Изучение вопроса конфликтов требует проведения теоретического анализа для качественного исследования профилактики конфликта в средней школе. Общеобразовательная школа представляет собой высококонфликтогенный социальный институт. Актуальность темы нашей работы определяется тем, что разрешение конфликта выбор наиболее популярных стратегий разрешения конфликтов, которые избирают подростки в средней школе, остается профессионально затруднительным для современных педагогов, так как конфликты, проявляющиеся в школьной среде, базируются на противоположных интересах учеников и учителей. Целью данной статьи является теоретически обосновать конструктивные способы разрешения конфликта в средней школе, а также рассмотреть теоретические позиции психологов и социологов, так как в одних случаях мнения ученых дополняют друг друга, а в других – противоречат. В общеобразовательном учреждении деятельность педагога направлена на конструктивное разрешение конфликта и предотвращение конфликтных ситуаций. Выявление стратегий поведения учеников средней школы повысит уровень социального взаимодействия в школе. Для разрешения конфликтных ситуаций педагогам необходимо учитывать психологические особенности учеников средней школы.
Конфликт является значимым элементом изучения в отечественной и зарубежной психологии и социологии. Растущее число конфликтов в средней школе остается неразрешимой проблемой. В психологии и конфликтологии ученые рассматривают основы возникновения конфликтов. Многогранные позиции ученых показаны как в социологии, так и в зарубежной психологии. Конфликт между учениками возникает на базе психологической напряженности, сопряженной с разными интересами или позициями, которые характерны межличностным отношениям и существуют в различных социальных организациях, одной из которых является школа. Задачей профессионального педагога является усиление положительных черт конфликта и уменьшение отрицательных.
Конфликты в группе происходят из-за различий в культурных ценностях, уровне развития и возрасте учеников. На ход конфликта так же влияют знания и уровень развития коммуникативных навыков. Состояние напряженности в группе возрастает в результате столкновений мнений и интересов. Конфликты между людьми возникают на базе расхождений в социальных условиях, образовании, возрасте, которые сказываются на ценностях, знаниях и общении, осложняя взаимное сотрудничество. Школьники в учреждениях среднего образования получают навыки взаимодействия в группах и адаптируются к групповой жизни.
Российский социолог П.А Сорокин определяет конфликт как «столкновение различных интересов, мнений, позиций, установок и стремлений. Конструктивный способ решения конфликта формируется на базе выбора стратегии поведения в конфликте». В основе конфликтных ситуаций в средней школе находится несовпадение и прямая противоположность взглядов на обучение, норм поведения в образовательном учреждении. Отсутствие дисциплины, воспитания и серьезного отношения к учебе является прерогативой многих учеников.
Отечественные психологи А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов в своем исследовании о сущности конфликтов указывают что «Субъективные причины начинают действовать тогда. Когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение. В споре, как и в ссоре, не бывает одного виноватого» [2]. Педагогические ситуации в средней школе уникальны. Школа как институт социализации способствует психологическому здоровью учащихся, развитию коммуникативных, творческих, мыслительных навыков. Личностные характеристики учеников уникальны, поэтому способы поведения в конфликте зачастую носят деструктивный характер.
Как отмечает В.С. Мухина, новая социальная ситуация «вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованности, произвольности, дисциплинированности, исполнительности, послушания и подчинения. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная» [3]. Продуктивность взаимоотношений с учеником зависит от профессионализма педагога. Выбор педагогической тактики и стиля общения влияет на межличностные отношения между учеником и учителем. Для успешной социализации учеников средних классов в общеобразовательных учреждениях необходимо совершенствовать педагогическую грамотность учителя. Профессиональному педагогу необходимо придерживаться сочетания нескольких стратегий поведения.
Московский психолог А. И. Донцов, пришел к выводу о том, что: «Активизируя самосознание, конфликт стимулирует актуализацию ранее скрытых потенциальных возможностей личности, открывает перспективу ее совершенствования» [1].
В заключении необходимо отметить, что разрешение конфликта выбор наиболее популярных стратегий разрешения конфликтов, которые избирают подростки в средней школе, остается профессионально затруднительным для современных педагогов.