научный журнал «Актуальные исследования» #35 (114), сентябрь '22

Необходимость реализации метода обучения case-study в сфере социальной работы с молодежью

В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на реализацию метода обучения case-study в сфере социальной работы с молодежью, подчеркивается при этом важная роль общественных наук в деятельности социальной работы и при подготовке высококвалифицированных кадров.

Аннотация статьи
мышление
молодежь
воспитание
специалист
наука
технология
высшее образование
социальные науки
метод кейсов
Ключевые слова

На фоне происходящих сегодня в мире глобальных процессов, продолжающегося экономического и финансового кризиса, происходящих вокруг нас опасных конфликтов, проявления «экспансии инокультурных культур», остро стоит вопрос воспитания умственно и физически зрелого поколения. Воспитание современных, зрелых кадров остаются общегосударственной задачей.

Движущей силой мирового развития, в том числе развития Узбекистана, и фактором, ускоряющим развитие, являются квалифицированные и конкурентоспособные специалисты, отвечающие требованиям времени. Безусловно, система высшего образования готовит такие кадры. По этой причине во всем мире уделяется особое внимание науке, образованию и воспитанию, что является краеугольным камнем развития, способного сделать страну могущественной, а нацию великой.

Социальные науки играют большую роль в подготовке зрелых кадров. Неслучайно Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев практически в каждом выступлении затрагивает тему молодежи и подготовки кадров, подчеркивая при этом важную роль общественных наук в деятельности социальной работы, которая является новой областью в нашей стране, требующая учета особенностей этой области. В частности, поскольку социальным работникам приходится работать с людьми, имеющими особые потребности, сталкивающимися с различными жизненными трудностями, и должны помогать им находить правильный путь в различных жизненных ситуациях, чрезвычайно важно умение найти правильное решение в сложной ситуации.

В сфере социальной работы с молодежью с целью изучения проблем молодежи в будущем продолжается поиск их решений и подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих навыками профессиональной работы с молодежью в сложных ситуациях, усиливается роль специфического вида профессиональной деятельности, направленного на вывод образа жизни молодежи на качественно новый уровень, осуществляемый государственными и негосударственными организациями, субъектами предпринимательства. Это предполагает профилактику негативных ситуаций среди молодежи, мероприятия в социальной, правовой, медицинской, экономической, психолого-педагогической, организационно-профилактической, информационной и др., направленные на формирование у них принятых обществом качеств.

Особенностью социальной работы с молодежью является помощь в выходе из кризисных ситуаций самостоятельно, в которые они попали, с помощью общественно приемлемых средств. Из вышеизложенного следует, что социальный работник, работающий с молодежью, должен обладать способностью находить правильное решение в сложной ситуации. В формировании этого навыка полезен метод «кейс-стади», являющийся одной из современных образовательных технологий.

Метод кейсов (англ. Casemethod, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) – это современная образовательная технология, в которой используется описание жизненных ситуаций, общественного резонанса, при котором обучающиеся должны проанализировать ситуацию и предложить ряд решений. Непосредственной целью проблемного метода является анализ ситуации и выработка практического решения в конкретной ситуации совместными усилиями группы обучающихся [1].

Кейс – это маленькое литературное произведение, позволяющее не только получить информацию, но и погрузиться в атмосферу происходящего. Это помогает студентам представить себя в реальной жизненной ситуации, а не просто решать сложную задачу [2].

Конечным результатом является формирование умения оценивать предложенные алгоритмы и выбирать наилучший с точки зрения поставленной задачи. В настоящее время метод case-study занимает ведущее место в сфере образования, активно используется в зарубежных странах в обучении предпринимательству, является одним из наиболее эффективных методов обучения студентов решению жизненных задач.

Необходимость реализации метода обучения case-study возникает из-за двух факторов: 1) общей направленности развития образования, его направленности на формирование профессиональной компетентности, а не на приобретение конкретных знаний; 2) разработка требований к качеству специалиста, помимо выполнения требований первого направления, должна обладать способностью оптимально действовать в различных ситуациях, быть системным и эффективным в кризисных ситуациях [3].

Данный метод позволяет сформировать у студентов навыки работы в команде, анализа и принятия управленческих решений в процессе анализа ситуаций. Сase-study – это средство формирования умения применять теоретические знания на практике. Это помогает развивать самостоятельное мышление обучающихся, слушая и рассматривая альтернативные подходы, обосновывая свое мнение.

Используя этот метод, студенты развивают навыки анализа и оценки, учатся работать в команде, имеют возможность найти наиболее разумное решение проблемы. Данный метод представляет собой интерактивный метод обучения, который обеспечивает легкое усвоение студентами теоретической информации и практическое использование учебного материала, влияет на их профессиональную подготовку, способствует их развитию, формирует интерес к обучению и положительную мотивацию.

В то же время case-study – это образ мышления педагога, его особый подход, позволяющий искать альтернативные решения и возобновлять творческий дух. Кейсы отличаются от обычных задач, используемых в обучении, потому что цели использования задач и кейсов в обучении различны. Задания предоставляют материал, который позволяет обучающимся исследовать и применять отдельные теории, методы и принципы.

Sase-study помогает обучающимся освоить различные навыки. Задачи, как правило, имеют одно решение и один путь, ведущий к этому решению. При разборе кейса у студентов будет готовое решение, которое можно использовать в подобных ситуациях. Увеличение знаний студента в анализируемых ситуациях увеличивает вероятность использования готовой схемы решения для подобных ситуаций и формирует более серьезные навыки решения проблем.

Использование кейс-метода в изучении общественных наук повышает уровень знания в целом, использование терминов и их понимание более эффективно, чем простое их заучивание, так как требует умения их использовать; развивает творческое мышление, заставляя критически думать; развивает навыки проведения презентации (умение публично представить свою работу); учит формулировать различные типы вопросов; развивает умение вести дискуссию, аргументировать свои ответы; учит работать в команде и вырабатывать коллективное решение; позволяет полноценно решить индивидуальную и групповую самостоятельную работу студентов.

Разбирая кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» студента проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем [2].

Если принять во внимание многообразие судеб и жизненных путей людей в обществе, направленность развития связанных с ними событий, способность социальных работников анализировать проблему в разных жизненных ситуациях, правильно оценивать ситуацию, выбирать наиболее оптимальным среди различных вариантов решения, и, наконец, важно, чтобы они обладали навыками успешного внедрения и мониторинга решения.

Профессионалы, выработавшие эти навыки в студенческие годы, могут легко использовать их в своей работе. В этом случае на помощь приходит метод «Sase Study».

Текст статьи
  1. https://www.informio.ru/publications/id3568/Tehnologija-Keis-stadi-kak-sovremennaja-obrazovatelnaja-tehnologija
  2. Покушалова, Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // Молодой ученый. - 2011. - № 5 (28). - Т.2. - С. 155-157. - URL: https://moluch.ru/archive/28/3073/
  3. Долгоруков, А.М. Сase stady как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. - М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. С. 21-44.
Список литературы