Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из базовых отраслей экономики, предоставляющей населению жизненно важные услуги. Способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами народное хозяйство определяет одну из важнейших качественных характеристик экономической системы – экономическую безопасность. Следовательно, необходимость совершенствования организационно-экономического инструментария реализации государственной и региональной политики в жилищно-коммунальной сфере обусловливает актуальность исследования.
В настоящее время в соответствии с нормами Постановления Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2017 № 550 «О Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики» Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики. Министерство имеет следующее сокращенное наименование: Минстрой УР.
Министерство уполномочено на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Удмуртской Республики:
- за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- за применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, в пределах полномочий Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики;
- за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;
- в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
- в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
- в части правильности применения тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами [5].
Направления деятельности Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики определяются перечнем его полномочий, которые в общем виде представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Полномочия Минстроя Удмуртской Республики
В процессе разработки программы развития жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики необходимо провести анализ фактического состояния отрасли. Для этого использованы данные, размещенные в открытых источниках, а именно на сайте территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике. В целях определения динамики изменений принято решение об использовании показателей развития отрасли за период 2019-2021 гг.
В таблице 1 представлена динамика показателей жилищного хозяйства Удмуртской Республики за период 2019-2021 гг.
Таблица 1
Наименование показателя |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Темп роста, % |
---|---|---|---|---|
Введено в действие жилых домов и общежитий, всего, в том числе: |
759,9 |
802,6 |
841,4 |
110,7 |
государственная собственность |
4,5 |
11,1 |
4,7 |
104,4 |
муниципальная собственность |
0 |
0 |
5,3 |
– |
частная собственность |
327,9 |
373,6 |
388,4 |
118,4 |
смешанная собственность |
0 |
0 |
7,0 |
– |
собственность граждан |
427,5 |
417,9 |
436,1 |
102,0 |
Анализ представленных данных позволяет сделать вывод об улучшении показателей жилищного хозяйства региона. В частности, выражается это в существенном увеличении объема введенного в действие жилья. В исследуемом периоде значение показателя увеличилось с 759,9 тыс. кв. м в 2019 г. до 841,4 тыс. кв. м по итогам 2021 г.
На рисунке 2 представлена динамика количества организаций, занятых в сфере коммунального хозяйства Удмуртской Республики. Данные взяты за период 2019-2021 гг.
Рис. 2. Динамика количества организаций, занятых в сфере коммунального хозяйства Удмуртской Республики, ед.
Анализ представленных данных позволяет сделать вывод об уменьшении количества представленных организаций:
- количество организаций, занятых в сфере «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», уменьшилось с 233 ед. в 2019 г. до 228 ед. по итогам 2021 г.;
- количество организаций, занятых в сфере «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений», уменьшилось с 211 ед. в 2019 г. до 189 ед. по итогам 2021 г.
Важно отметить, что основной причиной указанных изменений стало отсеивание слабых организаций, неспособных эффективно обеспечивать достаточный объем услуг коммунального хозяйства. Именно по этой причине данные изменения не следует считать негативными.
В таблице 2 представлена динамика объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организациями, занятыми в коммунальном хозяйстве региона.
Таблица 2
Наименование показателя |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Темп роста, % |
---|---|---|---|---|
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
40949 |
41393 |
40130 |
98,0 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
9285 |
15502 |
15878 |
171,0 |
Представленные данные позволяют сделать выводы, что объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организациями, занятыми в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром, а также в сфере кондиционирования воздуха уменьшился с 40949 млн. руб. в 2019 г. до 40130 млн. руб. по итогам 2021 г.
В то же время, значение аналогичного показателя для организаций, занятых в сфере водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, а также деятельности по ликвидации загрязнений, наоборот, увеличился со значения 9285 млн. руб. в 2019 г. до значения 15878 млн. руб. по итогам 2021 г.
Еще одним важным элементом коммунального хозяйства является транспорт. Динамика показателей работы пассажирского автомобильного транспорта на маршрутах регулярных перевозок Удмуртской Республики представлена в таблице 3.
Таблица 3
Наименование показателя |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Темп роста, % |
---|---|---|---|---|
Перевезено пассажиров, млн. чел. |
134,2 |
96,2 |
102,8 |
76,6 |
Пассажирооборот, млн. пассажиро-км |
1190,8 |
857,9 |
1022,8 |
85,9 |
Среднее расстояние поездки одного пассажира, км |
8,9 |
8,9 |
9,9 |
111,2 |
Анализ представленных показателей позволяет сделать вывод об ухудшении показателей работы пассажирского автомобильного транспорта на маршрутах регулярных перевозок Удмуртской Республики. Данный факт объясняется негативным влиянием коронавируса в 2020-2021 гг. Таким образом, негативные изменения не связаны с деятельностью государственных органов.
На рисунке 3 представлена динамика расходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики на жилищно-коммунальное хозяйство.
Рис. 3. Динамика расходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики на жилищно-коммунальное хозяйство, млн. руб.
Представленные данные позволяют сделать вывод о двукратном увеличении расходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики на жилищно-коммунальное хозяйство. Так, значение показателя увеличилось с 2379 млн. руб. в 2019 г. до 4789 млн. руб. в 2021 г. Все это указывает на то, что жилищно-коммунальному хозяйству региона уделено пристальное внимание со стороны властей.