О психологической готовности педагогов к работе в системе инклюзивного образования

О психологической готовности педагогов к работе в системе инклюзивного образования

В статье освещаются вопросы, связанные с готовностью педагогов работать в общеобразовательных школах инклюзивного профиля. Рассматриваются такие проблемы, как нежелание педагогов работать в системе инклюзии по причине страха оказаться не компетентными, неверие педагогов в положительные моменты инклюзивного образования. В статье представлены возможные методы работы с учителями, которые могут помочь последним адаптироваться и подготовиться к работе в системе инклюзивного образования не только с профессиональной стороны, но и со стороны моральной и психологической.

Аннотация статьи
обучение
инклюзивное образования
учителя
педагоги
ограниченные возможности здоровья
современные методики
курсы повышения квалификации
Ключевые слова

Введение

В современном обществе, по причине увеличения количества детей с различными нарушениями в развитии, а также с отклонениями в поведении, все более остро встает вопрос о необходимости инклюзии в школах общего образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья проходят обучение в специализированных школах, могут находиться на надомном обучении или в специальных центрах (школа-интернат). Но все чаще и чаще мы можем видеть, что в обычном классе массовой школы, вместе с остальными детьми учится «особенный» ребенок [1, 3]. Из этого следует, что при работе с такими детьми требуется специальный подход и определенные методики. Так же не следует забывать и о том, что те люди (педагоги), которые работают с такими учениками, должны обладать специальными знаниями, быть психологически готовыми работать в системе инклюзии. Для максимального эффективного обеспечения инклюзии необходим комплексный подход. Должны быть задействованы не только учитель, но и родители, педагог-психолог, дефектолог, логопед и другие специалисты.

Как правило, большинство учителей массовых школ не готовы осуществлять учебно-воспитательную деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по ряду причин. Например, не знание как работать с такими учениками; не умение побороть собственный страх нового и неизвестного; уверенность в том, что наличие такого ребенка в классе негативно скажется на всем учебном процессе и «микроклимате» в ученическом коллективе [1, 2]. Так же мало внимания уделяется личностной готовности педагога работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимость обучения педагогов, а так же необходимость их моральной, психологической готовности для работы в условиях инклюзии выходит на первый план, поскольку добиться качества инклюзивного образования можно лишь при наличии педагогов, уверенно владеющих, различного рода специальными (индивидуально-ориентированными по нозологиям) методиками обучения. Педагоги системы инклюзивного образования должны быть морально и психологически устойчивыми, готовыми к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: готовыми учиться и перенимать опыт своих коллег, применять творческий подход к процессам обучения и воспитания детей с ОВЗ. Так же очень важен и позитивный настрой при работе в данной сфере.

Под психологической готовностью педагога к работе в системе инклюзивного образования мы понимаем совокупность таких личностных качеств и профессиональных умений, при которых педагог может обеспечить не только высокое качество обучения ребенка с ОВЗ школьным предметам (дисциплинам), но и максимально эффективно осуществляет «вливание» такого ученика в детский коллектив, что способствует лучшей социализации и адаптации последнего.

Успех при внедрении инклюзивного образования зависит от нескольких условий, одно из которых грамотная организация таковой работы непосредственно в школе. Во многих общеобразовательных учебных заведениях не видят необходимости в специальной подготовке учителя к работе в условиях инклюзии, иногда предпочитая оставить изучение этого вопроса на усмотрение педагога. А педагог, как было ранее сказано, не готовый к работе в системе инклюзии и не прошедший специального обучения и подготовки, часто не считает необходимым знакомиться с принципами инклюзивного образования. Такой подход к осуществлению инклюзии в конечном итоге может привести к разногласию с руководством, родителями ребенка с ОВЗ, к конфликту со всем остальным классом. В конце концов педагог может разочароваться в своей компетентности и не осуществить поставленные руководством цели.

Так же педагог, осуществляющий свою трудовую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать колоссальным самоконтролем, высокой моральной устойчивостью к стрессам; быстро и четко принимать решения при возникающих «острых» ситуациях. Он должен уметь не поддаваться панике и быстро адаптироваться. Такие качества характера позволяют не допускать и упреждать возможное появление внештатных, конфликтных ситуаций [1, 2]. Развитию таких качеств способствуют проведение с учителями сеансов повышения психологический готовности к работе в системе инклюзии психологами, посещение педагогами специальных тренингов, обучающих занятий, а также развитие умения самостоятельно расслабляться, «сбрасывать с себя негативные последствия», сохраняя свое психологическое здоровье.

Еще одним условием, среди прочих, для успешной деятельности педагогов в системе инклюзии может стать совместное написание с остальными специалистами, такими как логопед, дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, а так же родителями, учебной программы или специальной индивидуальной программы реабилитации (СИПР). Вклад каждого из вышеперечисленных, благотворно повлияет на обучение и успешное освоение необходимого материала. Так же в трудовом коллективе школы необходимо присутствие грамотного методиста, который должен осуществлять контроль работы педагогов и, при необходимости, оказывать помощь в различных затруднительных ситуациях.

К одному из главных условий для эффективной трудовой деятельности в системе инклюзии мы, конечно, можем отнести необходимость прохождения специального обучения, организованно, под руководством опытного преподавателя, где будет дано достаточное количество теоретического материала, будут рассматриваться частные случаи слушателей. При необходимости организовать посещение открытых уроков коллег из других школ, проведение тренингов и мастер-классов.

Зарубежные исследования показывают, что в процессе работы учитель претерпевает личностные изменения, он профессионально трансформируется. При работе с детьми с ОВЗ отношение к инклюзии у учителя существенно изменяется в лучшую сторону. И лучшей мотивацией к дальнейшей работе, как правило, служит положительная динамика личностного и социального развития ребенка с ОВЗ, его успехи в сфере адаптации в детском коллективе [1, 3].

Итогом прохождения педагогом курсов повышения квалификации по методикам инклюзивного образования, как следствие, должно стать высокое качество образования, получаемое детьми с ОВЗ, разработка новых методик и накопление позитивного опыта в работе в системе инклюзивного образования.

Заключение. В условиях современных реалий, чтобы соответствовать требованиям, выдвигаемым обществом, педагог должен быть всесторонне развит, являться творческим человеком, стремящимся к постоянному развитию, узнаванию чего-то нового. Педагог должен не только уметь давать новые знания, но и должен еще сам стремиться их получать. При условии развития и саморазвития педагога мы можем говорить об успешной работе в системе инклюзивного образования. Наличие готовности к оказанию помощи, чувство милосердия и позитивный, оптимистический настрой так же являются обязательными качествами такого человека, который осуществляет свою трудовую деятельность с контингентом детей с ОВЗ. Ведь ранее уже доказано, что один из лучших методов обучения, это метод «личного примера».

Текст статьи
  1. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 201 №1. C. 83-91.
  2. Власова И.В. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс]. – Социальная сеть работников образования. Режим доступа: nsportal.ru
  3. Зельгейм А.Д. От теории до практики изучения психологической педагогической деятельности в условиях инклюзии // Молодой ученый. 2020. № 2. С. 389-390.
Список литературы
Ведется прием статей
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня