Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе

В статье здоровьесберегающие технологии рассматриваются как одно из приоритетных направлений современной начальной школы. Применение данных технологий способствует сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

Аннотация статьи
двигательная активность
дыхательная гимнастика
здоровьесберегающие технологии
проблема переутомления учащихся
режим динамических поз
Ключевые слова

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Образовательные стандарты впервые определяют здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования [1, с. 144]. Возрастающие физические и психоэмоциональные нагрузки на учащихся в современной школе делают задачу сохранения и укрепления здоровья одной из главных. Официальная статистика свидетельствует об ухудшении здоровья школьников. По данным Министерства здравоохранения России 90% обучающихся имеют отклонения в состоянии здоровья. У 30% выявлены хронические заболевания, у 60% – мозговые дисфункции. Лишь 10% школьников здоровы.

Низкий уровень здоровья первоклассников негативно сказывается на адаптации к школьным нагрузкам, что приводит к ухудшению здоровья и низкой успеваемости.

ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, одной из которых является соблюдение «правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».

Для достижения поставленных целей применяются здоровьесберегающие технологии. Педагог, использующий данные технологии, решает проблему перегрузки и переутомления учащихся.

Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Детский развивающийся организм имеет свои особенности, их очень важно учитывать при обучении ребёнка.

Путями решения проблемы сохранения здоровья детей являются:

  1. Использование технологий имеющих здоровьесберегающий ресурс уровневой дифференциации, индивидуального обучения, групповых и игровых технологий, развивающего обучения.
  2. Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.
  3. Рациональная организация труда учителя и учеников.
  4. Создание комфортного психологического климата.
  5. Соблюдение санитарных правил и правил охраны труда.
  6. Чередование различных видов деятельности на уроке [2, с.327].

Для сохранения здоровья детей использую здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного.

Технология режима динамических поз предполагает использование конторок, за которыми дети работают стоя. Периодически школьники меняются местами: кто сидел – встаёт и наоборот. Тут же применяются массажные коврики, на которых ребята стоят без обуви. Эта технология улучшает общее состояние, мобилизует внутренние силы организма, препятствует появлению сколиоза и плоскостопия, обеспечивает двигательную активность ребёнка.

Использование схемы зрительных траекторий в виде огромной восьмёрки, расположенной на потолке, несёт в себе активизирующий заряд для всего организма. Дети стоя выполняют движение глазами, головой и туловищем.

На уроках использую «Сенсорные кресты»: деревянные планки, прикреплённые в углах класса. На них располагаются наглядные материалы или карточки с заданиями. Этот тренажёр повышает не только психическую, но и физическую активность учащихся на уроке. Данные упражнения помогают развивать зрительную реакцию, координацию движений.

Использование экологического панно, расположенного на стене класса, на котором с помощью карточек разворачиваются сюжеты уроков, помогает расширить зрительные горизонты, творческое воображение.

Гимнастика до занятий способствует развитию силы, гибкости, подвижности суставов.

Игры – отличный отдых между уроками. Они повышают работоспособность, улучшают эмоциональное состояние, снимают чувство усталости.

Одним из условий сохранения здоровья является чередование труда и отдыха.

На каждом уроке при появлении утомления учащихся необходимо проводить физкультминутки, направленные на формирование осанки, укрепление зрения и здоровья детей. Очень нравятся детям музыкальные физкультминутки.

Для развития мелкой моторики большую роль играют пальчиковые игры. На пальцах и ладонях есть активные точки, массаж которых положительно сказывается на самочувствии и улучшает работу мозга.

Для профилактики близорукости необходимо использовать упражнения для глаз: движения глазными яблоками влево, вправо, вверх, вниз, вращение глаз, фиксация взгляда на кончике носа, моргание.

Дыхательная гимнастика даёт возможность научиться правильно дышать при физических упражнениях и в условиях относительного мышечного покоя.

Например, «Щёки – воздушные шары» - надуваем щёки как шарик, вдыхаем воздух носом, а выдыхаем с закрытым ртом. «Зал вздохов» - с силой выдохнуть воздух коротко, долго, слабо. Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний органов дыхания.

Снятию усталости так же способствуют релаксация, цветотерапия, музыкальная терапия.

Чтобы учащиеся меньше уставали, необходимо чередовать различные виды работ: работа у доски, работа с учебником (устно, письменно), творческие работы.

Здоровьесбережению школьников способствует гибкость структуры урока, соответствующая не только целям и специфике уроков, но и особенностям класса.

Начиная с первого класса учитель должен вести планомерную работу по воспитанию у школьников бережного отношения к своему здоровью. Для этого используются классные часы и занятия внеурочной деятельности. В процессе реализации программы «Разговор о правильном питании» формируется у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваиваются навыки правильного питания.

Выполнение режима дня, встречи с фельдшером, классные часы о здоровье, спортивные мероприятия формируют у учеников желание вести здоровый образ жизни.

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в начальных классах направлено на обеспечение психического и физического здоровья детей. Успех работы, направленной на сохранение здоровья детей, зависит от многих составляющих: высокой профессиональной грамотности и компетентности педагогов, активного участия в этом процессе самих обучающихся и создания здоровьесберегающей среды.

Текст статьи
  1. Жандаулетова В. И., Клеймёнова Л. А. Решение проблем здоровьесбережения младших школьников в ходе реализации ФГОС НОО. Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации. Материалы международной научно-практической конференции. Белгород. 2014. С. 144.
  2. Никитина Г. П. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Начальная школа Белгородчины. Выпуск 6. Белгород, 2012.
Список литературы