В настоящее время, в условиях нестабильной ситуации в здравоохранении, встает острая проблема качества, которая является важнейшим фактором повышения уровня жизни и безопасности медицинской деятельности. Приоритетом становится переход к системе здравоохранения, сфокусированной на пациенте, внедрение качественной и ценностно ориентированной медицины. Понятие категории «качество» определяет многогранная природа происхождения и последующего существования. Автором проведен обзор литературы и сделан вывод о том, что существует значительное число трактовок данного понятия, обобщив которые, можно предложить следующее определение качества – это многогранное понятие, определяющее совокупность характеристик продукции (услуги), способных отвечать индивидуальным требованиям потребителя посредствам свойств, определяющих их полезность.
Глобальным вызовом системе здравоохранения становится организация оказания медицинской помощи населению с позиции «качество», подразумевающее «безопасность» медицинской деятельности. Данное тождество получило свое отражение в издании ВОЗ докладов о ключевых проблемах в области обеспечения качества и безопасности оказываемой медицинской помощи, и внедрение международных стандартов серии ISO 9000 «Системы менеджмента качества» в сфере здравоохранения и др. [3, с.74].
Производной потребительской удовлетворенности является качество медицинских услуг, так как все услуги, оказанные в соответствие со стандартами, имеют ценность, а для пациентов ценность имеют только те свойства услуг, которые соответствуют его ожиданиям, поэтому важны три основных соотношения между ценностью и ценой: между ценностью и ценой услуги для потребителя, между ценностью и ценой услуги для производителя, а также между ценностью для потребителя и производителя (рисунок 1).
В условиях рыночной экономики и присущей ей конкуренции высокое качество воспринимается как самый значимый источник национального богатства и, соответственно, стратегический коммерческий императив. Существуют три возможности для получения конкурентных преимуществ коммерческой медицинской организации: минимизация издержек (ценовая конкуренция), конкуренция на основе повышения качества и использование рыночной власти [7, с.31].
Рис. 1. Соотношения между ценностью и ценой услуги медицинской организации и пациентом
Возможность получения преимуществ за счет ценовой конкуренции не всегда оправдывает себя, а за счет рыночной власти ограничивается тем, что основная часть населения прибегает к услугам бесплатной медицины (государственных медицинских организаций). Таким образом, система повышения качества становится ключевым инструментом обеспечения конкурентоспособности медицинской организации [1, с.17].
Оказание максимально качественных медицинских услуг связано с эффективным управлением как всей системой здравоохранения, так и отдельной медицинской организации, поэтому максимально необходимо наличие эффективного управления персоналом, оптимальной работы организации, существование материального и нормативно-правового обеспечения [6, с.59]. Этому способствует внедрение и поддержание в рабочем состоянии системы менеджмента качества (СМК), которая предполагает набор действий, при помощи которых в организации определяются направления, процессы, ресурсы, необходимые для достижения стратегических целей.
СМК способствует реализации организацией Политики в области качества с целью достижения и поддержания качества оказываемых медицинских услуг, обеспечивая выполнение требований пациентов, улучшая повышение удовлетворенности и потребителей, и заинтересованных сторон.
Разработка и внедрение СМК в медицинской организации – проект, затрагивающий все службы, поэтому важно активное участие и сотрудничество руководителей и сотрудников всех подразделений. Для внедрения СМК в организацию здравоохранения существует несколько основных инструментов: стандарты ISO; стандарты JCI; модель совершенства Европейского фонда по управлению качеством EFQM; стандарты и порядки медицинской помощи, разработанные в РФ. При этом, все элементы СМК должны быть документированы и доведены до сведения персонала организации [4, с.146].
С целью оказания качественной медицинской помощи (КМП) необходимо обеспечить создание необходимых условий в медицинской организации. СМК медицинской помощи предполагает наличие оптимального набора диагностических методов обследования и лечебных процедур; критерии, которые необходимы для достижения [2, с.92].
Наиболее приемлемой для обеспечения СМК в области оказания медицинских услуг является методологическая схема Доабедиан (А.Doabedian), которая подразумевает 3 группы подходов: процессуальный (технологический); результативный (т.е. на основе эффективности) и структурный (ресурсный).
Важным аспектом внедрения и дальнейшего применения СМК в медицинской организации является результативность, основные составляющие которой представлены на рисунке 2 [5, с.29].
Рис. 2. Результативность СМК медицинской организации
Таким образом, качество – это все свойства и характеристики услуги, определяющие способность удовлетворять требования (предполагаемые или установленные). Конкурентоспособность является основанием для эффективного функционирования коммерческой медицинской организации, а в качестве ключевого инструмента обеспечения конкурентоспособности медицинской организации можно выделить систему повышения качества.
СМК способствует реализации организацией Политики в области качества с целью достижения и поддержания качества оказываемых медицинских услуг.
Подходы и методология управления качеством многообразны, и высшее руководство медицинской организации должно в любой ситуации принимать на себя ответственность за деятельность и за качество оказываемых услуг населению, так как улучшение качества автоматически приводит к повышению эффективности.