Формирование творческой, инициативной саморазвивающейся личности через системно-деятельностный подход на уроках географии

Данная статья посвящена формированию творческой, инициативной саморазвивающейся личности через системно-деятельностный подход на уроках географии.

Аннотация статьи
личность
системно-деятельностный подход
личностный рост
молодое поколение
структура урока
Ключевые слова

Новому развивающемуся российскому обществу необходимо новое, думающее, инициативное, творческое молодое поколение. Без личностей, деловых и способных саморазвиваться, ставить цели и достигать их, просто не мыслимо прогрессивное развитие современного общества.

Поэтому задачи образования сейчас – целенаправленно работать не только над обучением школьников, но и над воспитанием у них качеств и способностей самим активно развиваться, постоянно формировать в себе необходимые для образования и активной жизненной позиции компетенции.

Проблема воспитания, проблема формирования личности ученика – это самая трудная составляющая в целостном образовательном процессе. Гораздо более трудная и гораздо более ответственная, нежели задача трансляции учебных знаний или формирования учебных умений и навыков. Личность нельзя «сформировать» по заранее разработанному сценарию. Личность всегда формируется сама, по своей собственной траектории, и личностный рост – это всегда уравнение с множеством неизвестных. И даже не уравнение, а неравенство, потому что развивающаяся личность всегда не равна самой себе, всегда есть изменение самой себя. Личность моделирует себя сама – но использует в качестве ресурса своего роста и развития некую совокупность средовых условий, в каковые входит и окружающие взрослеющую личность люди, и окружающая личность культурная среда. Но более всего развитие личности зависит от того, в какие формы деятельности она оказывается включена и насколько деятельно она осваивает наличную совокупность педагогических и социальных условий [2].

Усвоение материала на уроке географии при системно-деятельностном подходе происходит только через собственную деятельность, и она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована учителем, который тщательно продумывает каждый урок. Для этого он решает вопросы:

  • как организовать учебную деятельность учащихся;
  • как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
  • какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
  • какие методы и средства обучения выбрать;
  • как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Особую роль в данном методе играют не привычные традиционные комбинированные уроки, а уроки – заочные путешествия, уроки-практикумы, уроки-исследования, уроки-экскурсии, уроки-защиты проектов, уроки-панорамы, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с ИКТ.

Структура урока, основанного на системно-деятельностном методе, может быть представлена схемой:

Рис.

Учебный процесс на уроках географии, опирающийся на использование системно-деятельностного подхода, организуется с учетом занятости в процессе познания всех учащихся без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой, особый, индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. В зависимости от целей и задач урока я использую индивидуальную, парную и групповую виды работ, используется проектная деятельность, ролевые игры, осуществляется работа с различными источниками информации. Деятельностный метод основан на принципах постоянного собственного действия над темой, над работой с картой, над практическими заданиями учебника, а также на позиции взаимодействия, активности обучаемых, на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного делового географического общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Нельзя учащимся сообщать в готовом виде то, к чему они могут прийти сами путем собственных внутренних усилий. Развитие способности принимать и осуществлять самостоятельные решения, самому оценивать свои действия и вносить в них необходимые коррективы, ведет по пути саморазвития. Обстановка сотрудничества учителя и ученика в классе учит уважению к интересам и потребностям других людей, умению сообща и конструктивно решать возникающие проблемы, отвечать не только за накопленные географические знания, но за свои слова и поступки [1].

В ситуации свободного выбора наиболее ярко и полно раскрываются личностные особенности учащегося. Наблюдая за выбором детей при постановке географических задач при работе с темой (что выбирает и почему), выставляя различные условия выбора, педагог может многое узнать о побудительных мотивах, образе мыслей и чувств каждого ученика. Вот, например, один постоянно избегает совместных форм работы в группе, потому что неуверенно чувствует себя в новом коллективе или потому что не любит согласовывать свои действия с другими детьми, хочет все сделать сам. Другой, работая с вопросами параграфа, часто пользуется карандашом – он рисует схемы и чертежи, которые необходимы ему для успешного решения поставленной автором учебника или учителем задачи. А кто-то предпочитает работать на словесно-логическом уровне, выбирая для этого в учебнике подходящие термины, закономерности и примеры, листая различные справочники и энциклопедии, использует алгоритмы.

Совершенствование образовательной системы, поиск путей повышения качества образования требуют нового подхода к проблеме преподавания дисциплин естественнонаучного профиля, в частности географии. Эта наука включает в себя не только систему знаний, в современных условиях она должна стать основой формирования научного мировоззрения, заложить метод познания окружающего мира, научить учащихся самостоятельно добывать знания [4]. Эта образовательная сфера базируется на принципах фундаментальности, непрерывности, взаимосвязи с другими науками, с новейшими достижениями и открытиями, а также с производством. Повышению уровня географического образования способствует применение современных информационных технологий. Компьютеризация позволяет автоматизировать процессы обучения и контроля знаний, хранить и предоставлять учебную информацию в нужный момент [3].

Молодое поколение и компьютер – это связь современной реальности: этим нужно пользоваться, это необходимо учитывать при построении учебного процесса. Учить грамотному, вежливому и содержательному сетевому общению, предметно и наглядно убеждать в красоте окружающей среды, нетронутой промышленностью природы, ее разумных преобразований, поощрять любые попытки самостоятельных исследований различных образовательных ресурсов. Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет уверенно чувствовать себя любому человеку, как в стенах образовательного учреждения, так и за его пределами – в информационном обществе. Это дает возможность и создает условия для формирования творческой личности, дальнейшего непрерывного самообразования и самосовершенствования. Это та область, которая увлекает и способствует развитию и ученика и учителя.

Системно-деятельностный метод основан на большой мотивации учащихся к познанию мира, к саморазвитию, в то же время он решает не только личностные задачи, но служит общему делу развития молодого поколения, дает возможности для:

  • активного участия в формировании интеллектуального потенциала страны;
  • становления и развития гражданского и духовного возрождения и высших потребностей общества;
  • возрождения духовных традиций;
  • формирования у учащихся высоких нравственных и патриотических качеств, готовности к сотрудничеству.
Текст статьи
  1. Байгенжина С-Д.К. Формирование саморазвивающейся личности. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://nsportal.ru/
  2. Лобок А.М. Проект «Шаг навстречу» // "Инновационные проекты и программы в образовании" №1/2014 Раздел: Инновации в образовательных учреждениях. С. 39-52.
  3. Ильин Е.Н. Искусство общения. История педагогической технологии. Сб. науч. тр. /Ред. М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкин. – М., 1992.
  4. Щуркова Е.Н. Педагогические технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
Список литературы