Главная
АИ #35 (114)
Статьи журнала АИ #35 (114)
Печорин в современном мире

Печорин в современном мире

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

XIX век
«лишний человек в обществе»
современный Печорин

Аннотация статьи

В статье рассмотрены натура Г. Печорина, которая своеобразно показала молодёжь XIX века, а также влияние Печорина на современное общество, его вечный образ.

Текст статьи

Научный руководитель – стажер-преподаватель факультета иностранных языков, отделения русского языка и литературы Каракалпакского государственного университета имени Бердаха Алламуратов Арысланбек

«Печорин есть один из тех, к кому особенно должно относиться это энергическое воззвание благородного поэта, которого это самое и заставило назвать героя романа героем нашего времени. Отсюда происходит и недостаток определенности, недостаток художественной рельефности в изображении этого лица, но отсюда же выходит и его высочайший поэтический интерес для всех, кто принадлежит к нашему времени не по одному году и числу месяца, в которые родился, и то сильное неотразимо грустное впечатление, которое он на них производит…» [3].

Автор произведения «Герой нашего времени» М.В. Лермонтов в своём предусловии к роману написал, что это не один человек, живущий среди нас, это портрет, составленный из пороков, из нашего положения в полном их развитии. Если это тема была актуальной в тот период.

Как вы думаете насчёт сегодняшнего дня, а насчёт актуальности этой темы?

Давайте порассудим о её роли в обзоре в этом же одноимённом романе. Годы, когда жил М. Ю. Лермонтов, она была, как все читали басни, но не понимали, если там не было в конце морали. Характерной чертой этой эпохи почти все люди жившие устраивали балы, ходили в театры ну конечно те слои, которые могли позволить себе. Одним словом, была праздность, жили не для себя, а для того, чтобы показать другим, как они живут. Почти многие следовали этим принципам. А когда появлялись уже более умный или более замкнутый, им показывалось, что он либо сумасшедший, как в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума». Передовые взгляды, мировоззрение была чужда для фамусовского общества, а за это его называли сумасшедшим.

А в произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин», Онегина принимали за чужака, особенно после того, как он убил своего друга В. Ленского. Он казался для них и для их общества странным, не был как все его ровесники, как сказать, все он перепробовал, и как-то настало русская хандра. То, что его ровесники пробовали, ему была скучно всё это. А любовь и праздность не интересовало его.

В одноимённом романе таким «лишним человеком» в обществе Г. Печорин. Человек странный, при этом и умный, как Онегин не делает не обдуманных поступков.

Как сам Печорин говорил о себе такие слова: «У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это не так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствиями, которые можно достать за деньги эти мне опротивели. Потом я пустился в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, - но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и, чтоб добиваться её надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно…».

Тут он рассуждает тот период его жизни, когда он ещё не приехал на Кавказ значит, он как Онегин, прожив в светской жизни, получив удовольствия за деньги, рано узнав жизненные пороки, охладел от жизни.

Вскоре перевели меня на Кавказ: это стало самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живёт под чеченскими пулями, - напрасно; через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал большое внимание на комаров, - и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял все свои последнюю надежду. Исходя, из этих строк можно понять Печорина как личности, который быстро теряет свой интерес к вещам к новым знакомствам. А доказательством к этому можно привести примером случай с Бэлой:

«Когда я увидел Бэлу в своём доме, когда в первый раз, держа её на коленях целовал её чёрные локоны, я, глупец, подумал, что даже она ангел, посланный мне сострадательной судьбой… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучшее любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я её ещё люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё от дам жизнь, – только мне с ней скучно» [2]. От этих фраз я пришла к выводу, что сам Печорин странный тем, что добившийся тому чего хотел, теряет интерес, ему всё больше и больше хочется новшества. Его это качество, я думаю, станет для него самой грубой ошибкой в его жизни.

«Глупец я или злодей, не знаю; но то вечно, что я также очень достоин в сожаления, может быть, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь становится пустое ото дня; мне осталось одно средство путешествовать. Как только будет можно, отправится – только не в Европу, избави боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру по дороге».

Как сам говорил наш герой умирает по пути в Персию таки не находя своего личного душевного успокоения, личного счастья, не находя чего-то интересного в жизни.

Печорин живёт среди нас, но мы его просто не замечаем. Печорина назвать плохим трудно, а хорошим тоже задумываешься. В нём есть недостатки и достоинства как из всех. Он человек двойственный. Он не доволен привычным в обществе укладом жизни, рамками которыми ограничивают жизнь людей, навязанности к нормам и стереотипам. Если посмотреть с другого ракурса, он человек бездейственный. Зная, что он не доволен этим укладом жизни, он сидит, сложа руки. Он не старается изменить мир, который мог бы стать таким как он считает нужным. Печорин живет в нашем обществе без цели, без смысла. Печорин может быть, не один человек, а часть у многих по немногому. Его бездейственность мне напоминает знакомого, который не доволен своей жизнью сидя дома, на диване [4].

Его равнодушие еще одного товарища, который как Печорин добивался до тех пор, пока не сделает своим или же узнает, что она покорна ему, а после пропадает интерес. Одним словом, хотелось бы, чтоб Печорина (его отрицательных качеств) меньше было бы в людях. А его достоинства как сообразительность, решительность, не привыкание к укладам жизни, не навязанность нормам стало по больше и развивало общество.

Список литературы

  1. Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени.
  2. Лермонтов М.Ю. Москва. Издательство «Художественная литература», 1985.
  3. Герой нашего времени. Сочинение М.Лермонтов, Статья – Белинский В.Г. С.-Петербург. 1840.
  4. Халикова, М. Х. Печорин – вечный герой нашего времени / Текст: непосредственный // Молодой ученый. https://moluch.ru/archive/107/25451/

Поделиться

3450

Базарбаева М. М. Печорин в современном мире // Актуальные исследования. 2022. №35 (114). С. 22-24. URL: https://apni.ru/article/4543-pechorin-v-sovremennom-mire

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря