Главная
АИ #35 (114)
Статьи журнала АИ #35 (114)
Компетентностный подход экономических дисциплин профессионального качества выпус...

Компетентностный подход экономических дисциплин профессионального качества выпускника СПО

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

компетентностный подход
профессиональное образование
формирование компетенций
мотивация
профессиональное качество

Аннотация статьи

В статье рассмотрен компетентностный подход экономических дисциплин.

Текст статьи

В современном образовательной ситуации практико-ориентированное обучение творческих студентов характеризуется целым рядом особенностей, который связаны с формированием определенных компетенций, позволяющих принимать эффективные управленческие творческие решения в реальных рыночных условиях. Это обуславливает создание учебной среды для развития навыков проведения исследования экономических процессов. Поэтому для формирования необходимых компетенций у дизайнеров важна наряду с традиционными методиками обучения (лекции, семинары) необходимо использовать и современные активные методики, которые уже хорошо себя зарекомендовали в отечественной и зарубежной практике подготовки управленческих кадров. К ним можно отнести кейс-метод, деловые и ролевые игры, ситуационно-деятельности игры, модерацию, имитационные модели (тренажеры) и другие, которые позволяют больше внимания уделить изучению исследуемых экономических процессов.

Все направления связаны общими и профессиональными компетенциями, которых можно сгруппировать в специальные блоки. На основе этого составляются учебные планы.

В блок общих компетенций включаем:

  • понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии;
  • организация собственной деятельности;
  • принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях;
  • использование информационных технологий в профессиональной деятельности;
  • самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития;
  • ориентация в условиях частой смены технологии в профессиональной деятельности.

Компетентностный подход позволяет сделать правильный выбор профессии и рационально использовать имеющиеся и приобретенные навыки.

Согласно учебному плану выпускник к концу обязательного обучения имеет возможность владения навыками профессионального, общекультурного компетенций. Главной целью является не только формирование у студентов системы знаний, но и овладение ими навыками целостной профессиональной деятельности до самоанализа результатов труда.

Блок профессиональных компетенций составляет:

  • работа в команде;
  • применение мотивационных подходов в управлении;
  • владение культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией;
  • подготовка, сбор, анализ данных и материалов для работы;
  • выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, совмещение должностей.

Если рассмотреть профессиональные компетенции с точки зрения экономических дисциплин, то выпускник должен уметь соблюдать баланс между практическим опытом и теоретическими знаниями. Например, освоение финансовой грамотности должно войти в обязательную дисциплину для студентов профессионального обучения. Студенты нашего колледжа ежегодно успешно участвуют в олимпиадах по финансовой грамотности среди студентов среднего профессионального образования и занимают призовые места.

Освоение навыков практического предпринимательства связана с профессиональными компетенциями.

Деятельностные технологии обучения тесно связаны с проектной деятельностью студентов. Игры при изучении профессиональных дисциплин – технология, позволяющая, как никакая другая технология, развивать ключевые компетенции студентов.

Выпускники нашего колледжа успешно реализовывают профессиональные компетенции – 2 выпускника по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» разных лет успешно защитили свои проекты бизнес-планов по открытии своих мастерских, 3 выпускников по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» прошлого года реализовали свои проекты. Выпускники по специальности 39.02.01 «Социальная работа» в связи с пандемией работали, помогали населению (волонтер).

Игры ставят в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

Деловая игра «Семейный бюджет» познавательный механизм рыночной торговли в данной игре моделируются экономические процессы производство продукции. Деловая игра «Рынок труда» механизм функционирования рабочей силы. Деловая игра «аукцион с последующей продажей» порядок проведения аукциона формирование цен.

Эффективным способом реализации ключевых компетенций является использование компьютерной техники для поиска материалов в Интернете по заданному вопросу, компьютерное тестирование, все это помогает студенту в процессе обучения, способствует лучшему усвоению учебного материала. Легких путей в профессию нет.

Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы студенты учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны выбранной профессии, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей. Одним из эффективных методов реализации ключевых компетенций мы считаем использование проектной работы на уроках. Работа должна была концентрироваться на живом и жизненном материале; много внимания обращается на совместную деятельность студентов, на отношения между ними, на их умение разобраться в реальной жизни. Интегрированные проекты формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию студента, развивают исследовательские и рефлексивные навыки, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, нацелены на развитие познавательного интереса, расширяют кругозор и реализуют принцип связи обучения с жизнью. Эффективная реализация компетентностного подхода возможна посредством целенаправленного формирования компетенций; поэтапной организации образовательного процесса на интегрированном содержании профессиональных дисциплин. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у студента развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных.

Список литературы

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования / Э.Ф. Зеер – Москва: Академия, 2009.
  2. Оленева Ю.Б. Технология обучения студентов колледжа на основе индивидуального образовательного маршрута / Ю.Б. Оленева // Среднее профессиональное образование. – 2016. – № 11. – С. 36.
  3. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения.

Поделиться

1153

Ушканова А. Ф. Компетентностный подход экономических дисциплин профессионального качества выпускника СПО // Актуальные исследования. 2022. №35 (114). С. 78-80. URL: https://apni.ru/article/4545-kompetentnostnij-podkhod-ekonomicheskikh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января