научный журнал «Актуальные исследования» #36 (115), сентябрь '22

Элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного как средство профилактики заболеваний младших школьников

Известно, что здоровье взрослого человека на три четверти определяется условиями его формирования в детском возрасте. Младший школьный возраст – ключевой критический период жизни, когда осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности взрослого человека пожизненно. Именно в этот особо чувствительный к воздействию факторов окружающей среды период наиболее интенсивно развиваются не только физиологические и интеллектуальные параметры человека, но и формируется его физическое и психологическое здоровье.

Аннотация статьи
здоровьесберегающие технологии
знание технологий
здоровье ребенка
Ключевые слова

Знание технологий, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его учебы в школе, – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Педагоги, использующие эти технологии, ограждают детей от перегрузок и переутомления на уроках. Благодаря этому у детей развиваются внимание, память, воля, творческое воображение, происходит формирование самостоятельности мышления, свободы суждений. На протяжении нескольких лет заметили, что дети поступают в школу с большим отклонением в состоянии здоровья: нарушенные зрение и осанка, общая усталость, переутомление. Свыше 90% детей принимают неправильную позу во время сидения за столом, что приводит к ухудшению зрения, опорно-двигательного аппарата, угнетает деятельность важнейших функциональных систем организма и всю его регуляторную сферу.

Поэтому, познакомившись теоретически со здоровьесберегающей технологией В. Ф. Базарного педагог решила внедрить новые подходы к организации образовательного процесса, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его учебы в школе.

В настоящее время проблема сохранения здоровья является одной из самых актуальных. Актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования (ФГОС) становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Сбережение здоровья учащихся в процессе учебной деятельности, формирование у подрастающего поколения осознания ценности здоровья и мотивации к здоровой жизнедеятельности сегодня является одной из приоритетных задач образовательной отрасли.

Достижение данной задачи возможно с помощью внедрения здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного в учебный процесс. По статистике 80–85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12–15% учащихся. Отсюда следует, что уже с детства нужно формировать у ребенка внутреннюю картину здоровья, что выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию. Но главный бич сегодняшнего образования в том, что дети мало двигаются. Все школьные годы они большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух, это их физиологическая потребность, от недостатка движения они плохо развиваются. Именно поэтому уже в младших классах у детей катастрофически ухудшаются зрение и осанка. Знание здоровьесберегающих технологий – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя.

 Актуальность опыта обусловлена рядом противоречий, наметившихся в современной педагогике при изучении и анализе состояния здоровья школьников в образовательном пространстве между:

  • потребностью общества в воспитании здорового молодого поколения и отсутствием достаточных педагогических условий для формирования здоровья в семье и школе;
  • резким увеличением информационной нагрузки на детей и сохраняющимися традиционными формами и методами обучения;
  • современными социально-политическими и психолого-педагогическими установками на формирование здоровой жизнедеятельности школьников и социокультурными условиями окружающей среды, негативно влияющими на здоровье детей;
  • недостаточным использованием здоровьесберегающих технологий, адекватных возрастным и индивидуальным особенностям школьников;
  • пониманием ценностей в формировании здорового образа жизни детей и недостаточным использованием этих ценностей в образовательном процессе;

Исходными базовыми ориентирами моделирования здоровьесберегающего образовательного пространства стали исследования С.М. Громбах, Т.Н. Сорокиной, М.Д. Дубинской, Н.М. Поповой, М.М. Безруких, Д.А. Фарбер и др., раскрывших морфофункциональные и психофизиологические особенности детского организма и показавших влияние обучения на здоровье детей. Опыт основывается на исследованиях В.Ф. Базарного, который совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», на базе которой разработана и широко апробирована целостная система здравоохранительных педагогических технологий. В.Ф. Базарный активно выступает за раздельное обучение мальчиков и девочек, за всеобщее трудовое и музыкальное воспитание детей, за строительство народного образования России на основе национальных культурных традиций.

В результате соблюдения вышеперечисленных норм в начальной школе:

  • учебные занятия проводились в режиме смены динамических поз;
  • в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции использовались схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке,
  • важнейшая особенность всех уроков состояла в том, что они проводились в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей.

Все вышеперечисленные особенности технологии В. Ф. Базарного, примененные в нашей школе, стали основой изменения учебно-воспитательного процесса в начальном звене с целью решения проблемы ухудшения здоровья школьников.

В результате поставленных и реализуемых задач были достигнуты следующие показатели:

  • активное приобщение школьников к здоровьесохранным национальным традициям;
  • снижение числа случаев нарушения осанки, улучшения показателей по зрению;
  • разрешение проблемы перегрузки и переутомления детей на уроках;
  • укрепление и развитие у школьников внимания, памяти, воли, творческого воображения;
  • формирование умения детей к овладению самостоятельности мышления, свободой суждений.

Важной задачей является сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни, а также поддержание положительного эмоционального состояния учащихся. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей.

Фундамент школьных форм патологий закладывается в начальном звене и главными источниками нездоровья детей являются следующие причины:

  1. Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья;
  2. Зачастую не учитывается моторно-динамический образ ребенка, с его смыслом, мотивами и игровым началом;
  3. Занятия проходят в основном в режиме ближнего и частично дальнего зрения;
  4. Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограниченном пространстве, с обеднённой развивающей средой;
  5. Дети перегружены занятиями и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже работая в гибком режиме.

Сам термин «здоровьесберегающий» несколько косноязычный и название технологий звучит непривычно, но только до тех пор, пока их не изучишь и не полюбишь. О методике Базарного В. Ф. наслышаны многие, но оценить ее могут лишь те, кто апробировал ее на практике. В нашей школе такая практика была осуществлена на базе начальной школы.

Анализ работы показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности детей, позволяет увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей, развивает функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок.

На основе результатов обследования можно сделать вывод, что здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного, технология здорового раскрепощённого развития детей даёт положительные результаты. У детей значительно улучшает состояние здоровья в целом, улучшается образно – сканирующая функция зрения и осанка. Эти дети болеют реже. Кроме того, эти учащиеся отличаются самостоятельностью мышления, свободой суждений, у них укрепляются и развиваются внимание, память, воля, возрастает объём усваиваемого на уроках учебного материала. У них хорошо развито творческое воображение. Наконец для таких детей не существует проблемы перегрузки и переутомления. У них меняется отношение к жизни: они более уверены в себе, спокойны, уравновешены, собраны. Этим объясняются достигаемые результаты.

Благодаря данной технологии достигается:

  1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
  2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
  3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.
  4. Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;
  5. Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.

Работа по внедрению здоровьесберегающей технологии позволяет:

  • увеличить плотность урока;
  • повысить двигательную активность учащихся;
  • улучшить физическое, нравственное их здоровье;
  • обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья;
  • повысить работоспособность, внимание, активность;
  • оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность;
  • у ребят отмечается устойчивый интерес к знаниям и успешно формируются навыки самоконтроля.
Текст статьи
  1. Азаров А.А., Румянцева А.А. Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2000 г. – 154 с.
  2. Базарный В.Ф. Будущее за теми, для кого дети значат больше, чем деньги. - М.: Луч, 2002 г. – 124 с.
  3. Базарный В.Ф. Как работать за конторкой - М.: Лира, 2000 г. – 168 с.
  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «Вако», 2004 г. – 296 с.
  5. Горячев В.К. Спасём детей – спасём Россию! О здравоохранительных технологиях доктора В.Ф.Базарного, М.: Просвещение, 2011 г. – 248 с.
  6. Крутов Т.А. Профилактика здоровья младших школьников // Начальная школа: плюс-минус. – 2000, №12. – 20с.
  7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Практическое пособие для педагогов – Москва: «Вано», 2015 г. – 205с.
  8. Яковлев В.В., Ратников В.П. Подвижные игры. М., 2012 г. - 85 с.
  9. Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 2014г.
Список литературы