научный журнал «Актуальные исследования» #36 (115), сентябрь '22

Педагогическое наследие Е.Н. Водовозовой в современной теории и практике дошкольного образования

В статье рассматривается педагогическое наследие как основной фактор развития общества.

Аннотация статьи
воспитание
дети
дошкольники
дошкольное образование
педагогическое наследие
Е.Н. Водовозова
Ключевые слова

В настоящее время актуальность вопроса педагогического наследия в современной теории и практике дошкольного образования подтверждается потребностью поиска исторических оснований для устойчивого развития педагогики и отечественного образования.

Педагогический опыт способствует развитию как человека, так и общества в целом, а это, в свою очередь, привлекает внимание великих деятелей педагогики, представителей педагогической общественности на всем протяжении развития системы образования и воспитания.

В современном образовательном пространстве все постепенно изменяется. В связи с этим, чтобы определить эффективность педагогического влияния на социальный прогресс, чтобы понять направления развития методов обучения и формирования личности человека, необходима постоянная рефлексия и взгляд не только в будущее, но и в прошлое.

Огромный вклад в развитие педагогики внесла Елизавета Николаевна Водовозова.

Е.Н. Водовозова (урождённая Цевловская, по второму мужу Семевская; 5 (17) августа 1844, Поречье, Смоленской губернии – 23 марта 1923, Петроград) – русская детская писательница, педагог, мемуаристка.

Елизавету Водовозову называют педагогом-новатором, поскольку значительную часть жизни она занималась развитием инновационных педагогических методик. Педагог не только публиковала свои воззрения в области образования, но и старалась использовать их на практике. Идея максимального приближения образовательных материалов к реальной жизни активно используется и сейчас.

Педагогические принципы Елизаветы Николаевны Водовозовой отражаются в сегодняшних теориях гуманного воспитания, где дети рассматриваются как субъект воспитания, как равный партнер, который достоин гуманного и уважительного отношения.

Елизавета Николаевна говорила о том, что любой педагог должен в каждом дошкольнике найти что-то положительное, выделить эту составляющую и своим доверительным отношением ее усилить.

Основным мотивом любви к дошкольникам является потребность педагога в развитии каждого ребенка как личности. Любой воспитатель должен попробовать убедить ребенка поверить в свои собственные силы. Позиция Елизаветы Николаевны доказывает гуманное отношение к детям. Е.Н. Водовозова полагает, что любому взрослому человеку к любому суждению ребёнка нужно относиться уважительно. В настоящее время такие педагогические взгляды реализуются в новейших подходах к воспитанию и обучению дошкольников. Новейшие образовательные технологии, а именно интерактивные и личностно-ориентированные, проектные, развивающие, гуманно-личностные, исследовательские и тому подобные, предполагают отношение к каждому ребенку как к субъекту деятельности. Ребенок и педагог являются своего рода равными партнерами, которые по отношению друг к другу проявляют уважение и взаимное сотрудничество. Детей учат тому, чтобы они не боялись говорить о своих мыслях, взрослым должно приниматься любое мнение ребенка.

Такой подход Елизаветы Николаевны также применяется при использовании технологии успеха. В данном случае огромное значение прогнозирование развития дошкольника в будущем времени и создание таких педагогических условий, где ребенок может раскрыть свой творческий потенциал и будет способен его развивать.

Е.Н. Водовозова в одной из своих работ «Умственное развитие детей от первого проявления сознания до 8-летнего возраста» (книга создана в 1871 году), пишет: «Основная идея воспитания – раскрепощение детской личности, признание ее прав на известную самостоятельность, необходимость свободно высказывать свои суждения, всестороннее умственное и нравственное развитие ребенка и требование от родителей гуманного внимательного отношения к нему» [2].

Все идеи Елизаветы Николаевны в области педагогики отражают любовь к детям, а также стремлением развить в них такие внутренние качества, как открытость, доброта, дружелюбие, эмпатия. Она считала, что основной заповедью в воспитании и обучении детей является научить их любить.

Елизавета Николаевна призывала всех педагогов воспитывать в каждом ребенке такие человеческие качества, как забота о людях, доброжелательность, стремление разделить радость и горе своего товарища. Она говорила о том, что в каждом образовательном учреждении необходимо «исключить принуждение и насилие над ребёнком, развивать добрые качества, без всяких наказаний» [4]. В современных детских садах эти педагогические взгляды пересекаются с этнопедагогикой воспитания и образования. Не без основания Геннадий Никандрович Волков указал, что этнопедагогика – это «педагогика любви» [5, с. 48].

Е.Н. Водовозова считала, что развитие ребенка должно происходить гармонично. Также необходимо и семейное воспитание детей дошкольного возраста, в основе которого должно лежать их приобщение к культуре и традициям народа, к которому принадлежит ребенок. Она говорила о том, что важным моментом в воспитании и образовании является воспитывать ребенка как будущего гражданина и деятеля своей Родины, и у этого дошкольника уже должны быть представления о человечности.

Е.Н. Водовозова уделяла большое внимание речевому развитию дошкольников. Она, как преемница Константина Дмитриевича Ушинского, исходила из идеи воплощения в практику воспитания и образования принципа народности. Елизавета Николаевна для детей дошкольного возраста составила программу развития родной речи, в основе которой лежит русский фольклор.

Именно развитая речь оказывает большое влияние на личностное развитие ребенка, способствует его социализации в обществе, со взрослыми и своими сверстниками, а также помогает эффективно подготовиться к получению образования в школе. При этом основным является родной язык, язык его родителей.

Для реализации принципа народности, который лежал в основе идеи Елизаветы Николаевны Водовозовой, а также для речевого развития детей в современных образовательных организациях проводят знакомство детей с устным народным творчеством, то есть со стихами, легендами, сказками, загадками, скороговорками, пословицами, народным эпосом. Также здесь большую роль играют детские народные песни, включая и колыбельные. Для дошкольников нравственную направленность имеют потешки, пестушки, и песни-забавы. Все они проникли нежностью и любовью. По мере взросления ребенка меняются тексты и формы песен. Также в России существует множество песен, которые позволяют увидеть красоту природы, закат и восход солнца, снегопад, радуга и прочее. Детей призывают восхищаться и любить окружающий мир и природу с самого раннего возраста. Детей старшего дошкольного возраста знакомят с памятниками устного народного творчества (героический эпос, легенды, мифы) [7, с. 38].

 В настоящее время идеи Елизаветы Николаевны Водовозовой о развитии эстетического чувства, о личностной культуре ребенка, приобщения ребенка к творческой деятельности, применения в воспитании произведений художественной литературы достаточно актуальны.

Е.Н. Водовозова огромное значение придавала физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Она говорила о том, что «организация человека, как духовная, так и физическая, его органы и способности слабеют, разрушаются и атрофируются при покое, при недостатке упражнений, – это такой же неопровержимый закон, как и закон наследственности» [1].

Е.Н. Водовозова делала акцент на то, что воспитание ребенка необходимо осуществлять с его рождения. Она писала, что в воспитании большая часть неудач происходит только из-за того, что этот процесс начинается аж в школе, когда у детей уже сложился в какой-то мере характер, а их ум привык бездействовать. Так, нравственное и умственное развитие, которое должно соответствовать возрасту ребенка, по мнению Елизаветы Николаевны, должно начинаться с проявлением у него первого сознания.

Такое положение в современных условиях применяют при обучении и воспитании одаренных детей. Сейчас существует проблема психолого-педагогического сопровождения таких ребят.

Е.Н. Водовозова считала, что при семейном воспитании детей родители не уделяют должного внимания беседам, занятиям и играм. Это характерно и для современного времени. Так, многие дошкольники проводят большое количество времени за компьютерными играми или занимают себя гаджетами. Дошкольники не способны эффективно организовать свой досуг, от этого им становится скучно, они страдают от безделья. При этом информационные запросы ребенка не приносят должного удовлетворения. В связи с этим новые запросы на новые знания начинают поступать гораздо реже, а это, в свою очередь, замедляет процесс развития дошкольника.

В современном дошкольном образовании огромное внимание уделяется развитию дошкольников от их рождения, так как именно в этом возрасте дети способны принимать и осознавать большое количество информации. Для более эффективного усвоения знаний необходимо создать особые педагогические условия. Об этом говорила и Елизавета Николаевна. Также она призывала педагогов организовать ежедневный непрерывный цикл различных занятий, которые способствуют развитию дошкольников по всевозможным направлениям [6, с. 51].

Таким образом, Елизавета Николаевна Водовозова внесла огромный вклад в развитие теории и практики образования в дошкольных организациях. Ее педагогические взгляды и идеи применяются в современных детских садах.

Текст статьи
  1. Аммосова В.Г., Николаева Л.В. Педагогическое наследие Е.Н. Водовозовой в современной теории и практике дошкольного образования // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 12-1. – С. 129-133. URL: https://top-tech№ologies.ru/ru/article/view?id=37846 (дата обращения: 14.08.2022 г.).
  2. Идеи Е.Н. Водовозовой в современном воспитательном процессе. URL: http://school2100.com/upload/iblock/137/1372410f26eb4187e8e890d70f784187.pdf. (дата обращения: 01.08.2022 г.).
  3. Парамонова Л. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребёнка // Дошкольное воспитание - 2021. – № 6.
  4. Попова И.Г. Ученица и последовательница К.Д. Ушинского // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 10. – С. 48-53.
  5. Столяренко, Л.Д. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2021. - 160 c.
  6. Чмелёва Е.В. Педагогика дошкольного детства в России конца XIX - начала XX веков: историко-педагогический очерк: монография / Е.В. Чмелёва. - Смоленск: Изд-воСмолГУ, 2018. - 220 с.
  7. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - М.: Флинта, 2018. - 208 c.
Список литературы