Профессиональная мотивация учения как условие успешности освоения профессии

Статья посвящена рассмотрению вопросов профессиональной мотивации как одного из условий успешности освоения профессии. Автором была предпринята попытка кратко обобщить теоретический опыт и проанализировать полученные данные в ходе исследовательской работы по изучению профессиональной мотивации у разных категорий обучающихся.

Аннотация статьи
профессиональная деятельность
профессиональная мотивация
мотивы
Ключевые слова

Проблема мотивов поведения человека в деятельности в целом, и в частности в деятельности профессиональной – одна из основных в психологии и педагогике. Ее изучение имеет важное значение, как для теоретических исследований эффективности и успешности деятельности, так и для общественной, в том числе психолого-педагогической практики. Важность разработки проблемы мотивов и мотивации связана с тем, что она является стержневой проблемой психологии личности и психологии деятельности. Как пишет Ковалев В.И. «…недостаточная ее разработанность сдерживает развитие исследований психологии личности в целом, путей формирования гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство…» [4].

 Вместе с тем, если рассматривать мотивацию, как условие успешности деятельности человека, то она изучается в качестве важнейшего структурного элемента в ней. Мотивация, являясь стержнем психологии личности, обуславливает особенности и поведения, и деятельности личности. Становится все более очевидным, что при рассмотрении данных проблем требуется анализ мотивации и она в свою очередь, становится своеобразным показателем общественных отношений, происходящих в них изменений.

В различных исследованиях мотивация понимается очень широко, распространяясь и на анализ поведения животных, подменяется различными психическими явлениями [4]. Являясь основой психологии личности, мотивация задает и направленность, и характер, и способности личности, оказывая на них в определенных ситуациях решающее влияние.

Следует отметить, что вопросы социальной и профессиональной мотивации, отношения к обучению, к труду и людям, формирования тех или иных нравственных черт личности невозможно освещать без учета психических явлений, опосредующих связи внешних и внутренних воздействий с актами поведения. В качестве наблюдаемых явлений при этом выступают комплекс внешних факторов и само поведение человека, в том числе в деятельности [2].

Внутренним процессом, направляющим деятельность и поведение человека, в том числе и его профессиональную ориентацию, выступает внутренняя мотивация. С.Л. Рубинштейн отмечал: «…Всматриваясь в жизнь человека, мы видим, как психические явления вплетаются в ткань ее и как обусловливающие, как зависящие от условий жизни и как обусловливающие поведение людей, посредством которого эти условия изменяются» [7, с. 621].

Успешность профессиональной деятельности зависит, прежде всего, от сформированности профессиональной мотивации. Профессиональная деятельность, по В.Д. Шадрикову, вначале может быть представлена как нормативно-одобренный способ деятельности – накопленный и обобщенный предшествующий опыт. Обучающий в ходе освоения профессиональной деятельности распредмечивает нормативно-одобренный способ деятельности, превращая его в индивидуальный. Освоение профессиональной деятельности включает формирование цели деятельности (здесь ведущим моментов является мотивация), овладение информационной основой деятельности, создание исполнительной части деятельности и воспитание системы профессионально важных качеств. Здесь идет речь о положительной внешней мотивации, которая, возникая в самом начале у обучающихся, формирует основу при дальнейшем погружении в профессиональную трудовую деятельность для развития внутренней мотивации [2]. В исследованиях, которые были проведены рекрутинговой компанией Hays, отмечалось, что у большинства работающих людей преобладает внешняя положительная мотивация, что само по себе не является плохим результатом, т.к. людей, обладающих внутренней мотивацией профессиональной деятельности, не так уж и много на сегодняшний день.

Основными элементами системы мотивации выступают потребности. В соотнесении с потребностями низшего психологического уровня, в частности физиологическими, процесс деятельности представляется как необходимость. Удовлетворение креативных потребностей преимущественно происходит в процессе деятельности, креативные потребности возрастают по мере их удовлетворения, а активность деятельности зависит, прежде всего, от имеющихся функциональных возможностей личности. В процессе усвоения общественных потребностей различными социальными субъектами потребности существенно индивидуализируются [2, с. 74].

Рассматривая обучение как деятельность, следует отметить, что принципиальным моментом освоения деятельности является ее принятие обучающимся. Принятие, в свою очередь, зависит от того, насколько представление человека о профессии будет соответствовать его потребностям, склонностям, интересам. Человек, осуществляя выбор профессии, как бы «проецирует» свою мотивационную структуру на структуру факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей. В сложном мотивационном процессе, сопоставляя возможности профессий со своими потребностями, человек приходит к решению принять или не принять профессию, и если принять, то в какой мере. Принятие профессии порождает желание выполнить деятельность определенным образом, определяет определенную детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом формирования психологической системы деятельности. Именно мотивация побуждает трудовую активность, оказывает существенной влияние на формирование цели и выбор путей достижения, выступая системообразующим фактором процесса формирования психологической системы [3].

Все выше сказанное, на наш взгляд, можно рассматривать в отношении обучающихся в высших учебных и средних профессиональных учебных заведений. Познавательные и профессиональные мотивы являются внутренними по отношению к процессу учебной и профессиональной деятельности, и выступают как действенные мотивы. По своему статусу в общей иерархии мотивов учебной деятельности познавательные мотивы могут выступать и как ведущие, и как подчиненные; профессиональные, если они сформированы, всегда являются ведущими, определяющими характер познавательной деятельности субъекта в обучении [1]. Это характерно для молодых людей, которые получают среднее профессиональное или высшее образование.

Однако, это не совсем применимо к безработным гражданам, обучающимся в системе профессионального дополнительного образования. У взрослого человека познавательные мотивы большого значения в период обучения на курсах профессиональной переподготовки или повышения квалификации, поскольку знания вообще ему не нужны. Необходимы знания, умения и навыки в конкретной сфере профессиональной деятельности. Кроме того, мотивация безработных может быть очень разной и, на наш взгляд, среди мотивов, которые могут преобладать у данной категории граждан можно выделить следующие: желание с меньшими затратами, как финансовыми так и моральными, пройти переобучение, удовлетворение жизненно-важных потребностей, которые на данный промежуток времени будут актуальными, удовлетворение потребности в общении, принадлежности к группе и т.д. Предполагается, что взрослый человек уже обладает сформированной профессиональной мотивацией и, после получения новой профессии, проработав в выбранном направлении, решает, подходит это ему или нет, будет ли он развиваться в выбранной профессии или нет. Если выбранная профессия приносит внутреннее удовлетворение, вызывает положительные эмоции, он видит смысл в том, что делает, тогда можно говорить о внутренней мотивации профессиональной деятельности. Если же испытываются отрицательные эмоции, человек не видит смысла в выполняемой деятельности, нет интереса к выполняемой работе, то можно говорить об отрицательной внешней мотивации. Профессиональная мотивация обуславливает побудительную активность личности, ее отношение к трудовой деятельности, и определяет направленность на конкретную профессиональную деятельность [5].

Изложенный материал актуализирует проблему изучения мотивации овладения профессией у обучающихся среднего специального образования и безработных граждан, обучающихся в системе дополнительного профессионального образования. Это и обусловило проблематику исследовательской работы, проведенной автором статьи.

Целью исследовательской работы являлось изучение и сравнительный анализ мотивации овладения профессией у студентов среднего профессионально образования и безработных граждан, получающих дополнительное профессиональное образование.

Экспериментальная работа проводилась: на факультете среднего профессионального образования Государственного университета аэрокосмического приборостроения Санкт-Петербурга и на базе Санкт-Петербургской школы бизнеса дополнительного профессионального образования.

В ней приняли участие 89 студентов в возрасте от 15 до 20 лет, одной специальности: «Авиационные приборы и комплексы», 80 мужчин и 9 женщин; 22 безработных респондента в возрасте от 50, 20 женщин и 2 мужчин.

В экспериментальной работе использовались следующие методики:

– опросник К. Замфир в модификации А.А. Реана [6, с. 193];

– диагностика мотивации профессиональной деятельности и методика оценки ведущих мотивов профессиональной деятельности [6, с. 195].

Анализ полученных данных показал, что по всей выборке студентов у 43,8% преобладает мотив социальной значимости, на втором месте мотив самоутверждения в труде – 32,5%; у 12,3% – мотив собственного труда; у 11,2% – мотив профессионального мастерства. На первом курсе мотив профессионального мастерства у 3,7%; на втором – 16,6%; на третьем – 13,6%, на четвертом – 18,7%. Из общего числа студентов, принявших участие в экспериментальной работе, у 51,6% доминирует внутренняя мотивация профессиональной деятельности, для 19,1% характерно преобладание внешней положительной мотивации; для 8,9% – преобладание внешней отрицательной мотивации. 20,22% респондентов, которые еще не определились в выборе профессии, продемонстрировали незначительное преобладание внутренней мотивации над внешней положительной при этом внешняя положительная мотивация равна внешней отрицательной. На первом курсе у 66,6% преобладает внутренняя мотивация, на втором – у 45,8%; на третьем – у 22,7%; на четвертом – у 25%.

Результаты исследования студентов свидетельствуют о том, что внутренняя мотивация профессиональной деятельности становится менее значимой по мере взросления обучающихся. Можно предположить, что это может быть связано с некачественным преподаванием в учебном заведении, отсутствием детального знакомства с выбранной профессией, низким уровнем понимания дисциплин профессиональных модулей, незаинтересованности в выбранной профессии и другими причинами. Часть студентов относится к категории не определившихся, у них внешняя положительная мотивация равна внешней отрицательной мотивации. В данном случае можно предположить, что окончательный выбор студент будет делать под влиянием внешних или внутренних факторов, таких как появление интереса к будущей профессии, возможность иметь высокую заработную плату и т.д. Представленные данные экспериментальной работы позволяют сделать вывод, что преобладающим мотивом профессиональной мотивации у большинства студентов являются мотивы социальной значимости труда и мотивы самоутверждения в труде. А наиболее значимые для успешного освоения профессии мотивы профессионального мастерства не сформированы. Данные показатели, по мнению автора, могут свидетельствовать о преобладании при выборе профессионального пути внешних факторов.

По выборке безработных граждан были получены следующие результаты: у 54,5% преобладает мотив социальной значимости; у 27,3% – мотив самоутверждения в труде; у 18,18% мотив профессионального мастерства. Анализ мотивов профессиональной деятельности показал, что 45,4%респондентов не имеют устойчиво доминирующих побуждений. Из них результаты 2,23% не отметили ни одного важного для них мотива, в результате чего можно предположить ответы ставились не задумываясь или вообще не ставились. Из числа безработных, показавших достоверный результат у 40,9% преобладает внутренний мотив; у 4,54% внешняя положительная мотивация; у 9,08% преобладает внешняя отрицательная мотивация. Представленные результаты позволяют предположить, что большинство безработных граждан относятся к категории не определившихся в необходимости освоения профессии (повышения квалификации). В данном случае мотивы которые определяют поведение данной категории обучающихся могут быть различными: возможность получить дополнительное образование без финансовых затрат, возможность получить востребованную специальность на рынке труда и устроиться на работу, чтобы удовлетворять свои жизненные потребности, желание общаться с такими же людьми как и сам обучающий и т.д. Диагностика мотивации профессиональной деятельности показала, что у безработных преобладает мотив социальной значимости, то есть они нацелены на освоение новых знаний, умений, оценивают пользу и значимость труда, но не всегда это будет реализовываться в профессиональной деятельности. Мотивы самоутверждения занимают у безработных граждан второе место – люди будут стремиться достигать высокого уровня в труде, но при определенных условиях, например, если им это удобно.

Обсуждая результаты экспериментальной работы, важно обратить внимание на то, что у студентов по мере их взросления (погружения в учебно-профессиональную деятельность) внутренняя мотивация имеет все меньшее значение, растет количество не определившихся в выборе будущей профессии. На первом курсе преобладает мотив социальной значимости и как показывает проведенная беседа с обучающимися после проведения исследования здесь большую роль играют родители, которые акцентируют внимание на том, что в современном мире очень престижно работать в авиационной промышленности, это высокооплачиваемая работа, она уважаема в социуме и открывает в будущем неплохие перспективы. Мотив самоутверждения больше всего выражен у студентов третьего курса 50% это может быть связано с тем, что в это время они начинают активно подрабатывать, заработок дает возможность приобретать определенные вещи, за счет которых можно самоутверждаться, поэтому данный мотив является превалирующим у студентов этого курса. На остальных курсах мотив самоутверждения примерно одинаков, это связано с тем, что на первом и втором курсах студенты еще не подрабатывают, а на четвертом большая академическая загруженность и времени на подработку не хватает, поэтому мотив отходит на второе место.

Результаты диагностики безработных граждан не очень сильно отличаются от результатов студентов среднего профессионального образования. В начале исследования предполагалось, что у взрослых людей, которые имеют опыт работы на предприятиях, должна быть сформирована профессиональная мотивация, по меньшей мере для того, чтобы обеспечивать удовлетворение своих жизненных потребностей и иметь средства к существованию. Но, как показали полученные в ходе исследования результаты, данная гипотеза не подтвердилась.

Представленные теоретические обоснования и размышления, результаты проведенной экспериментальной работы свидетельствуют о необходимости и важности организации целенаправленной и системной работы по изучению и решению проблем, связанных с профессиональной мотивацией безработных граждан в системе дополнительного профессионального образования.

Текст статьи
  1. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов : учебное пособие. – Москва : Логос, 2006.
  2. Вуз и профессиональная ориентация молодежи : монография / В.В. Балашов, А.В. Кормишова, Ю.Л. Старостин, А.В. Тышковский ; под ред. Ю.Л. Старостина ; М-во общ. и проф. образования Калуж. обл. – Москва : ГУУ, 1999
  3. Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы : [сборник статей] / В. А. Бодров ; Российская акад. наук, Ин-т психологии. – М.. : Ин-т психологии РАН, 2006.
  4. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. / Отв. ред. А.А. Бодалев ; АН СССР, Ин-т психологии. – М. : Наука, 1988.
  5. Психологические исследования проблем профессиональной деятельности: [сборник статей кафедры социологии и психологии МГУЭСИ] – М., ЕАОИ, 2008.
  6. Распопин О. А. Психолого-педагогические факторы формирования мотивации профессиональной деятельности: [учебное пособие] / О. А. Распопин. – СПб.: Лион, 2007.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2013.
Список литературы