Главная
АИ #37 (116)
Статьи журнала АИ #37 (116)
Профилактика компьютерной зависимости у студентов (на примере киберигровой завис...

Профилактика компьютерной зависимости у студентов (на примере киберигровой зависимости)

Автор(-ы):

Петрищева Оксана Мирзахановна

Секция

Психология

Ключевые слова

студенты
компьютерная зависимость
киберигровая зависимость
профилактика
условия профилактики

Аннотация статьи

В период стремительных социальных трансформаций, связанных с расслоением современного общества, дестабилизацией семейных отношений, увеличением информационных потоков и виртуализацией общения, существенно меняется социальная ситуация развития студентов, повышая требования к их адаптационным механизмам. Современная молодежь выполняет большую социальную роль – способствует развитию и вносит перемены устаревших стандартов. Несмотря на обширную изученность, тем не менее, вопросы аддикций в студенческой среде освещаются преимущественно в рамках исследований отклоняющегося поведения в целом. В статье для определенности автором обозначена игровая зависимость в ключе исследования применительно к компьютерным формам такой зависимости (киберигровой зависимости). Отдельные моменты профилактики специфических аддикций студенчества, например, компьютерных, и, в частности, киберигровой зависимости, недостаточно изучены. Автором определены психолого-педагогические условия обеспечения эффективной профилактики киберигровой зависимости у студентов.

Текст статьи

Студенческий возраст – эффективное время для личностного развития, вместе с тем очень ответственный период в жизни человека, время познания окружающего мира, период психологического роста, развития мышления, осознания себя и своей исключительности, принятия новых социальных ролей. Это время, когда у человека проходит становление личности, продолжает формироваться нравственное поведение. Формируется правосознание, социальное, личностное самоопределение, самоотношение.

От того, насколько полноценно человек проживает это время, зависит его дальнейшая жизненная позиция, уверенность в своих силах, умение налаживать социальные контакты, уровень интеллекта и др.

На представителей юношеского возраста также оказывают влияние те явления, которые происходят в мире - они затрагивают и изменяют процессы обучения, образ жизни, в котором человек развивается. Современный студент живет в режиме многозадачности и нестабильности, что в наши дни характерно для всего мира в целом. В современных условиях очень многие люди знают, что из себя представляют аддикционные проявления. Одним из самых известных выступает киберигровая зависимость. Популярность виртуальных игр, в частности реализуемых через онлайн вариацию, обусловлена стремлением такого типа общения среди людей, которые считают его универсальным и простым. За счет такой онлайн связи в игровой форме молодой человек находит друзей, близких по духу людей, общается, взаимодействует. Но при этом виртуальный мир все больше вытесняет его реальную жизнь, забирая множество часов. Ребята подросткового возраста, молодежь быстро попадает под влияние виртуального мира и игр. Однако существующим онлайн ресурсам и виртуальным играм невозможно давать однозначную положительную или отрицательную оценку. Главный проблемный момент в том, что молодые люди настолько быстро вовлекаются в игры, что получают сильную зависимость от них: на первое место в жизни выходит игра, а все остальные реальные вещи (общение, друзья, хобби, обучение) уходят на второй план.

Преодоление данного вида зависимости и его профилактика будут более эффективным при выявлении социально-психологических факторов аддиктивного поведения. При этом проблема компьютерной, и в частности, киберигровой зависимости как формы ретритизма (ухода от реальности) изучались с различных сторон представителями разных наук (психологии, педагогики, медицины и др.).

Но даже с учетом того, что вопрос зависимости молодых людей от виртуальных игр набирает все большую актуальность и становится для значимой проблемой современности, в рамках научной литературы ни в теории, ни в практике этот вопрос не проработан в достаточной мере. Нет эффективных методических наработок, в содержании которых собраны и группированы необходимым образом данные о профилактике и практической работе с молодежью, которая страдает зависимостью от виртуальных игр и сетевых ресурсов, и в общем от «глобальной паутины».

Проблема киберигровой зависимости (зависимости от компьютерных игр, кибераддикции, игромании и т.д. – множественность обозначений одного и того же явления) для современного общества с учетом постоянного роста количества пользователей компьютерных игр, приобретает все большую актуальность.

Проблема усиливается тем, что само понятие зависимости является дискуссионным. Рассмотрим данное понятие с позиции разных авторов.

В доктрине с точки зрения психологии данный термин традиционно раскрывается с позиции неопсихоаналитической концепции. Человек все больше «уходит» в зависимое состояние тогда, когда его окружение его к этому подталкивает, подкрепляет данную позицию извне [5, с. 55].

С точки зрения разных исследователей, понятие «зависимости» характеризуется рядом элементов, например, поиск контакта, нежелание разлуки, поиск помощи [4, с.67].

В современной социальной психологии все большее распространение получает использование категории «зависимость», причем она не имеет прямой связи с возрастным фактором индивида [7].

Однако все те моменты, которые имеют отношение к проявлениям аддикции, следует подробно рассматривать в двух вариациях: как личный выбор человека по его волеизъявлению, и как не осознанное определение своего выбора, в результате которого человек теряет свою субъектность.

Зависимость от виртуальной игры – это один из видов интернет-зависимости в современной социальной психологии, т.е. она не относится к химическим видам аддикции. Данная зависимость, именуемая специалистами киберигровой, подразумевает вовлечение индивида в самостоятельные компьютерные игры либо в виртуальные игры в интернет-пространстве [1].

Если привести в пример сто наиболее популярных интернет-сайтов, то из них двадцать будут составлять соцсети, и большую часть (около сорока-шестидесяти) так или иначе будут составлять ресурсы с игровым содержанием. Немало современных компаний в какой-то мере применяют геймер-элементы и функции в работе своих сайтов [1].

Поэтому киберигровая зависимость все больше распространяется среди пользователей Сети. Последние активно участвуют в играх на различных ресурсах, причем нужно отметить, что таковые характеризуются спецификой коммуникационного взаимодействия. Так она основана первостепенно на создании своего образа и представления своей личности через виртуальную фигуру. Происходит самопрезентация человека. Множество людей применяют технологии игр, чтобы исследовать ее у других людей [2, с.47].

Самая большая проблема в этом случае состоит в том, что пользователь переходит из реального в виртуальный мир, отказываясь от фактического живого общения и взаимодействия. Зависимость действует на человека так, что у него появляются новые привычки и потребности: отслеживание игровых новинок, участие в обсуждениях с близкими по привязанностям людьми об игровой деятельности, потребность менять свои данные в профиле в играх – все самое важное для человека касается теперь только виртуального мира. Важный акцент для геймера – это уделение особенного внимания и значимости собственному игровому статусу, т.е. своим победам, находкам, достижениям в игровом пространстве, этот статус выражает состояние психологии индивида в это время. Большое значение играют сведения об интернет-пользователе.

Нами указанный вопрос зависимости от игр у студенческой молодежи рассматривается посредством системного подхода.

С точки зрения ученого В.С. Мерлина, сущность человеческой личности должна рассматриваться посредством раскрытия его, как цельной индивидуальности, которая являет собой совокупность различных характеристик и свойств, определяемых разными уровнями, функционирующими по конкретным логическим правилам. Ученый называет ее «интегральная индивидуальность» и данное понятие применяется в ситуациях, когда человеческая индивидуальность исследуется как сложносоставное междисциплинарное явление. Ученый отмечает, что у каждого уровня есть свои специфические свойства. Выделяется несколько важных: биохимический, обще-соматический, нейродинамический, психодинамический, личностный и социально-психологический уровни [8, с. 56], каждый из которых имеет свое влияние.

Формирование у подростка киберигровой зависимости определяется множеством причин и критериев, и влияние на них помогает предотвращать появление данного зависимого состояния. Ученые называют несколько факторов, которые сильнейшим образом воздействуют на развитие игровой зависимости: определенный уровень развития саморегуляции; открытость и развитые навыки общения; развитая и укреплённая ценностно-смысловая сфера индивида; личностная самодостаточность; личностная самореализация; принятие себя как личности: таким, какой ты есть. Указанные факторы взаимосвязаны, раскроем их немного подробнее.

Очень часто в научной литературе обращаются к определению саморегуляции И.С. Кона: саморегуляция – целесообразное, относительно соответствующее изменяющимся условиям установление равновесия между средой и организмом [6, с.79]. В данной работе в контексте исследования мы будем понимать под саморегуляцией механизм и управленческий процесс личностью своими психологическим и физиологическим состояниями. Также подразумеваем здесь и управление поступками. Несмотря на то, что проявляется саморегуляция по-разному, она в любом случае имеет свою структуру [3].

Основой саморегуляции и ее началом является противоречие в мотивации, именно оно движет развитием личности.

Ценностно-смысловая сфера человека, при условии ее достаточно высокого и устойчивого развития, помогает человеку преодолевать зависимости, поскольку именно она устанавливает жизненные приоритеты и установки индивида, его целевые ориентиры развития как самостоятельной полноценной личности.

Важно понимать, что ценностно-смысловая сфера – центр личностной структуры, регулятор поведения личности и показатель ее сформированности [9, с.57].

Определим психолого-педагогические условия обеспечения эффективной профилактики киберигровой зависимости у студентов.

Условия, достижение которых способствовало бы росту эффективности профилактики киберигровой зависимости, можно сформулировать следующим образом.

Особенности студенческого возраста следует считать основополагающим условием эффективности профилактики студенческой киберигровой зависимости, от которого отталкиваются все остальные.

Второе условие – деятельность психолога и преподавательского состава ВУЗа, позволяющая осуществлять профилактику проблемы киберигровой зависимости студентов по ряду направлений.

1. Информационно-просветительское направление: как психолог, так и педагог, имеют возможность просвещать студентов по вопросам самой проблематики киберигровой зависимости, о ее причинах, особенностях и путях ее профилактики. Для студентов это лишний повод получить информационную поддержку не только по психологической проблеме, но и по тому, где они могут ее получить. Важным свойством деятельности психолога либо преподавателя (преимущественно по дисциплинам цикла информатики) является ее анонимность, общение и отправка сообщений может осуществляться и в электронном виде. Здесь также важна доступность получения психологической поддержки;

2. Консультационное направление: непосредственная психологическая помощь студентам.

Для студентов характерна потребность в неформальном, доверительном общении. Такая потребность может быть реализована как со сверстниками, так и с психологом вуза. Если такое общение – именно «живое» – организуется профессионалами-психологами, то это способно сыграть значимую роль в становлении и развитии профилактики киберигровой зависимости студентов. Обеспечивается ощущение себя частью коллектива, студенческой компании, с учетом профессиональных рекомендаций решаются проблемы в общении, настраивается понимание среди сверстников.

При этом восполнение недостатка общения за кибериграми обеспечивает отрицательную роль в становлении студенческой личности. Это препятствует формированию субъект-субъектных отношений в студенческой среде. Осознание собственной значимости в процессе живого общения позволяет развиваться личности, в том числе и в аспекте профилактики киберигровой зависимости.

3. Педагогическое направление: работа преподавательского состава со студентами в сфере профилактики компьютерной зависимости.

Профилактическая работа педагога должна включать, прежде всего, совместную занятость со студентами. В учебно-воспитательной работе это могут быть как интерактивные занятия, так и беседы, предложение подготовить материал о зависимости и выступить на определенной студенческой конференции, дискуссии с автором доклада. В направлении внеучебной деятельности это может быть проведение культурного досуга, направленного на сплочение коллектива студентов, на командообразование, причем вне аудиторной работы. Приветствуется разработка и внедрение различных развлекательных, спортивных и культурных программ на базе университета.

Профилактическая работа такого рода должна стать неотъемлемой частью общей политики администрации университета.

Непосредственным механизмом, с помощью которого можно реализовать эффективную деятельность вузовского учреждения как психологического условия эффективной профилактики киберигровой зависимости в студенческом возрасте, является создание тренинговых программ, именно за счет них, напрямую, осуществляется снижение уровня киберигровой зависимости студентов, так и косвенно – через работу с качествами, которые способны повысить уровень личностного развития.

Одно из психологических условий эффективной профилактики киберигровой зависимости — дружественная атмосфера в той близкой для студентов среде (семья, друзья, клубы и секции по интересам и т.д. – отсюда – значимость последних).

Проблемы профилактики компьютерной зависимости также более эффективно могут решаться посредством психологической и дружеской поддержки и веры в силу и успех личности. Недостаток поддержки в реальной жизни также может быть восполнен психологом.

Если студент не получает поддержки от дружественной среды, то он также может предпринять попытки ухода от реальности и от трудноразрешимой задачи в виде киберигрового пространства.

Само осуществление процесса профилактики киберигровой зависимости у студентов (в том числе и посредством тренинговой работы) имеет на сегодняшний день дискуссионный характер. Тем не менее, единодушно принят факт постоянной динамики личностного развития. У студентов в то же время данная категория обладает гибкостью, т.е. нарушения в сфере личностного развития подлежат коррекции и устранению посредством деятельности психотерапевта или психолога, в том числе и посредством тренингового инструментария.

Конкретные технологии определяются уже в зависимости от ряда факторов – психологических особенностей участников, в отношении которых осуществляется повышение уровня личностного развития, их возраста, степени фактического уровня автономии и т.д. Например, одним из инструментов работы над ростом уровня личностного развития является гештальт-терапия, данный инструмент обладает соответствующим ресурсом.

Эффективность гештальт-терапии для повышения уровня личностной автономии обуславливается ее базовым элементом – осознаванию.

Осознавание заключается в концентрации внимания и процессов восприятия на собственных ощущениях, мыслях, эмоциях в сферах межличностных взаимоотношений и связей с внешним миром. Все указанные объекты, как правило, переживаются в данный конкретный момент времени.

Как результат применения данного инструмента – смена восприятия собственного опыта и поведенческих, что и составляет базу «анти-игрового» поведения.

Важно разработать программу профилактики киберигровой зависимости студентов, которая представляла бы собой важнейшее условие повышения личностного развития в студенческом возрасте. Реализация данной программы является одним из важнейших условий психологического характера для осуществления целей эффективной профилактики ретретизма, при этом должны учитываться социально-психологические возрастные особенности.

Таким образом, киберигровая зависимость считается подвидом интернет-зависимости и, таким образом, входит в группу нехимических аддикций. Под киберигровой зависимостью понимается зависимость человека от игр непосредственно на компьютере или в наиболее распространенной коммуникационной среде – Интернет. Формирование киберигровой зависимости у студентов обусловлено влиянием ряда факторов, которые целесообразно рассматривать в рамках системного подхода, в частности, в рамках теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. Можно сделать вывод о том, что эффективность профилактической деятельности в сфере компьютерных игр зависит также от условий социальной среды, в которых происходит становление личности студента.

Список литературы

  1. Арестова О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. 2020. № 4. С. 9-15.
  2. Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. С. 47.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. С. 116-128.
  4. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.: Московский психолого-социальный институт, 2022. С. 67.
  5. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2015. С. 55.
  6. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Юристъ, 2019. С. 79.
  7. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития // Обзор психиатрии и мед. психологии. 2019. № 3. С. 8-15.
  8. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. С. 56.
  9. Серый А.В. Ценностно-смысловая сфера личности. М.: Лаборатория книги, 2015. С. 57.

Поделиться

356

Петрищева О. М. Профилактика компьютерной зависимости у студентов (на примере киберигровой зависимости) // Актуальные исследования. 2022. №37 (116). С. 86-90. URL: https://apni.ru/article/4620-profilaktika-kompyuternoj-zavisimosti-u-stude

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня