В настоящее время в целях совершенствования учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ наблюдается стремление к созданию национально-культурной среды как основы национально-культурно-ориентированного образования школьников.
Актуальность темы вызвана нарастающей угрозой падения духовно-нравственных идеалов, моральных устоев общества. Поэтому, нашим детям необходимо давать такой материал, который способствовал бы возрождению корней русской народной культуры, формировал бы у детей их духовный мир, нравственную культуру. А это этнокультурологический материал: пословицы и поговорки, скороговорки, загадки русского народа (фольклор), тексты этнокультурного содержания, этимологическая справка изучаемого словарного слова на учебных занятиях и т.д.
Академик Д. С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, — он, как правило, равнодушен к своей стране» [1, с. 33].
Очень большой потенциал для духовно-нравственного развития детей содержит фольклор.
Фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи. Фольклор учит ребёнка видеть мир глазами народа, формирует духовно-нравственную культуру, национальное мировоззрение [2, с 76-80].
В структуру уроков и во внеурочные занятия на различных этапах включаю этнокультурологический материал. В основном это малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), тексты о быте и о жизни русского народа, разбор этимологии слов, определение лексического значения устаревших слов, тексты о народных праздниках, русском доме и его традициях, художественных ремеслах, народных игрушках. Этнокультурологический материал использую как для изучения, так и для закрепления нового материала, для проведения и организации словарной работы, каллиграфической минутки, а также различных видов творческих работ учащихся.
При использовании на уроках такого материала младшим школьникам предлагаются различные задания: объяснение значений устаревших слов, пословиц, подбор синонимов, антонимов к данным словам, объяснение многозначности слов.
Особое место на уроках и внеурочных занятиях занимают пословицы. Они широко раскрывают все, что связано с человеком, его деятельностью, имеют обобщенное народное суждение. Пословицы дают огромный языковой материал для лексической работы.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Интересной формой работы с пословицей является иллюстрирование. Это обеспечивает не только понимание смысла пословицы, но и дает возможность глубже осознать ее обобщённость и многозначность. Учащиеся создают оригинальные иллюстрации к предложенной пословице. Продолжая работать над пословицами, детям можно предложить такие задания:
- провести минутку чистописания (переписать пословицу и обозначить все знакомые орфограммы);
- найти слова, где два слога, выписать их, поставить ударение;
- найти слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща.
(Жить – Родине служить);
- выписать слова, в которых букв больше, чем звуков.
(Скуден день до вечера, коли делать нечего).
Работу с загадками можно использовать для ознакомления учащихся с новыми словами с непроверяемыми написаниями в системе уроков русского языка. Например: Ушатый кабан завсегда в избе (лохань); Кривая собака в печку заглядывает (кочерга); Жил – много душ кормил, а разбился – под забором очутился (чугун) и другие. На уроках окружающего мира дети, отгадывая загадки, узнавали о каких животных пойдёт речь на уроке. Например: Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт. (лиса) или Зубастая, хвостом виляет, а не лает (щука) [3, с. 183].
На уроках литературного чтения к художественным произведениям подбираю пословицы и поговорки, отражающие качества главных героев: «Хорошим делом мир освещается», «Живи для людей, поживут люди для тебя», «Жизнь дана на добрые дела» и др.
Кроме организации учебных занятий провожу внеурочные мероприятия, среди которых «КВН по русскому языку», «Конкурс пословиц», «Конкурс скороговорок», «Устное народное творчество», праздник «Осенины», классный час «Помни о других… или добру откроются сердца» и другие, на которых широко использовался этнокультурологический материал.
Приведём фрагменты уроков, на которых использовался такой материал.
ТЕМА УРОКА: Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.
Этап: словарно-орфографическая работа
Цели словарной работы: развивать орфографическую зоркость учащихся; обогащать словарный запас, приобщать к богатству и красоте родного слова, к культурному наследию своего народа.
- Сейчас мы напишем словарный диктант. Из предложенного фольклорного материала выберите и запишите словарные слова.
Подьячий – любит пирог горячий (Пирог)
Старый друг лучше новых двух (лучше)
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица (земляника)
Ученик писал уроки –
У него в чернилах щеки. (ученик)
Один в поле не воин. (один)
Летом в огороде – свежие, зеленые,
А зимою в бочке – жёлтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (огурцы)
Без соли, без хлеба худая беседа. (беседа).
- А теперь проверьте написание слов. (Учитель открывает записанные на доске слова, дети сверяют), поставьте себе оценку.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словом. Вы его должны угадать. Первая буква в этом слове такая же, как и буква в слове пирог, которой обозначен согласный звук первого слога. Следующая буква обозначает всегда твердый звук во втором слове нашего диктанта. Третья буква – гласный звук первого слога в слове земляника. Четвертая буква – непарный звонкий в слове ученик. Пятая буква – гласный звук второго слога в слове один. Шестая буква – всегда твердый звук в слове огурцы. И последняя буква – гласный звук последнего слога в слове беседа.
- Какое это слово? (Пшеница) Дайте определение этому слову. Найдите в словарике определение этому слову. Чем ценна пшеница? (Из нее пекут хлеб. А хлеб всему голова). Запишите это слово в словарик. Поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить. Эта буква напоминает нам зернышко колоска.
- Прочитайте поговорку, записанную на доске.
Сей рожь в золу, а пшеницу в пору.
- Как вы ее понимаете? (Чтобы получить хороший урожай пшеницы, ее нужно обязательно сеять вовремя. К тому же пшеницу ценили лучше, чем рожь. Раньше для наших предков пшеница была главным продуктом питания, так как основной пищей крестьянина были хлеб, соль и вода).
ТЕМА УРОКА: Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения
Этап: словарно-орфографическая работа
- Новое слово из словаря, с которым вы познакомитесь на уроке, вы узнаете, поработав с шифром, представленным в таблице (табл.1).
Таблица 1
Шифр к словарному слову
1-я буква |
2-я буква |
3-я буква |
4-я буква |
5,6-я буквы |
---|---|---|---|---|
Род |
Д.п.1 скл |
Суффикс гл. пр. в |
Ж.р. 1 скл. |
Неопр. ф. гл. |
м.. ж. ср. |
? |
–ся -л- -е- |
ь я |
-ешь -ть -ет |
Пасха |
-у -и |
|
? |
|
- Какое это слово? (желать)
- Подберите к нему синоним (хотеть). Найдите в словаре происхождение этого слова. (Общеславянское слово. Произошло от старинного слова ГАЛИТЬ – «любоваться». Изначально «ГАЛИТЬ» - «ГЛАЗЕТЬ». Оно образовано от другого старинного слова «ГАЛЫ» - «ГЛАЗА». Желать – «глазеть, зариться».
- Что можете сказать о его написании? (В слове желать непроверяемая безударная гласная е и мягкий знак, обозначающий мягкость согласного.
- Прочитайте написанные пословицы.
Хочется есть, да не хочется лезть
Кто чужого желает, тот скоро свое потеряет.
- Как вы понимаете эти пословицы?
- Какие это предложения?
- Разделите их на две группы.
- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения)
- Спишите себе одну из пословиц в тетрадь.
Практика и анализ результатов систематически проводимой на протяжении трёх лет диагностики доказывает, что:
- этнокультурологический материал способствует не только духовно-нравственному развитию личности, но и оказывает огромное влияние на формирование прочных орфографических навыков учащихся.
- знакомство школьников с разновидностями этнокультурологического (фольклорного) материала расширяет кругозор учащихся, воспитывает интерес и любовь к родному слову, приобщает детей к русской народной культуре.
- уроки и внеурочные мероприятия с использованием этнокультурологического материала проходят интереснее, живее, активнее.
На протяжении трёх лет обучения проводилась диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся.
Цель: изучение уровня духовно-нравственного развития личности учащихся; определение изменений, происшедших в личности школьника;
Метод: наблюдение
Ход проведения: проводилась в конце первого, второго и первого полугодия третьего года обучений.
Уровень духовно-нравственных качеств каждого ученика оценивалась на основе собственных наблюдений учителя и записывалась в таблицу (табл. 2): «В» – высокий, «С» – средний, «Н» – низкий уровень.
Таблица 2
Образец таблицы качеств личности
№ п/п |
Ф. И. уч-ся |
Качества личности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Духовно-нравственные качества личности:
- Готовность прийти на помощь.
- Умение быть благодарным.
- Уважение к старшим.
- Дружелюбие.
- Забота о младших.
- Ответственность за порученное дело.
- Инициативность.
- Терпимость.
- Активность в учебе.
- Активность в дополнительном образовании.
- Творческая направленность.
- Любовь к Родине.
- Позитивное отношение к своей национальности.
- Наличие принципов и убеждений.
- Культура речи, общения.
- Нравственность поступков.
- Интерес к родной культуре.
- Интерес к истории своего края.
- Физическая активность.
- Коллективизм.
- Школьный патриотизм.
Таблица динамики развития личности ребенка представлена в таблице (табл. 3).
Таблица 3
Таблица динамики развития личности ребенка
№п/п |
Ф.И. учащихся |
В (высокий) |
С (средний) |
Н (низкий) | ||||||
1кл |
2кл |
3кл |
1кл |
2кл |
3кл |
1кл |
2кл |
3кл | ||
Эта методика позволяет видеть динамику развития личности ребёнка: анализировать состояние воспитательного процесса, как в отношении одного ученика, так и класса в целом; определить приоритетные направления в воспитательной работе с классом и индивидуальной работе с учащимися.
Вывод:
Наблюдается позитивное изменение уровня духовно-нравственных качеств учащихся:
1 и 2 классы – средний уровень,
3 класс (1 полугодие) – высокий уровень.
Целенаправленная систематическая работа на основе использования этнокультурологического материала способствует воспитанию младших школьников в духе патриотизма, приобщает их к богатству и красоте родного слова, к культурному наследию своего народа, оказывает огромное влияние на чувства учащихся, их сознание и поведение.