Профильность преподавания медицинской микробиологии на фармацевтическом факультете

Профильность преподавания медицинской микробиологии на фармацевтическом факультете

В статье представлена особенность преподавания дисциплины «Микробиология, вирусология» в Оренбургском государственном медицинском университете. Показано участие коллектива кафедры в формировании медицинского мышления у будущего выпускника.

Аннотация статьи
обучение
фармацевтический факультет
микробиология
Ключевые слова

Организация образовательного процесса в высших учебных заведениях определяется комплексом нормативных документов, к числу которых относятся Федеральные государственные стандарты высшего образования, профессиональные стандарты, а также различные отраслевые регламентирующие документы, исполнение которых позволит обеспечить подготовку специалистов, отвечающих современным требованиям. В Оренбургском государственном университете осуществляется подготовка специалистов по специальности 33.05.01 Фармация.

Дисциплина «Микробиология, вирусология» является одной из важнейших дисциплин в системе медицинского образования на фармацевтическом факультете.

В соответствии с разработанной в ВУЗе основной профессиональной образовательной программой по фармации преподавание микробиологии предполагает участие в формировании у будущего выпускника ряда компетенций: способности использовать основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов; способности применять знания о морфофункциональных особенностях, физиологических состояниях и патологических процессах в организме человека для решения профессиональных задач; способности определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни. По каждой компетенции планируются различные уровни ее сформированности (уметь, знать, владеть) [4, с. 101].

Способность планировать и осуществлять задуманное, на наш взгляд, имеет большое значение в дальнейшем получении специальных знаний и в будущей профессиональной деятельности [1]. Поэтому в течение всего курса изучения дисциплины «Микробиология, вирусология» на лекциях и на практических занятиях, большое внимание уделяется способности определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни. Студенты изучают основы микробиологии и вирусологии. Изучают технику иммерсионной микроскопии, методику постановки и оценки разных вариантов антибиотикограммы. Учатся применять знания об основных группах химиотерапевтических и иммунобиологических препаратов для определения показаний к их использованию [2, с. 2363].

В процессе формирования указанных общепрофессиональных компетенций фармацевты изучают механизмы питания и дыхания микроорганизмов, знакомятся с методами культивирования факультативных и облигатных бактерий, питательными средами, представленными в Государственной фармакопее (их составом, принципами оценки качества, стерилизацией, хранением). На практических занятиях будущие провизоры изучают микрофлору различных биотопов тела человека. Практические занятия на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии планируются таким образом, чтобы практическая часть занятия (самостоятельная работа студентов) занимала не менее 60% от общего времени.

На занятиях «Действие физических и химических факторов на микроорганизмы» будущие фармацевты изучают цели и методы асептики, антисептики, консервации, стерилизации, дезинфекции, знакомятся с аппаратурой для проведения стерилизации, критериями выбора метода стерилизации в промышленном производстве лекарственных средств в зависимости от их природы, формы, чувствительности к физическим факторам, знакомятся с принципами контроля качества стерилизации.

Разработан ряд практических занятий по частной бактериологии, где происходит изучение возбудителей болезней человека. В подготовке оказания консультативной помощи потребителям лекарственных средств, студенты изучают основы инфекционного процесса, роль макро- и микроорганизма в инфекционном процессе, основы иммунологии, получают представление об иммунном статусе человека. Также разработан модуль «Вирусология», где студенты знакомятся с морфофизиологией вирусов, особенностями этиологии, патогенеза и иммунитета при вирусных инфекциях, учатся оценивать результаты лабораторной диагностики вирусных инфекций, решают практические задачи по специфической профилактике и терапии вирусных инфекций.

Будущие специалисты получают знания об иммунобиологических и диагностических препаратах. Студенты изучают классификацию иммунобиологических и диагностических препаратов, способы их получения и показания к применению. Отдельное внимание уделяется изучению бактериофагов являющихся, являющихся альтернативой антибиотикотерапии и перспективным направлением в современной медицине. Не меньшее значение уделяется изучению препаратов группы эубиотиков, их природе, механизму действия и практическому использованию [3, c. 32-36].

Важное место в становлении специалиста любого профиля, в т ом числе и выпускника фармацевтического факультета медицинского ВУЗа, занимает его способность к научному творчеству. История знает немало примеров, когда рядовые специалисты, трудившиеся вдали от университетских центров и научных лабораторий, становились основоположниками новых направлений в науке. Как правило, многие из них начинали свои первые исследовательские работы уже в студенческие годы. Умение анализировать, делать выводы, позволяет человеку достигать успехов не только в научной, но и в общественной и профессиональной деятельности. Поэтому во внеурочное время на кафедре работает кружок, при котором ведется студенческая научная работа. Работая в студенческом научном обществе, студенты фармацевтического факультета приобщаются к жизни университета, получают представление об интересной и сложной исследовательской работе, которую ведут студенты других факультетов. Нередко экспериментальные исследования ведутся коллективно при участии, например, студентов фармацевтов, стоматологов и обучающихся медико-профилактическому делу. Выступления с докладами на заседаниях студенческого научного общества углубляют знания студентов о характере и содержании избранной ими специальности, о перспективах ее развития, помогают познакомиться с основными медицинскими профессиями, с новой терминологией [3, c. 32-36].

Сегодня в образовательном процессе применяются современные учебно-методические материалы. Лекции и практические занятия сопровождаются мультимедийной презентацией с демонстрацией актуальных схем, таблиц, иллюстраций. Сочетание традиционных методик преподавания микробиологии и инновационных средств обучения повышает интерес к предмету и активирует учебно-познавательную деятельность, что является залогом успешного освоения дисциплины.

Текст статьи
  1. Афанасьева Н.А. Самоорганизация – фактор успешной учебной деятельности // Фундаментальные исследования. 2008. № 2.
  2. Кащук Н.Ю. и соавт. Оценка факторов, влияющих на качество подготовки студентов в высших учебных заведениях // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры – 2016. – С. 2363-2366.
  3. Михайлова Е.А. и соавт. Некоторые приемы и формы активации познавательной деятельности студентов медицинского вуза // Вестник ОГУ, № 1 (189). 2016. С. 32-36.
  4. Федорова Т.О. и соавт. Некоторые проблемы преподавания в современных ВУЗах // Общество, наука, образование: опыт и перспективы. 2016. С. 101-105.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Осталось 7 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября