Главная
АИ #36 (115)
Статьи журнала АИ #36 (115)
Элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного как средство профилактики...

Элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного как средство профилактики заболеваний младших школьников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

знание технологий
здоровье ребенка
здоровьесберегающие технологии

Аннотация статьи

Известно, что здоровье взрослого человека на три четверти определяется условиями его формирования в детском возрасте. Младший школьный возраст – ключевой критический период жизни, когда осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности взрослого человека пожизненно. Именно в этот особо чувствительный к воздействию факторов окружающей среды период наиболее интенсивно развиваются не только физиологические и интеллектуальные параметры человека, но и формируется его физическое и психологическое здоровье.

Текст статьи

Знание технологий, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его учебы в школе, – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Педагоги, использующие эти технологии, ограждают детей от перегрузок и переутомления на уроках. Благодаря этому у детей развиваются внимание, память, воля, творческое воображение, происходит формирование самостоятельности мышления, свободы суждений. На протяжении нескольких лет заметили, что дети поступают в школу с большим отклонением в состоянии здоровья: нарушенные зрение и осанка, общая усталость, переутомление. Свыше 90% детей принимают неправильную позу во время сидения за столом, что приводит к ухудшению зрения, опорно-двигательного аппарата, угнетает деятельность важнейших функциональных систем организма и всю его регуляторную сферу.

Поэтому, познакомившись теоретически со здоровьесберегающей технологией В. Ф. Базарного педагог решила внедрить новые подходы к организации образовательного процесса, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его учебы в школе.

В настоящее время проблема сохранения здоровья является одной из самых актуальных. Актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования (ФГОС) становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Сбережение здоровья учащихся в процессе учебной деятельности, формирование у подрастающего поколения осознания ценности здоровья и мотивации к здоровой жизнедеятельности сегодня является одной из приоритетных задач образовательной отрасли.

Достижение данной задачи возможно с помощью внедрения здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного в учебный процесс. По статистике 80–85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12–15% учащихся. Отсюда следует, что уже с детства нужно формировать у ребенка внутреннюю картину здоровья, что выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию. Но главный бич сегодняшнего образования в том, что дети мало двигаются. Все школьные годы они большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух, это их физиологическая потребность, от недостатка движения они плохо развиваются. Именно поэтому уже в младших классах у детей катастрофически ухудшаются зрение и осанка. Знание здоровьесберегающих технологий – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя.

 Актуальность опыта обусловлена рядом противоречий, наметившихся в современной педагогике при изучении и анализе состояния здоровья школьников в образовательном пространстве между:

  • потребностью общества в воспитании здорового молодого поколения и отсутствием достаточных педагогических условий для формирования здоровья в семье и школе;
  • резким увеличением информационной нагрузки на детей и сохраняющимися традиционными формами и методами обучения;
  • современными социально-политическими и психолого-педагогическими установками на формирование здоровой жизнедеятельности школьников и социокультурными условиями окружающей среды, негативно влияющими на здоровье детей;
  • недостаточным использованием здоровьесберегающих технологий, адекватных возрастным и индивидуальным особенностям школьников;
  • пониманием ценностей в формировании здорового образа жизни детей и недостаточным использованием этих ценностей в образовательном процессе;

Исходными базовыми ориентирами моделирования здоровьесберегающего образовательного пространства стали исследования С.М. Громбах, Т.Н. Сорокиной, М.Д. Дубинской, Н.М. Поповой, М.М. Безруких, Д.А. Фарбер и др., раскрывших морфофункциональные и психофизиологические особенности детского организма и показавших влияние обучения на здоровье детей. Опыт основывается на исследованиях В.Ф. Базарного, который совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», на базе которой разработана и широко апробирована целостная система здравоохранительных педагогических технологий. В.Ф. Базарный активно выступает за раздельное обучение мальчиков и девочек, за всеобщее трудовое и музыкальное воспитание детей, за строительство народного образования России на основе национальных культурных традиций.

В результате соблюдения вышеперечисленных норм в начальной школе:

  • учебные занятия проводились в режиме смены динамических поз;
  • в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции использовались схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке,
  • важнейшая особенность всех уроков состояла в том, что они проводились в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей.

Все вышеперечисленные особенности технологии В. Ф. Базарного, примененные в нашей школе, стали основой изменения учебно-воспитательного процесса в начальном звене с целью решения проблемы ухудшения здоровья школьников.

В результате поставленных и реализуемых задач были достигнуты следующие показатели:

  • активное приобщение школьников к здоровьесохранным национальным традициям;
  • снижение числа случаев нарушения осанки, улучшения показателей по зрению;
  • разрешение проблемы перегрузки и переутомления детей на уроках;
  • укрепление и развитие у школьников внимания, памяти, воли, творческого воображения;
  • формирование умения детей к овладению самостоятельности мышления, свободой суждений.

Важной задачей является сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни, а также поддержание положительного эмоционального состояния учащихся. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей.

Фундамент школьных форм патологий закладывается в начальном звене и главными источниками нездоровья детей являются следующие причины:

  1. Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья;
  2. Зачастую не учитывается моторно-динамический образ ребенка, с его смыслом, мотивами и игровым началом;
  3. Занятия проходят в основном в режиме ближнего и частично дальнего зрения;
  4. Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограниченном пространстве, с обеднённой развивающей средой;
  5. Дети перегружены занятиями и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже работая в гибком режиме.

Сам термин «здоровьесберегающий» несколько косноязычный и название технологий звучит непривычно, но только до тех пор, пока их не изучишь и не полюбишь. О методике Базарного В. Ф. наслышаны многие, но оценить ее могут лишь те, кто апробировал ее на практике. В нашей школе такая практика была осуществлена на базе начальной школы.

Анализ работы показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности детей, позволяет увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей, развивает функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок.

На основе результатов обследования можно сделать вывод, что здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного, технология здорового раскрепощённого развития детей даёт положительные результаты. У детей значительно улучшает состояние здоровья в целом, улучшается образно – сканирующая функция зрения и осанка. Эти дети болеют реже. Кроме того, эти учащиеся отличаются самостоятельностью мышления, свободой суждений, у них укрепляются и развиваются внимание, память, воля, возрастает объём усваиваемого на уроках учебного материала. У них хорошо развито творческое воображение. Наконец для таких детей не существует проблемы перегрузки и переутомления. У них меняется отношение к жизни: они более уверены в себе, спокойны, уравновешены, собраны. Этим объясняются достигаемые результаты.

Благодаря данной технологии достигается:

  1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
  2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
  3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.
  4. Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;
  5. Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.

Работа по внедрению здоровьесберегающей технологии позволяет:

  • увеличить плотность урока;
  • повысить двигательную активность учащихся;
  • улучшить физическое, нравственное их здоровье;
  • обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья;
  • повысить работоспособность, внимание, активность;
  • оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность;
  • у ребят отмечается устойчивый интерес к знаниям и успешно формируются навыки самоконтроля.

Список литературы

  1. Азаров А.А., Румянцева А.А. Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2000 г. – 154 с.
  2. Базарный В.Ф. Будущее за теми, для кого дети значат больше, чем деньги. - М.: Луч, 2002 г. – 124 с.
  3. Базарный В.Ф. Как работать за конторкой - М.: Лира, 2000 г. – 168 с.
  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «Вако», 2004 г. – 296 с.
  5. Горячев В.К. Спасём детей – спасём Россию! О здравоохранительных технологиях доктора В.Ф.Базарного, М.: Просвещение, 2011 г. – 248 с.
  6. Крутов Т.А. Профилактика здоровья младших школьников // Начальная школа: плюс-минус. – 2000, №12. – 20с.
  7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Практическое пособие для педагогов – Москва: «Вано», 2015 г. – 205с.
  8. Яковлев В.В., Ратников В.П. Подвижные игры. М., 2012 г. - 85 с.
  9. Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 2014г.

Поделиться

1323

Полунина А. Ю. Элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного как средство профилактики заболеваний младших школьников // Актуальные исследования. 2022. №36 (115). С. 101-104. URL: https://apni.ru/article/4572-elementi-zdorovesberegayushchej-tekhnologii

Похожие статьи

Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября