Наиболее заметным достижением в авиационной сфере сегодня являются беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Им находят применение в научной, военной, промышленной, культурной и развлекательной сферах. Основными производителями БПЛА являются США и Китай. В России рынок беспилотной техники находится на начальном этапе развития. Первоначальное применение беспилотных летательных аппаратов было преимущественно в военной сфере, однако, сейчас происходит их активное внедрение и в остальные области. В вооруженных силах Российской Федерации беспилотные летательные аппараты используются в разведывательных целях, а также в задачах, связанных с поражением противника. В гражданской области применение БПЛА ещё более обширно [1]:
- мониторинг местности на предмет пожаров, незаконных проникновений, целостности конструкций, поиск утечек в трубопроводе и обрывов электросетей и т.д.;
- обработка посевов, контроль состояния сельхозугодий, контроль здоровья животных, дистанционный ввод лекарственных препаратов животным [2];
- топографическая съемка местности, исследование экологических и социальных условий объектов при городском планировании, мониторинг выполнения работ, контроль состояния кровли, зданий и других сооружений [3];
- изучение атмосферы, мониторинг активности вулканов, тестирование новых аэродинамических систем;
- доставка малогабаритных грузов;
- аэрофотосъемка, соревнования;
- использование БПЛА МЧС и полицией в поисково-спасательных операциях;
- в США и Китае во время эпидемии COVID-19 беспилотные летательные аппараты использовались для информирования граждан и доставки медикаментов.
Термин «беспилотные летательные аппараты» включает в себя множество аппаратов, различающихся конструкцией, взлетной массой, дальностью и высотой полета, размерами и другими характеристиками. В связи с этим классифицировать БПЛА достаточно трудно. Однако международная ассоциация по беспилотным летательным системам UVSI (Association for Unmanned Vehicle Systems International) предложила универсальную классификацию, которая учитывает такие характеристики, как взлетная масса, дальность полета, высота полета и продолжительность полета. Данная классификация была сформирована в 2000 г. и к настоящему времени несколько раз пересматривалась.
В России есть своя классификация БПЛА, которая составлялась в основном для аппаратов военного назначения. Данная классификация представлена в таблице.
Таблица
Российская классификация БПЛА
Категория |
Взлетная масса, кг |
Дальность действия, км |
---|---|---|
Микро и мини БПЛА ближнего действия |
0-5 |
25-40 |
Легкие БПЛА малого радиуса действия |
5-50 |
10-70 |
Легкие БПЛА среднего радиуса действия |
50-100 |
70-150 |
Средние БПЛА |
100-300 |
150-1000 |
Средне-тяжелые БПЛА |
300-500 |
70-300 |
Тяжелые БПЛА среднего радиуса действия |
< 500 |
70-300 |
Тяжелые БПЛА большой продолжительности полета |
< 1500 |
1500 |
Беспилотные боевые самолеты |
< 500 |
1500 |
Помимо данной классификации БПЛА разделяют по конструкции:
- БПЛА самолетного типа;
- мультироторные БПЛА;
- БПЛА аэростатического типа;
- беспилотные конвертопланы и гибридные модели.
В России применение БПЛА регулируется Воздушным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, федеральными правилами использования воздушного пространства, федеральными авиационными правилами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации [4]. В 2019 году был принят законопроект, который обязует регистрировать любые беспилотные гражданские воздушные судна с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг. Если вес БПЛА более 30 кг, то владелец должен получить сертификат летной годности и свидетельство внешнего пилота.
Сам полет должен быть согласован. Для этого за сутки необходимо подать представление на установление режима полета в Зональный центр Единой системы организации воздушного пространства, чтобы получить специальное разрешение, и за два часа до вылета оператор беспилотного летательного аппарата («внешний пилот») должен связаться с диспетчером. Такое ограничение приводит к дополнительным сложностям при решении срочных задач. К примеру, для подразделений МЧС, такие сроки слишком велики, ведь необходимость использования БПЛА может возникнуть в любой момент [4].
Вместе с этим, хоть беспилотные системы и подлежат обязательной регистрации, но отследить несоблюдение данного требования сегодня практически невозможно, особенно если устройство летит по заранее заложенному маршруту, и он никак не связан в данный момент с оператором. Соответственно, беспилотные системы представляют угрозу как обычного вторжения в частную жизнь, так и их использование в террористических целях [5].
Для решения данных проблем в первую очередь необходимо выделить сферы целесообразного применения беспилотных летательных аппаратов. К примеру, использовать беспилотные системы для доставки пиццы в городских условиях вряд ли можно считать правильным. Массовое применение БПЛА в подобных целях приведет к резкому возрастанию шума в городской среде, что пагубно скажется на образе жизни и здоровье жителей. При этом это не значит, что беспилотные воздушные суда вообще нельзя использовать для доставки продуктов, вещей, медикаментов и т.д. Такое применение вполне допустимо в рамках пересылки от окраины одного населенного пункта до окраины другого, после чего доставка до конечного адресата будет осуществляться наземными способами.
Следующим этапом должно быть продолжение совершенствования законодательства. Все выделенные сферы целесообразного применения БПЛА должны быть четко прописаны в Воздушном кодексе Российской Федерации. Необходимо обязать владельцев БПЛА оснащать свои беспилотные воздушные суда электронными идентификационными устройствами, которые во время полета будут рассылать радиосигнал с информацией, включающую в себя уникальный идентификационных ключ и текущие координаты. В воздушном пространстве необходимо выделить место для применения беспилотных воздушных судов без регистрации полета. Вместе с этим нужно разрабатывать системы противодействия противоправному применению беспилотных летательных аппаратов, которые возможно было бы использовать в том числе и в городских условиях. Такие меры позволят упростить, упорядочить и обезопасить использование БПЛА.