Главная
АИ #37 (116)
Статьи журнала АИ #37 (116)
Разработка программы развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской...

Разработка программы развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики

Автор(-ы):

Подкаура Гузяль Ахсановна

Букшенко Валерия Анатольевна

Секция

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

жилищно-коммунальное хозяйство
разработка программы развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства
показатели развития жилищно-коммунального хозяйства региона

Аннотация статьи

В статье разработка программы развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов развития сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Текст статьи

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из базовых отраслей экономики, предоставляющей населению жизненно важные услуги. Способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами народное хозяйство определяет одну из важнейших качественных характеристик экономической системы – экономическую безопасность. Следовательно, необходимость совершенствования организационно-экономического инструментария реализации государственной и региональной политики в жилищно-коммунальной сфере обусловливает актуальность исследования.

В настоящее время в соответствии с нормами Постановления Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2017 № 550 «О Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики» Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики. Министерство имеет следующее сокращенное наименование: Минстрой УР.

Министерство уполномочено на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Удмуртской Республики:

  • за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • за применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, в пределах полномочий Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики;
  • за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;
  • в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
  • в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
  • в части правильности применения тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами [5].

Направления деятельности Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики определяются перечнем его полномочий, которые в общем виде представлены на рисунке 1.

 

Рис. 1. Полномочия Минстроя Удмуртской Республики

В процессе разработки программы развития жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики необходимо провести анализ фактического состояния отрасли. Для этого использованы данные, размещенные в открытых источниках, а именно на сайте территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике. В целях определения динамики изменений принято решение об использовании показателей развития отрасли за период 2019-2021 гг.

В таблице 1 представлена динамика показателей жилищного хозяйства Удмуртской Республики за период 2019-2021 гг.

Таблица 1

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Темп роста, %

Введено в действие жилых домов и общежитий, всего,

в том числе:

759,9

802,6

841,4

110,7

государственная собственность

4,5

11,1

4,7

104,4

муниципальная собственность

0

0

5,3

частная собственность

327,9

373,6

388,4

118,4

смешанная собственность

0

0

7,0

собственность граждан

427,5

417,9

436,1

102,0

Анализ представленных данных позволяет сделать вывод об улучшении показателей жилищного хозяйства региона. В частности, выражается это в существенном увеличении объема введенного в действие жилья. В исследуемом периоде значение показателя увеличилось с 759,9 тыс. кв. м в 2019 г. до 841,4 тыс. кв. м по итогам 2021 г.

На рисунке 2 представлена динамика количества организаций, занятых в сфере коммунального хозяйства Удмуртской Республики. Данные взяты за период 2019-2021 гг.

Рис. 2. Динамика количества организаций, занятых в сфере коммунального хозяйства Удмуртской Республики, ед.

Анализ представленных данных позволяет сделать вывод об уменьшении количества представленных организаций:

  • количество организаций, занятых в сфере «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», уменьшилось с 233 ед. в 2019 г. до 228 ед. по итогам 2021 г.;
  • количество организаций, занятых в сфере «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений», уменьшилось с 211 ед. в 2019 г. до 189 ед. по итогам 2021 г.

Важно отметить, что основной причиной указанных изменений стало отсеивание слабых организаций, неспособных эффективно обеспечивать достаточный объем услуг коммунального хозяйства. Именно по этой причине данные изменения не следует считать негативными.

В таблице 2 представлена динамика объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организациями, занятыми в коммунальном хозяйстве региона.

Таблица 2

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Темп роста, %

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

40949

41393

40130

98,0

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

9285

15502

15878

171,0

Представленные данные позволяют сделать выводы, что объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организациями, занятыми в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром, а также в сфере кондиционирования воздуха уменьшился с 40949 млн. руб. в 2019 г. до 40130 млн. руб. по итогам 2021 г.

В то же время, значение аналогичного показателя для организаций, занятых в сфере водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, а также деятельности по ликвидации загрязнений, наоборот, увеличился со значения 9285 млн. руб. в 2019 г. до значения 15878 млн. руб. по итогам 2021 г.

Еще одним важным элементом коммунального хозяйства является транспорт. Динамика показателей работы пассажирского автомобильного транспорта на маршрутах регулярных перевозок Удмуртской Республики представлена в таблице 3.

Таблица 3

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Темп роста, %

Перевезено пассажиров, млн. чел.

134,2

96,2

102,8

76,6

Пассажирооборот, млн. пассажиро-км

1190,8

857,9

1022,8

85,9

Среднее расстояние поездки одного пассажира, км

8,9

8,9

9,9

111,2

Анализ представленных показателей позволяет сделать вывод об ухудшении показателей работы пассажирского автомобильного транспорта на маршрутах регулярных перевозок Удмуртской Республики. Данный факт объясняется негативным влиянием коронавируса в 2020-2021 гг. Таким образом, негативные изменения не связаны с деятельностью государственных органов.

На рисунке 3 представлена динамика расходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики на жилищно-коммунальное хозяйство.

Рис. 3. Динамика расходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики на жилищно-коммунальное хозяйство, млн. руб.

Представленные данные позволяют сделать вывод о двукратном увеличении расходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики на жилищно-коммунальное хозяйство. Так, значение показателя увеличилось с 2379 млн. руб. в 2019 г. до 4789 млн. руб. в 2021 г. Все это указывает на то, что жилищно-коммунальному хозяйству региона уделено пристальное внимание со стороны властей.

Список литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 19 ст. 2337.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 мая 2018 г. N 20 ст. 2817.
  3. Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)).
  4. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 07.12.2015 № 541 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики» // Официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет «http://udmurt.ru» от 11.12.2015 г.
  5. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2017 № 550 «О Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики» // Официальный сайт Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики в сети Интернет «http://minstroy.ru/».
  6. Бюджет для граждан к проекту закона Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
  7. Макарова В.И. Экономический анализ как часть системы стратегического управления социально-экономическим развитием России, регионов и муниципальных образований // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2020. – № 4. – С. 247-253.
  8. Машунин Ю.К. Прогнозирование и планирование социально-экономических систем: учебник для вузов / Ю.К. Машунин. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 330 с.
  9. Официальный сайт Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minstroy.ru/.
  10. Петросян В.Н. Государственное стратегическое прогнозирование в российской экономике: проблемы и перспективы // Молодой ученый. – 2019. – № 21 (259). – С. 233-236.
  11. Планирование социально-экономического развития территории: учеб. пособие / В.В. Мищенко. – АлтГУ, МИЭМИС. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. – 200 с.

Поделиться

219

Подкаура Г. А., Букшенко В. А. Разработка программы развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики // Актуальные исследования. 2022. №37 (116). С. 44-48. URL: https://apni.ru/article/4621-razrabotka-programmi-razvitiya-otrasli-zhilis

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня