Современное профессиональное образование претерпевает определенные изменения, которые сопровождаются поиском новых целей, осмысленных моделей, поиском интерактивных и значимых педагогических технологий обучения. Эти процессы модернизации должны осуществляться преподавателем в университете. В связи с этим в систему образования ввели ФГОС, который является нормативным в отношении запланированных результатов обучения.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [5].
В соответствии с ФГОС целью современной школы является непросто давать знания обучающимся, а сформировать личность, которая хочет и умеет учиться. Учитель технологии должен выступать в роли помощника, организатора педагогического взаимодействия с учеником, направленного на развитие активности, самостоятельности, познавательных, творческих способностей, формирования познавательного интереса, который характеризуется инициативностью поисков, самостоятельностью обучающихся в получении знаний.
Сейчас всё большую актуальность приобретают такие качества личности учителей технологии как самостоятельность, активность, инициативность, креативность, а непосредственная педагогическая деятельность предъявляет к личности учителя технологии и уровню его подготовки всё более высокие требования, суть которых заключается в развитии потребности постоянной работы над собой и самосовершенствования.
Перед педагогическим вузом стоит задача – подготовить студентов профиля «Технология» к педагогической деятельности, в которой усвоение знаний, умений и навыков по цели образования превратилось бы в средство развития познавательной активности обучающихся [2]. Школе нужен учитель технологии, способный поддерживать и развивать познавательную активность школьников. Овладение такой способностью как раз и составляет сущность готовности будущих учителей технологии к активизации познавательной активности учеников.
Рассмотрим определения понятий «активизация» и «готовность».
Активизация – это активная мыслительная деятельность, создание соответствующих условий организации деятельности обучающихся и использования средств, которые будут обеспечивать формирование активности ученика [4].
Под «готовностью» понимают условие, сопутствующее успешному выполнению деятельности, настраивая личность на будущую профессиональную деятельность.
Доктор педагогических наук, профессор, В.А. Сластенин, выделяет такие компоненты профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности [3]:
- психологическую готовность – сформированная направленность на педагогическую деятельность, наличие интереса к предмету и потребность самообразования в этой отрасли знания, развитие профессионального мышления;
- научно-теоретическую готовность – наличие необходимого объема общественно-политических, психолого-педагогических и специальных знаний, необходимых для профессиональной деятельности;
- практическую готовность – наличие сформированных на нужном уровне профессиональных умений и навыков;
- психо-физическую готовность – наличие эмоционально-волевых предпосылок для овладения педагогической деятельностью и определенной педагогической специальностью, формирования профессионально значимых личностных качеств.
Готовность будущего учителя технологии к активизации познавательной деятельности школьников имеет определенную структуру, в составе которой можно выделить компоненты готовности:
- мотивационно-ценностный компонент занимает ведущее место в структуре профессиональной готовности будущих учителей технологии, поскольку мотив является побудительной причиной любого действия, решающим элементом поступка. Именно через мотив информация всех побудителей человеческого поведения получает выход, реализуется в практических действиях.
- когнитивно-мировоззренческий компонент готовности будущего учителя технологии характеризуется совокупностью знаний, необходимых для эффективного осуществления активизации познавательной деятельности. Поддерживая мнение педагогов, что научные педагогические знания являются определенным образом упорядоченной и организованной системой знаний-ценностей, которая создает основу для творчества в целостном педагогическом процессе, содействует развитию педагогической культуры вообще и рефлексивной культуры в частности.
- деятельностно-поведенческий компонент. Подготовка будущего учителя к активизации познавательной деятельности требует обеспечения процесса перехода от теории к практике, другими словами - превращения знаний в умения и навыки.
- личностный компонент готовности будущего учителя технологии характеризует его профессиональную направленность, личностные профессионально значимые качества, которые помогают положительно влиять на учеников, характеризует личностные качества специалиста.
Готовность будущего учителя технологии к активизации познавательной деятельности обучающихся представляет собой сложное образование, включающее: осознание студентами профиля «Технология» необходимости и важности решения этой проблемы, знания психолого-педагогических механизмов активизации познавательной деятельности школьников, владение конкретными методиками активизации познавательной деятельности, умение проанализировать полученные результаты, наметить коррекцию дальнейших действий.
Процесс формирования готовности будущих учителей технологии представлен как целенаправленный, специально организованный процесс, характеризующийся привлечением их к активной деятельность по формированию положительного отношения к познавательной активности, возбуждением внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем сформированности необходимых профессионально - педагогических компетенций [1].
Повышению активизации познавательной деятельности обучающихся способствует использование на уроках технологии парной и групповой форм организации учебно-трудовой деятельности, в процессе которой осуществляется планирование работы, обсуждение и выбор способов решения конкретных задач, взаимопомощь и сотрудничество, взаимоконтроль и взаимооценка.
Можно отметить, что готовность будущих учителей технологий к активизации познавательной деятельности зависит от единства составляющих компонентов этого процесса: содержания, технологий, компетенций образовательного процесса. Будущим учителям технологий необходимо быть готовыми быстро ориентироваться в многообразии интеграционных подходов к технологической подготовке, в широком спектре подходов в образовании.
Таким образом, готовность будущих учителей технологии к активизации познавательной деятельности обучающихся – процесс длительный, поскольку предполагает овладение не только системой теоретических знаний по вопросам активизации познавательной деятельности школьников, но и умениями и навыками предвидения и целесообразного использования необходимых способов и приёмов активизации познавательной деятельности школьников.