научный журнал «Актуальные исследования» #37 (116), сентябрь '22

Организация обеспечения войск горючим, смазочными материалами и его подвоз в ходе ведения боевых действий или выполнения служебно-боевых задач в современных условиях

Статья содержит информацию о возможных методах обеспечения войск горючим и смазочными материалами, его подвоз в ходе ведения боевых действий или выполнения служебно-боевых задач.

Аннотация статьи
методы
горючее и смазочные материалы
служебно-боевые задачи
боевые действия
обеспечение
Ключевые слова

Обеспечение войск горючим и смазочными материалами в ходе ведения боевых действий или выполнения служебно-боевых задач в современных условиях представляет собой комплекс мероприятий по определению необходимой потребности в горюче-смазочных материалах для качественного и своевременного обеспечения ведения боевых действий или выполнения служебно-боевых задач, созданию и поддержанию в войсках установленных запасов горючего и смазочных материалов, их эшелонирование, обеспечение своевременного подвоза войскам горючего, необходимого для восполнения расхода и потерь, заправки техники, обеспечению сохранности горюче-смазочных материалов в процессе их транспортирования и хранения, обеспечение охраны, обороны и маскировки, а также правильной организацией и грамотному управлению всеми указанными мероприятиями.

По своей значимости обеспечение горючим является важнейшим видом материального обеспечения. В связи с этим, в современных условиях, учитывая высокий уровень оснащенности войск различными видами вооружения, военной и специальной техники, эффективное ведение соединениями, воинскими частями и подразделениями боевых действий или выполнение ими служебно-боевых задач без своевременного, качественного, полного и бесперебойного обеспечения их горючим и смазочными материалами возможно только в течение короткого периода времени, в течении которого уровень их боеспособности и боеготовности снижается очень высокими темпами.

Оснащение вооруженных сил иностранных государств различным современным вооружением, различными видами высокоточного оружия, различными автоматизированными комплексами и системами управления и передачи информации, средствами ведения разведки и беспилотными летательными аппаратами, максимальное использование возможностей космических спутников при ведении боевых действий значительно повышают их возможности по обнаружению и уничтожению (повреждению) объектов службы горючего и смазочных материалов.

Как показывает опыт проведения специальной военной операции и последних локальных войн и вооруженных конфликтов, ведение боевых действий начинается с проведения воздушно-наступательной операции и нанесения массированных ракетно-авиационных ударов. Как правило в первую очередь огневому воздействию противника подвергаются не боевые позиции и районы массового размещения соединений, воинских частей и подразделений, а аэродромы, подразделения войск противовоздушной обороны, системы транспортных коммутаций и объекты нефтеперерабатывающей промышленности, (склады горючего и смазочных материалов с запасами материальных средств).

В результате первоочередного огневого воздействия противника, как правило, основная часть объектов инфраструктуры обеспечения войск горючим и смазочными материалами и запасов горючего уничтожаются. Другая же часть повреждается и выводится из строя. Оставшиеся запасы интенсивно расходуются в ходе ведения боевых действий или выполнения служебно-боевых задач.

При нанесении массированных ракетно-авиационных ударов и значительных повреждений системы транспортных, дорожных коммуникаций и низких темпов ее восстановления, подвоз войскам горючего и смазочных материалов для восполнения его расхода и потерь не представляется возможным. Подвоз горючего и смазочных материалов как правило осуществляется не своевременно и не в полном объеме — значительно ограничен.

Недостаток или полное отсутствие в войсках горючего, невозможность организации его подвоза, приводит к критическому снижению уровня боевой готовности и боеспособности войск, что может привести к необратимым последствиям в ходе ведения боевых действий или выполнения служебно-боевых задач (потери личного состава, потери занятых районов).

Противник еще в мирное время, задолго до начала боевых действий, проводит ряд мероприятий различного уровня. Разведка противника работает как правило по выявлению основных объектов, влияющих на уровень боеспособности и боеготовности войск противоборствующей стороны и ее экономического потенциала. В мирное время необходимо постоянно проводить мероприятия по рассредоточению объектов службы горючего и смазочных материалов и важных объектов нефтеперерабатывающей промышленности страны, развитию системы транспортных и дорожных коммуникаций, защите их от обнаружения и воздействия потенциального противника.

В ходе боевых действий или выполнения служебно-боевых задач необходимо качественно и серьёзно подходить к вопросам скрытного перемещения и размещения запасов горючего и смазочных материалов, объектов службы горючего, их защите, охране, обороне и маскировке. Наиболее актуально в современных условиях это защита объектов службы горючего и смазочных материалов от воздушных и ракетных ударов.

Подвоз войскам горючего и заправка техники горючим в ходе ведения боевых действий или выполнения служебно-боевых задач производятся, как правило, в темное время суток. Опыт проведения специальной военной операции на территории Украины показал, что этот метод является самым эффективным. В данный момент система специальной подготовки водителей-заправщиков предусматривает обучение их действиям по перевозке горючего и смазочных материалов, заправке техники горючим в темное время суток.

Так же стоит отметить, что опыт обеспечения войск горючим и смазочными материалами в ходе ведения боевых действий или выполнения специальных служебно-боевых задач в современных условиях позволил выявить ряд недостатков в конструктивных решениях технических средств службы горючего, состоящих на вооружении, современным требованиям. А именно автомобильные средства заправки и транспортирования горючего не имеют практически никаких средств защиты от воздействия противника, что приводит в ходе ведения боевых действий или выполнения служебно-боевых задач к уничтожению или их повреждению.

Для эффективного и гарантированного функционирования системы обеспечения войск горючим и смазочными материалами необходима качественная маскировка и защита автомобильных средств заправки и транспортирования горючего. Как правило, в современных условиях такой маскировкой является защитный тент, который устанавливается на специальное оборудование топливозаправщика, тем самым маскирует предназначение автомобиля. Однако необходимо постоянно совершенствовать технические решения маскировки и защиты автомобильных средств заправки и транспортирования горючего, так как эти методы в совокупности повысят живучесть и обеспечат своевременное и бесперебойное обеспечение войск горючим и смазочными материалами.

Как видно из исследований для эффективного и гарантированного обеспечения войск горючим и смазочными материалами в ходе ведения боевых действий или выполнения служебно-боевых задач в современных условиях необходимы постоянное совершенствование и технической и организационной составляющих системы обеспечения войск горючим, поиск новых форм и способов выполнения задач по обеспечению войск горючим и смазочными материалами.

Текст статьи
  1. Донсков Ю.Е., Богословский А.В., Матвеев Д.С. Способы применения беспилотных летательных аппаратов радиотехнической разведки в ходе ведения боевых действий в тактической зоне // Военная мысль. 2021. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-primeneniya-bespilotnyh-letatelnyh-apparatov-radiotehnicheskoy-razvedki-v-hode-vedeniya-boevyh-deystviy-v-takticheskoy-zone
  2. Фисенко Н.А. Анализ влияния тенденций развития средств воздушного нападения противника, форм и способов их боевого применения на живучесть базирования авиации // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2017. №3 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vliyaniya-tendentsiy-razvitiya-sredstv-vozdushnogo-napadeniya-protivnika-form-i-sposobov-ih-boevogo-primeneniya-na-zhivuchest
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября