Изучение вопроса школьных конфликтов остается актуальным на сегодняшний день. В средней школе частота встречаемости межличностных конфликтов отмечается на высоком уровне. Межличностный конфликт среди подростков, базируется на расхождении интересов, несовместимости личностных особенностей, расхождении жизненных ценностей, выстраивании коммуникативных барьеров, поведенческих привычках и психологических особенностей учеников. Конфликт на поздних стадиях наносит ущерб их самооценке, повышает вероятность психологической травмы. Актуальность темы статьи определяется устойчивой тенденцией к деструктивному разрешению конфликтов в средней школе, необходимостью анализа стратегий развития конфликта в средней школе; необходимостью выявления деструктивных способов разрешения конфликта в средней школе и возможностей устранения данных факторов.
Конструктивное разрешение межличностного конфликта среди учеников базируется на образе жизни и умении успешно выстраивать коммуникацию во взаимодействии. Одним из ключевых факторов формирования агрессии у подростков является семья. На выбор стратегии поведения влияет социальная ситуация в семье, структура семьи, модели воспитания, акцент родителей на межличностном общении детей. Школьные факторы включают в себя: степень выраженности межличностного конфликта, авторитарный стиль преподавания педагогов, отсутствие классов для медиации конфликта, влияние социальной среды на межличностный конфликт в средней школе.
Для построения гармоничных межличностных отношений в школе и недопущения возникновения межличностных конфликтов между учениками необходимы совместные усилия с точки зрения нравственного воспитания. Личность ученика формируется под влиянием нравственных ценностей и гибкого мышления. Для развития эмпатии у учеников средней школы педагогам необходимо повышать качество межличностного общения и взаимопонимания, улучшать жизненные привычки. Конфликт по К. Левину «психологически характеризуется как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные одновременно воздействующие силы примерно равной величины» [8]. Для конструктивного разрешения конфликтов в школе педагогам необходимо сформировать у учащихся навыки применения вербальной и невербальной коммуникации.
Психолог А. Г. Ковалев считает, что «конфликт – это явление межличностных и групповых отношений, это проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения. Конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровнях. С точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает одновременно и как защитная реакция, и как ответная эмоционально окрашенная» [2]. В процессе разрешения межличностных конфликтов повышается уровень социализации подростков и возрастает способность решать возникающие проблемы.
К. К. Платонов и В. Г. Казаков определяют конфликт как «осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений» [1]. Коммуникация между учениками школы должна быть под контролем. Частота конфликтов между подростками может быть вызвана трудными жизненными ситуациями, руководству школы необходимо следить за работой школьного психолога и содействовать созданию групп по урегулированию конфликтов.
Особенности конфликта между школой и семьей проявляются во взаимоисключающих и враждебных поведенческих или психологических состояниях; основной частью конфликта дома и школы является семья и школа, которые могут возникать между отдельными родителями и учителями, между родительскими группами и школой или между родителями и отдельными родителями и школой или между родительскими группами и отдельными учителями степень семейно-школьного конфликта колеблется от слабых конфликтов типа ссоры до относительно сильных конфликтов типа насилия друг над другом. Как социальное явление анализ семейно-школьного конфликта необходимо рассматривать в контексте современного социального фона. Конфликт школа-школа в современных начальных и средних школах в основном характеризуется следующими характеристиками.
Возникновение конфликта в средней школе базируется на объективных, субъективных факторах, так как конфликт представляет собой социальную форму, распространенную в образовательных учреждениях. Социальное сотрудничество строиться на основе конфликта. Социальные конфликты возникают между подростками в образовательном процессе. Образовательные учреждения делятся по характеру, структуре и ценностным ориентациям, для учеников подросткового возраста характерна уникальная культура, воспитательные установки, черты личности, поэтому в школах конфликт неизбежен. Социальная реформа и реформа образования влияют на становление школьной ситуации конфликта. Конфликт вызывает субъективные чувства, такие как гнев, враждебность, отвращение и неприятие и другие негативные эмоции.