В современной жизни все сферы общества, особенно медицина, все чаще применяют английский язык. В настоящее время важным вопросом является изучение иностранного языка с использованием самых эффективных технологий обучения. Спрос на изучение английского языка требует использования целесообразных информационных технологий и методов для продуктивного овладения языком и умения его применять в профессиональной деятельности. Одним из главных условий формирования готовности студентов к овладению английским языком является стимулирование мотивации студентов средствами интерактивных и информационных технологий, поскольку без сложившегося мотивационного образования не существует состояния готовности к активной профессиональной деятельности. Стимулирование в учебе определяется как побуждение студентов к активной образовательной деятельности с использованием мобильных приложений и платформ, и основывается, прежде всего, на выработке правильных мотивов усвоения знаний. Учитывая современные изменения в изучении английского языка, трудно представить практические занятия без новейших информационных технологий и системы учебных коммуникаций в образовательном процессе. Современный студент, а в будущем специалист в области медицины, должен свободно ориентироваться в пространстве информационных ресурсов.
В настоящее время невозможно представить себе преподавание английского языка без использования смарт досок, компьютеров, обучающих платформ. Проблемами внедрения информационных технологий в учебный процесс занимались многие ученые-методисты: С.В. Кривоногов [3], А.С. Петрова [4], Н.А. Зуев [1], Г.К. Исмагилова [2], Эфендиев И.И. [5] и др.
Электронные устройства, при их использовании в обучении, обладают несравнимо большей эффективностью по сравнению с системами механическими. Сегодня повсеместное применение обучающих онлайн курсов подтверждает мнение о том, что дистанционное образование – это абсолютно полноценное образование, которое имеет целью предоставить студенту, требующему профессиональной подготовки в определенной области знаний, доступ ко всем необходимым материалам, средствам и возможностям для достижения поставленных целей [1, с. 57].
Нельзя не согласиться с тем, что увеличение количества учащихся не отражается на индивидуальной работе преподавателя с каждым студентом. Удаленное образование имеет специально разработанные комплексы средств, таких как электронные учебники, онлайн курсы. Студенты имеют связь с преподавателем при необходимости, что способствует росту самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Интерактивная форма взаимодействия между студентом и преподавателем улучшает работу и предоставляет возможность проверки выполненных работ быстрее, с персональными пояснениями и отдельными корректировками.
Использование информационной среды в обучении английскому языку является новым и перспективным путем в развитии образования, особенно это касается студентов высших медицинских учреждений. Практические занятия не могут ограничиваться только учебником, доской и мелом. Медицинский английский – это не сухое преподавание материала, не зазубривание – это интересные практические занятия с использованием смарт доски, смартфонов и обучающих платформ. Преподаватель на современном практическом занятии по английскому языку в медицинском вузе – это тьютор с новейшими знаниями в области педагогики, психологии и информационных технологий, свободно оперирующий техническими средствами. Именно информационные технологии являются двигателем учебного процесса. Применение информационных технологий способствует активизации познавательной деятельности студентов и мотивирует их к повышению работоспособности, пониманию важности овладения английским языком, повышает эффективность практических занятий и модернизирует систему высшего образования. Развитие новых методов обучения с использованием компьютерных и информационных технологий организуют образовательную деятельность путем интерактивной подготовки, где интерактивная передача знаний есть процесс постоянного, активного взаимодействия всех участников обучения.
Использование в образовательном процессе медицинского вуза Microsoft Office-365 является скачком в будущее в улучшении преподавания профессионально ориентированного английского языка. Microsoft Office-365 это набор различных программ на основе платформы Microsoft Office, который предоставляет возможность доступа к корпоративным социальным сетям, облачному хранилищу и улучшает работу преподавателей и студентов в достижении результатов, обеспечивает общение и сотрудничество. Microsoft Office-365 включает в себя ряд приложений и услуг, таких как Exchange, Lync, Share Point, One Drive, Outlook, Word, Excel, Power Point, One Note и Teams, Class Notebook. Приложения Microsoft Office-365 помогают создавать задания для практических занятий, распространять информацию в удобное время для всех участников образовательного процесса, дают возможность для интерактивного обучения.
Одним из основных этапов работы с облачными сервисами является создание групп студентов. Уместно будет упомянуть использование Office-365 на платформе edX. Благодаря Office-365 в MS Teams создаются группы студентов, где преподаватель размещает задания по разным видам деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение) и указывает время его выполнения. Студенты выполняют задания в удобное для них время и в любом удобном месте.
Использование облачных сервисов усовершенствует учебный процесс, предоставляет доступ к тренировочным материалам, активизирует деятельность студентов, организует дистанционное обучение, и, что особенно важно, дает возможность эффективно подготовиться к итоговому контролю. Облачно ориентированная учебная среда способствует внедрению индивидуальной работы с одаренными студентами во время подготовки к олимпиадам и научным конференциям.
Использование приложения Teams может помочь преподавателю интенсифицировать работу с аудиторией. Преподаватель может создать группу в приложении Teams и работать со всей группой студентов или с каждым студентом отдельно. У преподавателя есть возможность подготовить необходимую информацию, разработать ряд тестовых заданий, подготовить видео контент и загрузить все в качестве задания для выполнения студентами. Задание может выполняться где угодно, но за преподавателем остается право устанавливать сроки выполнения. Результаты студентов автоматически отображаются на странице для проверки обработанного материала, а участники группы могут самостоятельно видеть свой результат и продвижение по определенным темам и загруженным материалам. У преподавателя есть возможность просмотреть оценки группы, прокомментировать выполненное задание и дать объяснения. Очень удобна в использовании работа с документом, к которому предоставляется общий доступ для редактирования всей группой.
Сервис "Календарь" помогает преподавателю планировать встречи со студентами, информировать о текущих событиях, напоминать о процессе приближения мероприятий. Программирование плана встреч имеет больше возможностей для их реализации, поскольку фиксирует и извещает о них автоматически. Планируемая встреча может проходить в режиме онлайн, где все участники образовательного процесса принимают участие в обсуждении, что снимает страх выступать и доказывать свою точку зрения перед большой аудиторией. А характер и атмосфера коллективного обсуждения проблемы в онлайн режиме создают благоприятные условия для развития навыков и умений кратко, четко и лаконично излагать свои мысли, внимательно выслушивать мнения других и аргументированно отстаивать личные взгляды. Используя этот интерактивный метод при проведении практических занятий по английскому языку, преподаватель ориентирует студентов на самостоятельное решение поставленной проблемы.
Создание проблемных ситуаций и их определение способствует развитию креативности в поисках совместного принятия решений. Так рождается дискуссия – самая активная форма мышления, преимущества которой для изучения английского языка бесспорны. Учебно-познавательная деятельность групповой дискуссии происходит на следующих этапах: создание групп, определение и обсуждение проблемы, слушание иного мнения, нахождение компромисса с другими участниками, что развивает умение выражаться на английском языке. Таким образом, интерактивная форма обучения особенно важна для изучения профессионально ориентированного английского языка, т.к. находясь в интерактивном пространстве, студент постоянно находится в языковой среде.