Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Никитина Элеонора Константиновна
В настоящее время учеными разработано значительное количество различных определений понятия дистанционного образования. Так, Домрачеев представляет дистанционное обучение в качестве новой ступени обучения с применением информационных технологий на основе видеотехники. По мнению Тихонова, дистанционное обучение представляет собой систематическое целенаправленное обучение, независимое от времени и пространства.
Более емкая характеристика данного понятия представлена Тихомировым и Солдаткиным. Авторы характеризуют дистанционное обучение как интерактивный образовательный процесс, реализуемый в специфической дидактической системе [2].
Дистанционное обучение представляет собой получение образования в удаленном режиме и не является синонимом заочной формы обучения. Главное и принципиальное отличие данных форм образования состоит в использовании при дистанционном обучении преимущественно удаленного доступа к учебной информации, а также интерактивного способа общения преподавателя со студентами. Безусловно элементы интерактивности, а в особенности электронного способа передачи информации между преподавателем и обучаемым появились сразу же вслед за появлением вышеупомянутого способа передачи данных. Таким образом элементу интерактивности, как части системы образования, уже более 20 лет.
Согласно другому определению, дистанционное обучение представляет собой синтетическую, интегральную форму обучения, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий, а также их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению [11, с. 3].
Дистанционное обучение в современном понимании представляет собой форму обучения, в рамках которой активно используются средства связи, а также инфокоммуникационные технологии, базирующиеся на передаче данных посредством сети Интернет, включая видеоконференции в режиме реального времени (в том числе так называемые стримы), а также аудио- и видеообмен информацией [1, с. 165].
Вопросам изучения проблематики дистанционного обучения в России и за рубежом за последние годы посвящено множество исследований и научных статей. Из работ последних 10 лет особенно выделяются труды Татаринова, который не только изучал различные аспекты системы дистанционного обучения [4, с. 287; 5, с. 291; 6, с. 104; 7, с. 293-294; 8, с. 291], но и подчеркивал возможность соблюдения непрерывности учебного процесса в рамках дистанционной формы обучения [6, с. 104-105].
За тот же временной период элементы системы дистанционного образования все активнее внедрялись в учебный процесс, так, например, производилась рассылка заданий и учебного материала посредством электронных способов передачи данных, благодаря электронному обмену данными стала доступной рассылка и проверка курсовых и дипломных работ на стадии написания.
Отдельно следует отметить, что в некоторых учебных заведениях была доступна возможность защиты диплома, а также сдачи зачетов и экзаменов в удаленном режиме (для студентов, которые не могли явиться лично). На тот момент данный вариант сдачи экзаменов и зачетов, а также защиты диплома был доступен только некоторым студентам. В период пандемии в рамках ситуации повышенной эпидемиологической опасности именно элементы дистанционного обучения, предполагающего полное отсутствие необходимости «живого» контакта преподавателя и обучаемого, стали наиболее актуальными, позволив минимизировать риск заражения [9].
Общемировой опыт в целом активно подтверждает возможность эффективного внедрения дистанционного образования: согласно экспертным данным, в зарубежных странах дистанционное обучение пользуется большей популярностью, так именно дистанционное обучение выбирают более 70 % студентов зарубежных учебных заведений [10, с. 73]. При этом, согласно результатам исследования, проведенного Дедюхиным, Баландиным и Поповой, одним из самых больших недостатков в онлайн-обучении, является отсутствие социального взаимодействия, способствующего повышению эффективности процесса обучения. По мнению авторов, данная проблема может быть решена посредством проведения семинаров, вебинаров, презентаций и конференций в режиме онлайн [2].
Вопросу снижения уровня коммуникационного взаимодействия уделяли внимание и другие авторы еще до вынужденного перехода системы образования на дистанционный формат, произошедшего в 2020 году. В частности, в работе 2018 года отмечено, что виртуальный формат обучения не позволяет преподавателю в полной мере определить степень вовлеченности студентов в учебный процесс во время чтения лекций, демонстрации учебных материалов и т. д. В рамках данного исследования автор не предлагает какого-либо способа решения данной проблемы коммуникативного взаимодействия, однако отмечает, что сама по себе специфика дистанционного формата обучения обеспечивает возможность более эффективного сохранения лекционных материалов, их повторного просмотра и более подробного изучения [3, с. 73].
В целом, переход к дистанционному процессу обучения оказывает двоякое влияние на методы и средства взаимодействия участников учебного процесса: с одной стороны, эффективность коммуникационного взаимодействия снижается по причине отсутствия «живого» контакта и общения между преподавателем и студентами, с другой стороны, средства и методы взаимодействия, актуальные для дистанционного формата обучения позволяют не только компенсировать отсутствие «живого» общения участников образовательного процесса, но и добиться повышения качества коммуникационного взаимодействия. Так, например, онлайн-пространство виртуальной среды обучения позволяет преподавателю поддерживать со студентами контакт в режиме 24/7, обеспечивая возможность размещения новой информации, общения в студенческих и ученических чатах и группах, а также более эффективного сбора необходимых данных [1, с. 165-166].
Таким образом, можно заключить, что дистанционный формат обучения хоть и является источником определенных ограничений эффективности коммуникативного взаимодействия, но при этом за счет характерных для данной формы обучения средств взаимодействия предоставляет и исчерпывающее количество путей и способов повышения эффективности коммуникативного взаимодействия участников образовательного процесса.