Главная
АИ #37 (116)
Статьи журнала АИ #37 (116)
Возможности электронной информационной образовательной среды для организации сам...

Возможности электронной информационной образовательной среды для организации самостоятельной работы курсантов

Автор(-ы):

Чанаев Антон Сергеевич

Будучин Роман Сергеевич

Шестаков Виталий Александрович

Арсентьев Виталий Александрович

Секция

Педагогика

Ключевые слова

самостоятельная работа
информационно-образовательная среда
информатика
электронное учебное издание
системы автоматизированного проектирования
информационные технологии
электронные учебные
издания
электронный тест

Аннотация статьи

В работе рассмотрены различные формы организации самостоятельной работы курсантов, преимущества работы в информационной среде высшего военного учебного заведения, возможности организации проведения самостоятельной работы по дисциплинам информатика, системы автоматизированного проектирования с использованием современных информационных технологий и электронных учебных изданий.

Текст статьи

Согласно ГОСТ под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий.

Одной из целей создания информационно-образовательной среды является организация учебного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов.

Одним из важнейших видов электронных образовательных ресурсов является электронный учебник. Это учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой, поддерживающее все звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды [1]. Сами дидактические материалы представляют особый тип наглядного учебного пособия (преимущественно карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д.), раздаваемые учащимся для самостоятельной работы в аудитории или дома или демонстрируемые преподавателем перед всеми слушателями. Дидактический материал, являясь весьма простым по своему содержанию, оформлению и технологии изготовления, может быть подготовлен самими учащимся по поручению учителя. Дидактическим материалом называются также сборники задач и упражнений. К основным преимуществам электронного учебника относятся:

  1. Использование гипертекста и гипермедиа
  2. Возможность представление аудио и видеоинформации
  3. Наличие контрольных заданий (например, систем электронного тестирования).

Применение электронных учебных изданий является особенно актуальным в военных вузах в связи со спецификой используемой информации и ограничениях в области доступа к информации в компьютерных сетях. Электронные учебники могут быть использованы во время учебных занятий и во время самостоятельной подготовки. Используется несколько способов классификации видов самостоятельной работы – по месту проведения самостоятельная работа делится на аудиторную и внеаудиторную, по целям – на закрепление знаний, получение знаний, формирование умений. Самостоятельная подготовка курсантов в высшем военном училище является неотъемлемой частью учебного процесса, является обязательной и контролируемой со стороны преподавателей и командиров, в отличие от гражданских вузов, где студенты во время самостоятельной работы в большинстве случаев никем не контролируются.

Под самостоятельной подготовкой понимается самостоятельная работа, организуемая самим курсантом в библиотеке, учебно-методическом кабинете, специализированной лаборатории, учебной аудитории, компьютерном классе [2].

К особенностям самостоятельной подготовки в военном вузе относят:

  • строгая регламентация времени, отводимого на самостоятельную подготовку курсантов;
  • отвлечение курсантов от занятий и самоподготовки в связи с несением службы, выполнением хозяйственных работ [3].

В настоящее время в вузах министерства обороны ведется активный переход на электронное обучение курсантов, следовательно, становятся доступными различные источники информации (ограниченные ресурсы Интернета, электронные учебные пособия и учебники) и нет необходимости ограничиваться только библиотекой данного вуза. Электронные учебные пособия могут быть созданы, в том числе и преподавателями вуза с помощью различных программных средств.

В настоящее время предпочтение отдается пакету SunRAV (включает в себя SunRAV BookOffice, SunRAV TestOffice) [4]. Для изучения дисциплины информатика были разработаны электронные учебные пособия «Работа в MS Excel», «Системы счисления», «Основы алгоритмизации и программирования», в дальнейшем планируется разработка по остальным темам курса информатики. Для дисциплины «Системы автоматизированного проектирования» было разработано одноименное электронное учебное пособие. Так же были разработаны электронные тесты. Использование собственных электронных учебных изданий позволяет рассматривать на учебных занятиях и в самостоятельной работе материал, учитывающий специфику военного вуза, а также оперативно вносить изменения в учебный материал.

Самостоятельная подготовка курсантов по дисциплинам «Информатика», «Системы автоматизированного проектирования» в военном вузе может быть организована в следующих формах:

  1. самостоятельная работа под руководством преподавателя или командира в некомпьютерной аудитории без использования мобильной компьютерной техники (повторение изученного материала с помощью литературы и конспектов; решение задач, не требующих использования программного обеспечения – по разделам теоретические основы информатики, программирование, проектирование баз данных);
  2. самостоятельная работа под руководством преподавателя или командира с использованием переносных электронных средств – ноутбуков или электронных книг (дополнительно используются электронные учебные пособия и учебники, системы электронного тестирования);
  3. самостоятельная работа в специализированном компьютерном классе под руководством преподавателя с использованием изучаемого на занятиях по информатике программного обеспечения (рекомендуется при изучении наиболее сложных тем – компьютерная графика, разработка базы данных, решение сложных вычислительных задач, проектирование деталей, разработка чертежей);
  4. дополнительная самостоятельная работа в работы военно-научного общества по дисциплинам «Информатика» и «Системы автоматизированного проектирования».

Эффективная организация самостоятельная подготовка с применением электронных учебников и пособий, а также средств вычислительной техники, способствует лучшему усвоению материала, систематизации пройденной информации и, следовательно, более успешной сдаче промежуточной аттестации и контрольных точек. Использование разнообразных источников информации повышает познавательную активность курсантов, также способствует лучшему формированию профессиональных компетенций.

Список литературы

  1. Босова Л.Л. Электронный учебник: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] / Л.Л. Босова, Н.Е. Зубченок // Образовательные технологии и общество. - 2016. - №3 (том 16). - С. 697-712.
  2. Елагина В.С., Хайрулин Ш.Ш., Хайрулина Н.Н., Рогожин В.М. Самостоятельная работа курсантов как ведущая форма учебной деятельности в военном вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.
  3. Касаткина Н.Э., Черемисина В.Г. Особенности организации самостоятельной работы курсантов военного вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2007. - №4. – С. 188-192.
  4. Пирогова Ю.С., Абрамова С.В. Разработка электронных обучающих комплексов для преподавания информатики средствами программного продукта SunRAV // Сборник статей XXIII Международной научно-технической конференции Информационно-вычислительные технологии и их приложения (Пенза 13-14 июня 2019). – Пенза: Издательство «Пензенский государственный аграрный университет». – С. 162-16

Поделиться

335

Чанаев А. С., Будучин Р. С., Шестаков В. А., Арсентьев В. А. Возможности электронной информационной образовательной среды для организации самостоятельной работы курсантов // Актуальные исследования. 2022. №37 (116). С. 73-75. URL: https://apni.ru/article/4610-vozmozhnosti-elektronnoj-informatsionnoj-obra

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая