Автор(-ы):
Полунина Алина Юрьевна
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Знание технологий, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его учебы в школе, – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Педагоги, использующие эти технологии, ограждают детей от перегрузок и переутомления на уроках. Благодаря этому у детей развиваются внимание, память, воля, творческое воображение, происходит формирование самостоятельности мышления, свободы суждений. На протяжении нескольких лет заметили, что дети поступают в школу с большим отклонением в состоянии здоровья: нарушенные зрение и осанка, общая усталость, переутомление. Свыше 90% детей принимают неправильную позу во время сидения за столом, что приводит к ухудшению зрения, опорно-двигательного аппарата, угнетает деятельность важнейших функциональных систем организма и всю его регуляторную сферу.
Поэтому, познакомившись теоретически со здоровьесберегающей технологией В. Ф. Базарного педагог решила внедрить новые подходы к организации образовательного процесса, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его учебы в школе.
В настоящее время проблема сохранения здоровья является одной из самых актуальных. Актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования (ФГОС) становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Сбережение здоровья учащихся в процессе учебной деятельности, формирование у подрастающего поколения осознания ценности здоровья и мотивации к здоровой жизнедеятельности сегодня является одной из приоритетных задач образовательной отрасли.
Достижение данной задачи возможно с помощью внедрения здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного в учебный процесс. По статистике 80–85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12–15% учащихся. Отсюда следует, что уже с детства нужно формировать у ребенка внутреннюю картину здоровья, что выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию. Но главный бич сегодняшнего образования в том, что дети мало двигаются. Все школьные годы они большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух, это их физиологическая потребность, от недостатка движения они плохо развиваются. Именно поэтому уже в младших классах у детей катастрофически ухудшаются зрение и осанка. Знание здоровьесберегающих технологий – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя.
Актуальность опыта обусловлена рядом противоречий, наметившихся в современной педагогике при изучении и анализе состояния здоровья школьников в образовательном пространстве между:
Исходными базовыми ориентирами моделирования здоровьесберегающего образовательного пространства стали исследования С.М. Громбах, Т.Н. Сорокиной, М.Д. Дубинской, Н.М. Поповой, М.М. Безруких, Д.А. Фарбер и др., раскрывших морфофункциональные и психофизиологические особенности детского организма и показавших влияние обучения на здоровье детей. Опыт основывается на исследованиях В.Ф. Базарного, который совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», на базе которой разработана и широко апробирована целостная система здравоохранительных педагогических технологий. В.Ф. Базарный активно выступает за раздельное обучение мальчиков и девочек, за всеобщее трудовое и музыкальное воспитание детей, за строительство народного образования России на основе национальных культурных традиций.
В результате соблюдения вышеперечисленных норм в начальной школе:
Все вышеперечисленные особенности технологии В. Ф. Базарного, примененные в нашей школе, стали основой изменения учебно-воспитательного процесса в начальном звене с целью решения проблемы ухудшения здоровья школьников.
В результате поставленных и реализуемых задач были достигнуты следующие показатели:
Важной задачей является сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни, а также поддержание положительного эмоционального состояния учащихся. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей.
Фундамент школьных форм патологий закладывается в начальном звене и главными источниками нездоровья детей являются следующие причины:
Сам термин «здоровьесберегающий» несколько косноязычный и название технологий звучит непривычно, но только до тех пор, пока их не изучишь и не полюбишь. О методике Базарного В. Ф. наслышаны многие, но оценить ее могут лишь те, кто апробировал ее на практике. В нашей школе такая практика была осуществлена на базе начальной школы.
Анализ работы показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности детей, позволяет увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей, развивает функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок.
На основе результатов обследования можно сделать вывод, что здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного, технология здорового раскрепощённого развития детей даёт положительные результаты. У детей значительно улучшает состояние здоровья в целом, улучшается образно – сканирующая функция зрения и осанка. Эти дети болеют реже. Кроме того, эти учащиеся отличаются самостоятельностью мышления, свободой суждений, у них укрепляются и развиваются внимание, память, воля, возрастает объём усваиваемого на уроках учебного материала. У них хорошо развито творческое воображение. Наконец для таких детей не существует проблемы перегрузки и переутомления. У них меняется отношение к жизни: они более уверены в себе, спокойны, уравновешены, собраны. Этим объясняются достигаемые результаты.
Благодаря данной технологии достигается:
Работа по внедрению здоровьесберегающей технологии позволяет:
Список литературы
Поделиться
Полунина А. Ю. Элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного как средство профилактики заболеваний младших школьников // Актуальные исследования. 2022. №36 (115). С. 101-104. URL: https://apni.ru/article/4572-elementi-zdorovesberegayushchej-tekhnologii