Главная
АИ #36 (115)
Статьи журнала АИ #36 (115)
Духовно-нравственное развитие младших школьников в учебно-воспитательном процесс...

Духовно-нравственное развитие младших школьников в учебно-воспитательном процессе средствами этнокультуры

Автор(-ы):

Гладышева Татьяна Николаевна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

духовно-нравственная культура
учебно-воспитательный процесс
обучающиеся
воспитание
этнокультурологический материал
фольклор
урок
пословицы

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается важность формирования духовно-нравственной культуры обучающихся на основе использования этнокультурологического материала. Особое внимание уделено тому, как такой материал можно включить в уроки или во внеурочную деятельность, в какой форме можно преподносить и в какие этапы учебных занятий его включать. Автором предложены к рассмотрению этапы учебных занятий, на которых проходит работа с этнокультурными текстами.

Текст статьи

В настоящее время в целях совершенствования учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ наблюдается стремление к созданию национально-культурной среды как основы национально-культурно-ориентированного образования школьников.

Актуальность темы вызвана нарастающей угрозой падения духовно-нравственных идеалов, моральных устоев общества.  Поэтому, нашим детям необходимо давать такой материал, который   способствовал бы возрождению корней русской народной культуры, формировал бы у детей их духовный мир, нравственную культуру. А это этнокультурологический материал: пословицы и поговорки, скороговорки, загадки русского народа (фольклор), тексты этнокультурного содержания, этимологическая справка изучаемого словарного слова на учебных занятиях и т.д.

Академик Д. С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, — он, как правило, равнодушен к своей стране» [1, с. 33].

Очень большой потенциал для духовно-нравственного развития детей содержит фольклор.

Фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи. Фольклор учит ребёнка видеть мир глазами народа, формирует духовно-нравственную культуру, национальное мировоззрение [2, с 76-80].

В структуру уроков и во внеурочные занятия на различных этапах включаю этнокультурологический материал. В основном это малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), тексты о быте и о жизни русского народа, разбор этимологии слов, определение лексического значения устаревших слов, тексты о народных праздниках, русском доме и его традициях, художественных ремеслах, народных игрушках. Этнокультурологический материал использую как для изучения, так и для закрепления нового материала, для проведения и организации словарной работы, каллиграфической минутки, а также различных видов творческих работ учащихся.

При использовании на уроках такого материала младшим школьникам предлагаются различные задания: объяснение значений устаревших слов, пословиц, подбор синонимов, антонимов к данным словам, объяснение многозначности слов.

Особое место на уроках и внеурочных занятиях занимают пословицы. Они широко раскрывают все, что связано с человеком, его деятельностью, имеют обобщенное народное суждение. Пословицы дают огромный языковой материал для лексической работы.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Интересной формой работы с пословицей является иллюстрирование. Это обеспечивает не только понимание смысла пословицы, но и дает возможность глубже осознать ее обобщённость и многозначность. Учащиеся создают оригинальные   иллюстрации к предложенной пословице. Продолжая работать над пословицами, детям можно предложить такие задания:

  • провести минутку чистописания (переписать пословицу и обозначить все знакомые орфограммы);
  • найти слова, где два слога, выписать их, поставить ударение;
  • найти слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща.

(Жить – Родине служить);

  • выписать слова, в которых букв больше, чем звуков.

(Скуден день до вечера, коли делать нечего).

Работу с загадками можно использовать для ознакомления учащихся с новыми словами с непроверяемыми написаниями в системе уроков русского языка. Например: Ушатый кабан завсегда в избе (лохань); Кривая собака в печку заглядывает (кочерга); Жил – много душ кормил, а разбился – под забором очутился (чугун) и другие. На уроках окружающего мира дети, отгадывая загадки, узнавали о каких животных пойдёт речь на уроке. Например: Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт. (лиса) или Зубастая, хвостом виляет, а не лает (щука) [3, с. 183].

На уроках литературного чтения к художественным произведениям подбираю пословицы и поговорки, отражающие качества главных героев: «Хорошим делом мир освещается», «Живи для людей, поживут люди для тебя», «Жизнь дана на добрые дела» и др.

Кроме организации учебных занятий провожу внеурочные мероприятия, среди которых «КВН по русскому языку», «Конкурс пословиц», «Конкурс скороговорок», «Устное народное творчество», праздник «Осенины», классный час «Помни о других… или добру откроются сердца» и другие, на которых широко использовался этнокультурологический материал.

Приведём фрагменты уроков, на которых использовался такой материал.

ТЕМА УРОКА: Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.

Этап: словарно-орфографическая работа

Цели словарной работы: развивать орфографическую зоркость учащихся; обогащать словарный запас, приобщать к богатству и красоте родного слова, к культурному наследию своего народа.

  • Сейчас мы напишем словарный диктант. Из предложенного фольклорного материала выберите и запишите словарные слова.

Подьячий – любит пирог горячий (Пирог)

Старый друг лучше новых двух (лучше)

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица (земляника)

Ученик писал уроки –

У него в чернилах щеки. (ученик)

Один в поле не воин. (один)

Летом в огороде – свежие, зеленые,

А зимою в бочке – жёлтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? (огурцы)

Без соли, без хлеба худая беседа. (беседа).

  • А теперь проверьте написание слов. (Учитель открывает записанные на доске слова, дети сверяют), поставьте себе оценку.
  • Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словом. Вы его должны угадать. Первая буква в этом слове такая же, как и буква в слове пирог, которой обозначен согласный звук первого слога. Следующая буква обозначает всегда твердый звук во втором слове нашего диктанта. Третья буква – гласный звук первого слога в слове земляника. Четвертая буква – непарный звонкий в слове ученик. Пятая буква – гласный звук второго слога в слове один. Шестая буква – всегда твердый звук в слове огурцы. И последняя буква – гласный звук последнего слога в слове беседа.
  • Какое это слово? (Пшеница) Дайте определение этому слову. Найдите в словарике определение этому слову. Чем ценна пшеница? (Из нее пекут хлеб. А хлеб всему голова). Запишите это слово в словарик. Поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить. Эта буква напоминает нам зернышко колоска.
  • Прочитайте поговорку, записанную на доске.

Сей рожь в золу, а пшеницу в пору.

  • Как вы ее понимаете? (Чтобы получить хороший урожай пшеницы, ее нужно обязательно сеять вовремя. К тому же пшеницу ценили лучше, чем рожь. Раньше для наших предков пшеница была главным продуктом питания, так как основной пищей крестьянина были хлеб, соль и вода).

ТЕМА УРОКА: Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения

Этап: словарно-орфографическая работа

  • Новое слово из словаря, с которым вы познакомитесь на уроке, вы узнаете, поработав с шифром, представленным в таблице (табл.1).

Таблица 1

Шифр к словарному слову

1-я буква

2-я буква

3-я буква

4-я буква

5,6-я буквы

Род

Д.п.1 скл

Суффикс гл. пр. в

Ж.р. 1 скл.

Неопр. ф. гл.

м..   ж.  ср.

?

–ся    -л-  -е-

ь       я

-ешь  -ть   -ет

Пасха

-у       -и

 

?

 

  • Какое это слово? (желать)
  • Подберите к нему синоним (хотеть). Найдите в словаре происхождение этого слова. (Общеславянское слово. Произошло от старинного слова ГАЛИТЬ – «любоваться». Изначально «ГАЛИТЬ» - «ГЛАЗЕТЬ». Оно образовано от другого старинного слова «ГАЛЫ» - «ГЛАЗА». Желать – «глазеть, зариться».
  • Что можете сказать о его написании? (В слове желать непроверяемая безударная гласная е и мягкий знак, обозначающий мягкость согласного.
  • Прочитайте написанные пословицы.   

Хочется есть, да не хочется лезть

Кто чужого желает, тот скоро свое потеряет.

  • Как вы понимаете эти пословицы?
  • Какие это предложения?
  • Разделите их на две группы.
  • Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?  (Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения)
  • Спишите себе одну из пословиц в тетрадь.

Практика и анализ результатов систематически проводимой на протяжении трёх лет диагностики доказывает, что:  

  • этнокультурологический материал способствует не только духовно-нравственному развитию личности, но и оказывает огромное влияние на формирование прочных орфографических навыков учащихся.
  • знакомство школьников с разновидностями этнокультурологического (фольклорного) материала расширяет кругозор учащихся, воспитывает интерес и любовь к родному слову, приобщает детей к русской народной культуре.
  • уроки и внеурочные мероприятия с использованием этнокультурологического материала проходят интереснее, живее, активнее.

На протяжении трёх лет обучения проводилась диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся.

Цель: изучение уровня духовно-нравственного развития личности учащихся; определение изменений, происшедших в личности школьника;

Метод: наблюдение

Ход проведения: проводилась в конце первого, второго и первого полугодия третьего года обучений.

Уровень духовно-нравственных качеств каждого ученика оценивалась на основе собственных наблюдений учителя и записывалась в таблицу (табл. 2): «В» – высокий, «С» – средний, «Н» – низкий уровень.

Таблица 2

Образец таблицы качеств личности

№ п/п

Ф. И. уч-ся

Качества личности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовно-нравственные качества личности:

  1. Готовность прийти на помощь.
  2. Умение быть благодарным.
  3. Уважение к старшим.
  4. Дружелюбие.
  5. Забота о младших.
  6. Ответственность за порученное дело.
  7. Инициативность.
  8. Терпимость.
  9. Активность в учебе.
  10. Активность в дополнительном образовании.
  11. Творческая направленность.
  12. Любовь к Родине.
  13. Позитивное отношение к своей национальности.
  14. Наличие принципов и убеждений.
  15. Культура речи, общения.
  16. Нравственность поступков.
  17. Интерес к родной культуре.
  18. Интерес к истории своего края.
  19. Физическая активность.
  20. Коллективизм.
  21. Школьный патриотизм.

Таблица динамики развития личности ребенка представлена в таблице (табл. 3).

Таблица 3

Таблица динамики развития личности ребенка

№п/п

Ф.И. учащихся

В (высокий)

С (средний)

Н (низкий)

1кл

2кл

3кл

1кл

2кл

3кл

1кл

2кл

3кл

           

Эта методика позволяет видеть динамику развития личности ребёнка: анализировать состояние воспитательного процесса, как в отношении одного ученика, так и класса в целом; определить приоритетные направления в воспитательной работе с классом и индивидуальной работе с учащимися.

Вывод:

Наблюдается позитивное изменение уровня духовно-нравственных качеств учащихся:

1 и 2 классы – средний уровень,

3 класс (1 полугодие) – высокий уровень.

Целенаправленная систематическая работа на основе использования этнокультурологического материала способствует воспитанию младших школьников в духе патриотизма, приобщает их к богатству и красоте родного слова, к культурному наследию своего народа, оказывает огромное влияние на чувства учащихся, их сознание и поведение.

Список литературы

  1. Лихачев Д.С. Помнить о своих корнях / Воспитание школьников. 1993. - №3.
  2. Фольклор как искусство слова. Под ред. проф. Н. И. Кравцова. Изд. Московского университета, 1980. – 137 с.
  3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа, М., 1957.

Поделиться

673

Гладышева Т. Н. Духовно-нравственное развитие младших школьников в учебно-воспитательном процессе средствами этнокультуры // Актуальные исследования. 2022. №36 (115). С. 90-93. URL: https://apni.ru/article/4585-dukhovno-nravstvennoe-razvitie-mladshikh-shko

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля