научных источниках понятие метод взаимодействия участников учебного процесса определяется как система последовательных, связанных между собой действий преподавателя и студентов, обеспечивающих усвоение содержания образования [5, с. 49]. Метод обучения характеризуется тем, что обозначает:
- цель обучения;
- способ усвоения информации;
- характер взаимодействия субъектов обучения [7].
В свою очередь, средства взаимодействия определяются как набор знаний, умений, опыта, материалов и технических средств, применяемых участниками учебного процесса в рамках обучения [1].
Классификация методов взаимодействия проводится по ряду различных признаков, рассмотрим один из них подробнее. Именно на этом этапе настоящего исследования становится возможным выделение кардинальных отличий функционирования методов взаимодействия участников процесса обучения в условиях виртуальной образовательной среды.
В зависимости от источника передачи информации и характера ее восприятия методы обучения разделяются на:
1.1. Практические. Включают в себя: опыты, учебно-производительный труд, упражнения.
1.2. Наглядные. Представлены: наблюдением, иллюстрациями, демонстрацией.
1.3. Словесные. Включают в себя: рассказ, объяснение, беседы, лекции, дискуссии, инструктаж.
1.4. Работа с книгой. Включает в себя: чтение, реферирование, изучение, беглый просмотр, составление библиографии, плана, цитирование, конспектирование.
1.5. Видеометод. Представлен: просмотром видеоматериала, рефлексией, контролем, выполнением упражнений под руководством преподавателя в режиме онлайн [2].
При ближайшем рассмотрении данного способа классификации методов взаимодействия становится возможным отследить, как меняется эффективность применения различных методов и средств при переходе к виртуальному формату обучения. Так, например, применение основной части практических методов (опытов и учебно-производственного труда) становится затруднительным, а для студентов многих специальностей (химики и т. п.) попросту невозможным.
В свою очередь, влияние на категорию 1.2. не столь однозначно: процессы наблюдения и демонстрации в виртуальном формате могут становится менее эффективными в случае, когда становится необходимо оценить свойства объектов и явлений, передача которых по каналам связи невозможна (вкусовые сочетания, запахи и т. д.). Вместе с тем, поскольку техническое оснащение, необходимое для проведения занятий в онлайн-режиме, предполагает возможность увеличения демонстрируемого изображения и сохранение видеоматериала урока, данный формат обучения в отдельных случаях может способствовать повышению эффективности этой категории методов взаимодействия.
Что касается эффективности осуществления раздачи студентам иллюстративного материала, то на данный аспект взаимодействия виртуальная учебная среда оказывает самое благотворное влияние, в значительной степени ускоряя процесс рассылки необходимых материалов и, таким образом, повышая эффективность данной категории методов взаимодействия.
Кроме того, следует отметить, что виртуальная образовательная среда вносит значительные коррективы в выбор средств взаимодействия преподавателя и студентов, делая процесс обучения полностью зависимым от технического оснащения (наличия у преподавателя и студентов необходимого оборудования и доступа в интернет).
Отдельно следует обратить внимание, что виртуальный формат обучения, с одной стороны, не позволяет преподавателю в полной мере определить степень вовлеченности студентов в учебный процесс во время чтения лекций, демонстрации учебных материалов и т.п, но при этом, с другой стороны, обеспечивает возможность более эффективного сохранения лекционных материалов, их повторного просмотра и более подробного изучения [6, с. 73].
На мой взгляд, данный аспект как нельзя лучше демонстрирует двоякое влияние виртуальной учебной среды на взаимодействие участников образовательного процесса и позволяет сделать вывод о том, что данный вид учебной среды обладает рядом особенностей, более подробное изучение которых является необходимым и может позволить в дальнейшем повысить качество обучения в целом. Также можно заключить, что понимание сильных и слабых сторон непосредственного и виртуального способов обучения позволяет построить учебный процесс таким образом, чтобы наиболее эффективно использовать потенциал различных методов и средств взаимодействия студентов и преподавателей и, таким образом, увеличить качество и эффективность образовательного процесса.