научный журнал «Актуальные исследования» #36 (115), сентябрь '22

Цифровизация деятельности органов прокуратуры Российской Федерации

В статье рассматривается практика внедрения и применения информационно-коммуникационных технологий при реализации основных функций прокуратуры. Сформулированы положительные тенденции и актуальные проблемы при осуществлении цифровой трансформации прокуратуры. Отмечается важность проведения профессиональной переподготовки сотрудников для повышения их специальных навыков в информационной среде. Сделаны выводы о необходимости совершенствования действующих нормативных документов.

Аннотация статьи
электронный документооборот
цифровизация
информационное взаимодействие
органы прокуратуры
внедрений цифровых технологий
digitalization
prosecution authorities
electronic document management
information exchange
implementation of digital technologies
Ключевые слова

В марте 2017 года в Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось заседание Экспертного совета по цифровой трансформации которое положило начало интеграции органов прокуратуры в процесс цифровизации. Несмотря на уже достигнутые результаты во внедрении информационных систем в деятельность органов прокуратуры, была отмечена необходимость совершенствования работы информационных сервисов, направленных на связь с гражданами, обществом и государственными органами [1].

Необходимость цифровой трансформации обусловлена существенным ростом объема информации в работе прокуроров почти по всем направлениям деятельности, например в 2012 году в прокуратуру поступило 3 млн 637 тыс. обращений граждан, в 2021 году отмечен рост до 5 млн 127 тыс. обращений, что является максимальным числом за 20 лет [2].

В этой связи, в сентябре 2017 года Генеральным прокурором Российской Федерации был издан Приказ № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» (далее – Концепция), которая определила цели, задачи, принципы и основные направления цифровой трансформации.

Основными целями внедрения цифровых технологий в деятельность прокуратуры являются формирование, на основе комплексной оптимизации деятельности прокурора, высокотехнологичного надзора, направленного на повышение эффективности деятельности органов прокуратуры, развития свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия между органами прокуратуры, обществом и государственной властью, создание условий для быстрой и безошибочной реализации надзорных функций, создание условий готовности к изменениям, связанным с переходом к цифровой экономике, оптимизации потоков документационной информации в бумажном и электронном виде.

Для воплощения этих целей процесс информатизации рассматривает решение задач по следующим приоритетным направлениям:

  • высокотехнологичный надзор – создание единой безопасной цифровой платформы для электронного взаимодействия прокуратур всех уровней с другими органами государственной власти, противодействия киберпреступности.
  • цифровая инфраструктура – повышение уровня взаимодействия органов прокуратуры с гражданами, обществом и государственными органами в рамках создания безопасной цифровой среды.
  • среда доверия – обеспечение технической, организационной и правовой защиты интересов граждан, бизнеса и интересов государства при реализации взаимодействия в обновленной цифровой экосистеме органов прокуратуры.

В ходе достижения целей по указанным направлениям, в ходе цифровой трансформации ожидается достижение следующих результатов:

  • перенос 80% информационных систем и ресурсов органов прокуратуры в государственную единую облачную платформу;
  • переобучение 70% работников органов прокуратуры, в соответствии с требованиями цифровой трансформации в рамках дополнительного образования;
  • сокращение времени прохождения документа от момента поступления документа, до фактического исполнителя на 50%;
  • достижение 100% показателя рассмотрения обращений в электронном виде, в независимости от способа их подачи.

Достижение поставленных задач реализуется путем разработки и внедрения информационных систем для автоматизации различных направлений прокурорской деятельности, в настоящее время, по сведениям официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в органах прокуратуры работает 12 информационных систем и комплексов, среди которых особенно активно и эффективно используются информационная система межведомственного электронного взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее ИС МЭВ ГП РФ) и АИК «Надзор WEB».

ИС МЭВ ГП РФ отлично зарекомендовала себя результатами информационного сотрудничества с такими структурами, как Казначейство России, Росреестр, Пенсионный фонд Российской Федерации, ФНС России, МВД России, Минцифры России, Рослесхозом и Росфинмониторингом (в системе насчитывается свыше 50 видов сведений, зарегистрировано более 12 тыс. пользователей).

Подсистема АИК «Надзор WEB» предусматривает переход на юридически значимые процессы электронного документооборота и надзорного производства, основанные на актуальных WEB-технологиях и способна задействовать в указанные процессы всех работников органов прокуратуры Российской Федерации, пришедшая на смену малоэффективной, морально и функционально устаревшей системе АИК-Надзор, не способной решать множество актуальных проблем, стоящий перед служащими [3, с.23].

Внедрение АИК «Надзор-WEB» позволило существенно сократить организационно-технические затраты, связанные с перерегистрацией документов, поступивших из иных прокуратур, уменьшении копировально-множительных работ, ускорении прохождения документов до конечного исполнителя за счет электронной технологии наложения резолюции руководителями подразделений и одновременной отправки документа, высвобождение рабочего времени исполнителей за счет уменьшения непроизводительных трудозатрат по оформлению документа (согласованию, передачам для утверждения и регистрации).

Несмотря на очевидные преимущества работы с АИК «Надзор-WEB», существует и ряд проблем. Так, при разработке технического задания на выполнение работ по реализации сервисов цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры не могли быть учтены все возможные проблемы, возникающие в ходе реальной эксплуатации комплекса, одной из проблем которого является низкая скорость работы в «часы пик».

Кроме того, несмотря на совершенствование информационных технологий в деятельности прокуратуры, человеческий фактор является одним из элементов, задерживающих процесс информатизации. Даже самый совершенный комплекс не способен функционировать без участия человека.

Отсутствие специальных, информационных познаний приводит к эффекту, тормозящему процессы прохождения документов, служащие делают ошибки при регистрации, передаче и отправке документов, что может привести к неполучению информации конечным адресатом. Кроме того, отсутствие специальных знаний, может привести к замедлению работы самой системы, например чрезмерная нагрузка сервиса происходит за счёт загрузки служащими больших объемов данных в хранилище без предварительного сжатия.

Особенно актуальной проблема переобучения является для опытных специалистов, продолжительно находящихся на службе, плотно привыкших к традиционному обмену информацией на бумаге, а также учитывая их высокую загруженность и невозможность выделения значительного количества времени для переобучения всем современным технологиям.

Решением названных проблем является разработка специальных видеоматериалов, инструкций по работе с тем или иным информационным комплексом. Важно отметить, что создание обучающих видео должно происходить с учетом возникающих в ходе эксплуатации проблем, а не ограничиваться одними только базовыми уроками.

Общими проблемами цифровизации государственных органов являются всевозможные технические сбои, действия недружественных государств, способных оказать угрозы для критически-важных объектов информационных сетей, быстрый поиск информации, приводящий к получению ее кусками и отрывками.

Кроме того, проблемы могут возникнуть на стыке старого и нового. Одной из проблем цифровизации присущей всем органам государственной власти является введение новых технологий, без отмены ранее действующих методов осуществления деятельности. Так, после ввода в опытную эксплуатацию подсистемы АИК «Надзор-WEB», долгое время не отменялось использование системы АИК-Надзор, что значительно увеличивало время регистрации и прохождения документа. В дополнение к этому, большая часть служащих, пользуясь системами электронного документооборота, дублирует часть документации на бумажных носителях для «надежности».

Помимо названных проблем, актуализации требует и основной документ, регламентирующий делопроизводство в органах прокуратуры. Инструкция по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора от 29.12.2011 № 450 (далее – Инструкция) требует полного обновления с учетом внедрения актуальных систем электронного документооборота и систем межведомственного электронного документооборота.

Решением названной проблемы является издание указа о введении в действии новой инструкции по делопроизводству по окончанию проведения опытных эксплуатаций систем.

В заключение необходимо отметить, что цифровизация является важным процессом, являющимся предпосылкой к существенному росту эффективности во всех направлениях деятельности.

В заключение необходимо отметить крайнюю важность системной цифровизации органов прокуратуры в соответствии с установленными сроками и тем самым создать предпосылки к существенному повышения эффективности надзорных мероприятий и деятельности в целом.

Текст статьи
  1. В Генеральной прокуратуре РФ состоялось заседания Экспертного совета по цифровой трансформации органов прокуратуры [электронный ресурс] Режим доступа: https://procrf.ru/news/526143-v-generalnoy-prokurature-rf.html (Дата обращения: 14.09.2022)
  2. Состоялось расширенное заседание Коллегии, посвященное итогам работы органов прокуратуры за 2021 год и задач по укреплению законности и правоподярдка на 2022 год [электронный ресурс] Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=73312986 (Дата обращения: 14.09.2022)
  3. Джейранова З.Р., Мартиросян Г.Е. Внедрение электронного документооборота в органах прокуратуры низового звена: история, достижения, проблемы и перспективы // Сфера права. 2020. №2. С.23-26.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября