научный журнал «Актуальные исследования» #37 (116), сентябрь '22

Проблемы управления дебиторской задолженностью на предприятии и пути их решения

В статье рассматриваются общие и специфические проблемы управления дебиторской задолженностью, присущие энергосбытовым предприятиям.

Аннотация статьи
дебиторская задолженность
управление
Ключевые слова

Эффективное управление дебиторской задолженностью является неотъемлемой составляющей успешной деятельности предприятия. От эффективной политики управления дебиторской задолженностью организации зависит экономическое положение предприятия. Именно поэтому в настоящее время ей уделяется огромное внимание [1, c.29].

Основными общими проблемами управления дебиторской задолженностью на российских предприятиях являются:

  1. неполная или недостоверная информация о дебиторах;
  2. отсутствие достоверной информации о фактических сроках погашения обязательств дебиторами;
  3. несогласованность в регламенте работы с дебиторской задолженностью и установленным порядком функционирования специалистов;
  4. нелогичное распределение функций анализа дебиторской задолженности и принятия управленческих решений при урегулировании долгов, между разными структурными подразделениями;
  5. отсутствие регламентированных информационных потоков относительно дебиторской задолженности
  6. отсутствие установленных форм документов, обеспечивающих учет и контроль задолженности;
  7. отсутствие системы расчета экономической эффективности предоставления дебиторской задолженности [2, c. 24].

Предлагаемыми мероприятиями для решения вышеупомянутых проблем являются:

  1. ранжирование дебиторской задолженности по срокам оплаты;
  2. изучение потенциального контрагента относительно его платежеспособности до отгрузки товаров (работ, услуг);
  3. указание в договорах с дебиторами условий предоставления отсрочки, разработка системы штрафных санкций за просроченный платеж;
  4. определение и установление сроков кредита, предоставляемого покупателям, которые влияют на объемы продаж и получение денег, либерализация сроков дебиторской задолженности;
  5. регулярный мониторинг состояния дебиторской задолженности;
  6. предоставление скидок покупателям и заказчикам за долгосрочную оплату счетов;
  7. разработка системы премий для обеспечения мотивации персонала предприятия, вовлеченного в процесс увеличения эффективности управления дебиторской задолженностью на предприятии;
  8. проведение бухгалтерской службой актов сверки с контрагентами для подтверждения возникшей задолженности;
  9. контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, с недопущением превышения первой;
  10. своевременное применение мер по регулированию просроченной дебиторской задолженности [2, c. 25].

Помимо общих проблем управления дебиторской задолженностью существуют специфические проблемы, напрямую зависящие от характера деятельности предприятия. Для анализа узких проблем было выбрано предприятие АО «ЭнергосбыТ Плюс», основным направлением деятельности которого является поставка электроэнергии и теплоэнергии потребителям.

Основными проблемами управления дебиторской задолженностью на предприятии АО «ЭнергосбыТ Плюс» являются:

1. Проблемы взаимодействия с управляющими компаниями, передающими многоквартирные дома на обслуживание АО «ЭнергосбыТ Плюс»:

  1. негативный информационный фон вокруг деятельности АО «ЭнергосбыТ Плюс», созданный управляющими компаниями;
  2. «двойные квитанции», оспаривание действий ПАО «Т Плюс», призывы управляющих компаний не оплачивать квитанции АО «ЭнергосбыТ Плюс», рост задолженности населения (нежелание граждан оплачивать коммунальные услуги до урегулирования ситуации с пониманием кому платить);
  3. ошибки в начислениях, вызванные непередачей базы данных и передачей некорректной базы данных (несоответствие данных о площадях жилых и нежилых помещений, переданных управляющей компанией; отсутствие данных или некорректные данные о собственнике помещения, количестве проживающих; отсутствие данных об оборудовании помещения индивидуальными приборами учета, данных индивидуальных приборов учета);

Нами были разработаны следующие пути решения вышеперечисленных проблем:

  1. открытие дополнительной «горячей линии» для сокращения срока отработки обращений;
  2. проведение дополнительного информирования населения - рассылка информационных писем, разъясняющих принципы расчета, каналы передачи показаний индивидуальных приборов учета;
  3. увеличение штата сотрудников управления работы с дебиторской задолженностью.

2. Проблема наличия должников – физических лиц, которые являются представителями различных социальных слоев населения.

Первым этапом решения данной проблемы является распределение всех должников на категории, а именно:

  • категория должников, имеющих финансовые возможности, но не имеющих желание погасить задолженность;
  • категория должников, не имеющих финансовые возможности, но имеющих желание погасить задолженность;
  • категория должников, не имеющих финансовые возможности и желание погасить задолженность.

Вторым этапом является определение перечня мероприятий для сбора дебиторской задолженности.

  1. Произвести досудебные мероприятия (направление предупреждений об оплате, фальш-исков, конвертируемых досудебных претензий, регулярная работа через ПО Контакт – СМС, email, обзвон, автоинформирование);
  2. Предложить заключение соглашения о реструктуризации задолженности на утвержденных Распоряжением льготных условиях;
  3. Соблюсти процедуру уведомления об ограничении электроэнергии;
  4. Ввести режим приостановления подачи электроэнергии;
  5. Осуществлять контроль за отсутствием самовольного подключения с помощью проведения рейдов и составлять акты о несанкционированном потреблении электроэнергии для последующего привлечения к административной ответственности по ст. 7.19 КоАП РФ;
  6. Осуществлять регулярное взыскание задолженности в судебном порядке;
  7. Контролировать ведение исполнительного производства (ходатайства о запрете регистрационных действий с недвижимостью, ходатайства об аресте движимого/ недвижимого имущества, ходатайства о запрете выезда за границу);
  8. Проводить рейды со службой судебных приставов и службой безопасности филиала;
  9. Информировать о проведении акций с целью мотивации оплаты задолженности
  10. Осуществлять списание задолженности на основании постановления СПИ об окончании ИП в связи с невозможностью взыскания

Третьим этапом является определение наиболее подходящих мероприятий для каждой категории

Так, для категории должников, имеющих финансовые возможности, но не имеющих желание погасить задолженность наиболее подходят мероприятия 1,3,4,5,6,7,8,9.

Для категории должников, не имеющих финансовые возможности, но имеющих желание погасить задолженность наиболее подходят мероприятия 1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Для категории должников, не имеющих финансовые возможности и желание погасить задолженность наиболее подходят мероприятия 1,3,4,5,6,7,10.

Текст статьи
  1. Азирашвили Т.Р. Современное управление дебиторской задолженностью / Т.Р. Азирашвили // Colloquium-journal. – 2019. № 13-9 (37). - С. 29-30.
  2. Дибаева М.Р., Грошев А.Р. Управление дебиторской задолженностью: учет и контроль/ М.Р. Дибаева, А.Р. Грошев // Вектор экономики. – 2019. № 3-1 (57). - С. 22-25.
Список литературы