Профессиональная мотивация учения как условие успешности освоения профессии

Профессиональная мотивация учения как условие успешности освоения профессии

Статья посвящена рассмотрению вопросов профессиональной мотивации как одного из условий успешности освоения профессии. Автором была предпринята попытка кратко обобщить теоретический опыт и проанализировать полученные данные в ходе исследовательской работы по изучению профессиональной мотивации у разных категорий обучающихся.

Аннотация статьи
профессиональная деятельность
профессиональная мотивация
мотивы
Ключевые слова

Проблема мотивов поведения человека в деятельности в целом, и в частности в деятельности профессиональной – одна из основных в психологии и педагогике. Ее изучение имеет важное значение, как для теоретических исследований эффективности и успешности деятельности, так и для общественной, в том числе психолого-педагогической практики. Важность разработки проблемы мотивов и мотивации связана с тем, что она является стержневой проблемой психологии личности и психологии деятельности. Как пишет Ковалев В.И. «…недостаточная ее разработанность сдерживает развитие исследований психологии личности в целом, путей формирования гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство…» [4].

 Вместе с тем, если рассматривать мотивацию, как условие успешности деятельности человека, то она изучается в качестве важнейшего структурного элемента в ней. Мотивация, являясь стержнем психологии личности, обуславливает особенности и поведения, и деятельности личности. Становится все более очевидным, что при рассмотрении данных проблем требуется анализ мотивации и она в свою очередь, становится своеобразным показателем общественных отношений, происходящих в них изменений.

В различных исследованиях мотивация понимается очень широко, распространяясь и на анализ поведения животных, подменяется различными психическими явлениями [4]. Являясь основой психологии личности, мотивация задает и направленность, и характер, и способности личности, оказывая на них в определенных ситуациях решающее влияние.

Следует отметить, что вопросы социальной и профессиональной мотивации, отношения к обучению, к труду и людям, формирования тех или иных нравственных черт личности невозможно освещать без учета психических явлений, опосредующих связи внешних и внутренних воздействий с актами поведения. В качестве наблюдаемых явлений при этом выступают комплекс внешних факторов и само поведение человека, в том числе в деятельности [2].

Внутренним процессом, направляющим деятельность и поведение человека, в том числе и его профессиональную ориентацию, выступает внутренняя мотивация. С.Л. Рубинштейн отмечал: «…Всматриваясь в жизнь человека, мы видим, как психические явления вплетаются в ткань ее и как обусловливающие, как зависящие от условий жизни и как обусловливающие поведение людей, посредством которого эти условия изменяются» [7, с. 621].

Успешность профессиональной деятельности зависит, прежде всего, от сформированности профессиональной мотивации. Профессиональная деятельность, по В.Д. Шадрикову, вначале может быть представлена как нормативно-одобренный способ деятельности – накопленный и обобщенный предшествующий опыт. Обучающий в ходе освоения профессиональной деятельности распредмечивает нормативно-одобренный способ деятельности, превращая его в индивидуальный. Освоение профессиональной деятельности включает формирование цели деятельности (здесь ведущим моментов является мотивация), овладение информационной основой деятельности, создание исполнительной части деятельности и воспитание системы профессионально важных качеств. Здесь идет речь о положительной внешней мотивации, которая, возникая в самом начале у обучающихся, формирует основу при дальнейшем погружении в профессиональную трудовую деятельность для развития внутренней мотивации [2]. В исследованиях, которые были проведены рекрутинговой компанией Hays, отмечалось, что у большинства работающих людей преобладает внешняя положительная мотивация, что само по себе не является плохим результатом, т.к. людей, обладающих внутренней мотивацией профессиональной деятельности, не так уж и много на сегодняшний день.

Основными элементами системы мотивации выступают потребности. В соотнесении с потребностями низшего психологического уровня, в частности физиологическими, процесс деятельности представляется как необходимость. Удовлетворение креативных потребностей преимущественно происходит в процессе деятельности, креативные потребности возрастают по мере их удовлетворения, а активность деятельности зависит, прежде всего, от имеющихся функциональных возможностей личности. В процессе усвоения общественных потребностей различными социальными субъектами потребности существенно индивидуализируются [2, с. 74].

Рассматривая обучение как деятельность, следует отметить, что принципиальным моментом освоения деятельности является ее принятие обучающимся. Принятие, в свою очередь, зависит от того, насколько представление человека о профессии будет соответствовать его потребностям, склонностям, интересам. Человек, осуществляя выбор профессии, как бы «проецирует» свою мотивационную структуру на структуру факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей. В сложном мотивационном процессе, сопоставляя возможности профессий со своими потребностями, человек приходит к решению принять или не принять профессию, и если принять, то в какой мере. Принятие профессии порождает желание выполнить деятельность определенным образом, определяет определенную детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом формирования психологической системы деятельности. Именно мотивация побуждает трудовую активность, оказывает существенной влияние на формирование цели и выбор путей достижения, выступая системообразующим фактором процесса формирования психологической системы [3].

Все выше сказанное, на наш взгляд, можно рассматривать в отношении обучающихся в высших учебных и средних профессиональных учебных заведений. Познавательные и профессиональные мотивы являются внутренними по отношению к процессу учебной и профессиональной деятельности, и выступают как действенные мотивы. По своему статусу в общей иерархии мотивов учебной деятельности познавательные мотивы могут выступать и как ведущие, и как подчиненные; профессиональные, если они сформированы, всегда являются ведущими, определяющими характер познавательной деятельности субъекта в обучении [1]. Это характерно для молодых людей, которые получают среднее профессиональное или высшее образование.

Однако, это не совсем применимо к безработным гражданам, обучающимся в системе профессионального дополнительного образования. У взрослого человека познавательные мотивы большого значения в период обучения на курсах профессиональной переподготовки или повышения квалификации, поскольку знания вообще ему не нужны. Необходимы знания, умения и навыки в конкретной сфере профессиональной деятельности. Кроме того, мотивация безработных может быть очень разной и, на наш взгляд, среди мотивов, которые могут преобладать у данной категории граждан можно выделить следующие: желание с меньшими затратами, как финансовыми так и моральными, пройти переобучение, удовлетворение жизненно-важных потребностей, которые на данный промежуток времени будут актуальными, удовлетворение потребности в общении, принадлежности к группе и т.д. Предполагается, что взрослый человек уже обладает сформированной профессиональной мотивацией и, после получения новой профессии, проработав в выбранном направлении, решает, подходит это ему или нет, будет ли он развиваться в выбранной профессии или нет. Если выбранная профессия приносит внутреннее удовлетворение, вызывает положительные эмоции, он видит смысл в том, что делает, тогда можно говорить о внутренней мотивации профессиональной деятельности. Если же испытываются отрицательные эмоции, человек не видит смысла в выполняемой деятельности, нет интереса к выполняемой работе, то можно говорить об отрицательной внешней мотивации. Профессиональная мотивация обуславливает побудительную активность личности, ее отношение к трудовой деятельности, и определяет направленность на конкретную профессиональную деятельность [5].

Изложенный материал актуализирует проблему изучения мотивации овладения профессией у обучающихся среднего специального образования и безработных граждан, обучающихся в системе дополнительного профессионального образования. Это и обусловило проблематику исследовательской работы, проведенной автором статьи.

Целью исследовательской работы являлось изучение и сравнительный анализ мотивации овладения профессией у студентов среднего профессионально образования и безработных граждан, получающих дополнительное профессиональное образование.

Экспериментальная работа проводилась: на факультете среднего профессионального образования Государственного университета аэрокосмического приборостроения Санкт-Петербурга и на базе Санкт-Петербургской школы бизнеса дополнительного профессионального образования.

В ней приняли участие 89 студентов в возрасте от 15 до 20 лет, одной специальности: «Авиационные приборы и комплексы», 80 мужчин и 9 женщин; 22 безработных респондента в возрасте от 50, 20 женщин и 2 мужчин.

В экспериментальной работе использовались следующие методики:

– опросник К. Замфир в модификации А.А. Реана [6, с. 193];

– диагностика мотивации профессиональной деятельности и методика оценки ведущих мотивов профессиональной деятельности [6, с. 195].

Анализ полученных данных показал, что по всей выборке студентов у 43,8% преобладает мотив социальной значимости, на втором месте мотив самоутверждения в труде – 32,5%; у 12,3% – мотив собственного труда; у 11,2% – мотив профессионального мастерства. На первом курсе мотив профессионального мастерства у 3,7%; на втором – 16,6%; на третьем – 13,6%, на четвертом – 18,7%. Из общего числа студентов, принявших участие в экспериментальной работе, у 51,6% доминирует внутренняя мотивация профессиональной деятельности, для 19,1% характерно преобладание внешней положительной мотивации; для 8,9% – преобладание внешней отрицательной мотивации. 20,22% респондентов, которые еще не определились в выборе профессии, продемонстрировали незначительное преобладание внутренней мотивации над внешней положительной при этом внешняя положительная мотивация равна внешней отрицательной. На первом курсе у 66,6% преобладает внутренняя мотивация, на втором – у 45,8%; на третьем – у 22,7%; на четвертом – у 25%.

Результаты исследования студентов свидетельствуют о том, что внутренняя мотивация профессиональной деятельности становится менее значимой по мере взросления обучающихся. Можно предположить, что это может быть связано с некачественным преподаванием в учебном заведении, отсутствием детального знакомства с выбранной профессией, низким уровнем понимания дисциплин профессиональных модулей, незаинтересованности в выбранной профессии и другими причинами. Часть студентов относится к категории не определившихся, у них внешняя положительная мотивация равна внешней отрицательной мотивации. В данном случае можно предположить, что окончательный выбор студент будет делать под влиянием внешних или внутренних факторов, таких как появление интереса к будущей профессии, возможность иметь высокую заработную плату и т.д. Представленные данные экспериментальной работы позволяют сделать вывод, что преобладающим мотивом профессиональной мотивации у большинства студентов являются мотивы социальной значимости труда и мотивы самоутверждения в труде. А наиболее значимые для успешного освоения профессии мотивы профессионального мастерства не сформированы. Данные показатели, по мнению автора, могут свидетельствовать о преобладании при выборе профессионального пути внешних факторов.

По выборке безработных граждан были получены следующие результаты: у 54,5% преобладает мотив социальной значимости; у 27,3% – мотив самоутверждения в труде; у 18,18% мотив профессионального мастерства. Анализ мотивов профессиональной деятельности показал, что 45,4%респондентов не имеют устойчиво доминирующих побуждений. Из них результаты 2,23% не отметили ни одного важного для них мотива, в результате чего можно предположить ответы ставились не задумываясь или вообще не ставились. Из числа безработных, показавших достоверный результат у 40,9% преобладает внутренний мотив; у 4,54% внешняя положительная мотивация; у 9,08% преобладает внешняя отрицательная мотивация. Представленные результаты позволяют предположить, что большинство безработных граждан относятся к категории не определившихся в необходимости освоения профессии (повышения квалификации). В данном случае мотивы которые определяют поведение данной категории обучающихся могут быть различными: возможность получить дополнительное образование без финансовых затрат, возможность получить востребованную специальность на рынке труда и устроиться на работу, чтобы удовлетворять свои жизненные потребности, желание общаться с такими же людьми как и сам обучающий и т.д. Диагностика мотивации профессиональной деятельности показала, что у безработных преобладает мотив социальной значимости, то есть они нацелены на освоение новых знаний, умений, оценивают пользу и значимость труда, но не всегда это будет реализовываться в профессиональной деятельности. Мотивы самоутверждения занимают у безработных граждан второе место – люди будут стремиться достигать высокого уровня в труде, но при определенных условиях, например, если им это удобно.

Обсуждая результаты экспериментальной работы, важно обратить внимание на то, что у студентов по мере их взросления (погружения в учебно-профессиональную деятельность) внутренняя мотивация имеет все меньшее значение, растет количество не определившихся в выборе будущей профессии. На первом курсе преобладает мотив социальной значимости и как показывает проведенная беседа с обучающимися после проведения исследования здесь большую роль играют родители, которые акцентируют внимание на том, что в современном мире очень престижно работать в авиационной промышленности, это высокооплачиваемая работа, она уважаема в социуме и открывает в будущем неплохие перспективы. Мотив самоутверждения больше всего выражен у студентов третьего курса 50% это может быть связано с тем, что в это время они начинают активно подрабатывать, заработок дает возможность приобретать определенные вещи, за счет которых можно самоутверждаться, поэтому данный мотив является превалирующим у студентов этого курса. На остальных курсах мотив самоутверждения примерно одинаков, это связано с тем, что на первом и втором курсах студенты еще не подрабатывают, а на четвертом большая академическая загруженность и времени на подработку не хватает, поэтому мотив отходит на второе место.

Результаты диагностики безработных граждан не очень сильно отличаются от результатов студентов среднего профессионального образования. В начале исследования предполагалось, что у взрослых людей, которые имеют опыт работы на предприятиях, должна быть сформирована профессиональная мотивация, по меньшей мере для того, чтобы обеспечивать удовлетворение своих жизненных потребностей и иметь средства к существованию. Но, как показали полученные в ходе исследования результаты, данная гипотеза не подтвердилась.

Представленные теоретические обоснования и размышления, результаты проведенной экспериментальной работы свидетельствуют о необходимости и важности организации целенаправленной и системной работы по изучению и решению проблем, связанных с профессиональной мотивацией безработных граждан в системе дополнительного профессионального образования.

Текст статьи
  1. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов : учебное пособие. – Москва : Логос, 2006.
  2. Вуз и профессиональная ориентация молодежи : монография / В.В. Балашов, А.В. Кормишова, Ю.Л. Старостин, А.В. Тышковский ; под ред. Ю.Л. Старостина ; М-во общ. и проф. образования Калуж. обл. – Москва : ГУУ, 1999
  3. Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы : [сборник статей] / В. А. Бодров ; Российская акад. наук, Ин-т психологии. – М.. : Ин-т психологии РАН, 2006.
  4. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. / Отв. ред. А.А. Бодалев ; АН СССР, Ин-т психологии. – М. : Наука, 1988.
  5. Психологические исследования проблем профессиональной деятельности: [сборник статей кафедры социологии и психологии МГУЭСИ] – М., ЕАОИ, 2008.
  6. Распопин О. А. Психолого-педагогические факторы формирования мотивации профессиональной деятельности: [учебное пособие] / О. А. Распопин. – СПб.: Лион, 2007.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2013.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 12 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря