Подходы к определению феномена выгорания

Феномен выгорания является одной из самых актуальных тем в последние годы. Педагоги, учителя – люди, наиболее подверженные проявлению опасных симптомов. В данной статье рассматриваются вопросы различия эмоционального и профессионального выгорания. Описываются причины и условия, сопутствующие данному синдрому.

Аннотация статьи
синдром эмоционального выгорания
выгорание
психосоматические расстройства
СЭВ
стресс
феномен эмоционального выгорания
Ключевые слова

Несколько последних десятилетий проблема эмоционального выгорания становится всё более актуальной и начинает привлекать повышенное внимание специалистов. На данный момент это определяется высокими требованиями общества к личности педагога, его профессиональным и личностным качествам. Данная профессия является социально значимой.

В настоящее время представления многих педагогов об эмоциональном и профессиональном выгорании являются недостаточными, что способствует снижению эффективности труда, неправильному распределению ресурсов и формированию нервных расстройств.

За последние два года в мире произошло резкое изменение в условиях работы. «Пандемическая усталость» или стресс, связанный со вспышкой заболевания COVID-19 усугубил показатели выгорания работников. Педагоги вынуждены были быстро адаптироваться к новым условиям работы, изучать инструменты и методы обучения в ускоренном режиме. Многие школы и ВУЗы столкнулись с недостатком оборудования и технической подготовки.

Человек ежедневно может испытывать стресс, но организм способен с ним справляться благодаря вегетативной нервной системе. Она запускает режимы «борьбы», «бегства», «замирания» или «отупения». Таким образом, стресс проходит, парасимпатическая нервная система успокаивает организм, что способствует отдыху и восстановлению. В процессе «выгорания» способность справляться со стрессом снижается, что в итоге приводит к психосоматическим расстройствам.

Факторы, способствующие развитию синдрома, часто сложно идентифицировать. Они могут быть заложены в организации, отношении администрации, личных предрасположенностях и прочем. Поэтому хронический стресс может длиться месяцами, годами, прежде, чем человек осознает наличие проблем [4, с. 35].

Интересна теория Д. Гринберга, психолога, профессора университета в Мэриленде, США. В своей книге «Управление стрессом» он заявляет о том, что выгорание начинается с влюблённости в свою работу. Он выделяет пять стадий выгорания, начиная от «медового месяца», когда человек буквально заполняет работой свою жизнь до «пробивания стены». В этом состоянии под угрозой уже находится не только карьера, а уже здоровье и жизнь человека.

Первоначально синдром выгорания (англ.burnout) трактовался как ощущение опустошенности, выженности, опустошения. Позже симптоматика данного явления была значительно расширена, что позволило многим исследователям сравнивать феномен с болезнью [3, с. 145].

До 2019 года «эмоциональное выгорание» (иначе «переутомление») относилось к факторам, влияющим на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения, согласно предыдущей редакции международной классификации болезней (МКБ-10).

Последнее обновление, вступившее в силу с 1 января 2022 года, трактует «эмоциональное выгорание» как «синдром, являющийся следствием хронического стресса на рабочем месте, с которым невозможно успешно справиться». Включение синдрома с кодом QD85 в МКБ-11 является основанием для наблюдения у специалиста и получения квалифицированной медицинской помощи.

Синдром выгорания характеризуется тремя факторами: 1) чувством энергетического истощения; 2) желанием дистанцироваться от своей работы, проявлением негативизма и цинизма; 3) снижением профессиональной эффективности, чувством обесценивания собственного труда.

При этом ВОЗ акцентирует внимание на том, что термин «выгорание» применим только к профессиональному контексту, а не для «описания опыта в других сферах жизни».

В отечественной литературе англоязычный термин «burnout» встречается в различных вариантах перевода: «эмоциональное сгорание» (Т. В.Форманюк), «эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко), «эмоциональное перегорание» (В. Д. Вид, Е. И. Лозинская), «психическое выгорание» (Н. Е. Водопьянова), «профессиональное выгорание» (Т. Н. Ронгинская) и др. [2, с. 11].

При изучении литературных источников было выявлено, что, несмотря на вариации подходов и переводов, авторы в научных трудах обозначают примерно единую суть явления выгорания. Но всё же, частые употребления терминов «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание» вызывали вопросы в их различиях.

Изначально, оба понятия подразумевали выгорание во время профессиональной деятельности. Дальнейшие исследования показали, что эмоциональное выгорание связано с жизнедеятельностью человека в целом. Несмотря на синонимичность понятий, они отличаются широтой взглядов. Понятие «профессиональное выгорание», на наш взгляд наиболее полно отражает содержание и специфику толкования, так как возникает и распространяется на сферу профессиональных отношений. Выгорание процесс, разделенный во времени, длительный, этапный. Циклы потери ресурсов (без возможности их эффективного восстановления) малозаметны, условны.

Тем не менее, именно они истощают личностные ресурсы и приводят к выгоранию, что в дальнейшем способствует снижению профессиональной эффективности, снижению самооценки.

Выделяют несколько факторов выгорания. Рассмотрим те, которые приведены в многофакторной теории выгорания (авторы К. Маслач и С. Джексон).

  1. Эмоциональное истощение – усталость, обеднённое эмоциональное реагирование, равнодушие к своей профессиональной деятельности.
  2. Деперсонализация – межличностный компонент выгорания, отстранённость от общения, циничность по отношению к другим.
  3. Редукция профессиональных достижений – обесценивание своего труда, ощущение своей некомпетентности, неудовлетворённость результатами.

В. Н. Козиев, Л. Ф. Колесникова определяют синдром как «болезнь связи», которая является следствием психического истощения у людей, задействованных в социальной сфере.

Педагоги находятся в группе риска развития эмоционального выгорания, так как относятся к сфере профессий типа «человек-человек», которые отличаются повышенным уровнем эмоционального напряжения из-за постоянного взаимодействия с другими людьми (по Е.А. Климову). Речь идет, прежде всего, о психологических и организационных трудностях: необходимость быть постоянно «в форме», избыток контактов в течение рабочего дня, нехватка времени [1, с.72].

Среди причин эмоционального выгорания у сотрудников образовательных организаций можно выделить:

1. Личностные (внутренние аспекты)

1.1. низкий уровень стрессоустойчивости;

1.2. отсутствие навыков тайм-менеджмента;

1.3. высокий уровень требований к себе;

1.4. тревожность;

1.5. интровертированность

1.6. проблемы семейного характера.

2. Профессиональные и организационные (внешние аспекты)

2.1. высокая нагрузка

2.2. конфликты в коллективе

2.3. отсутствие поддержки

2.4. несправедливое отношение администрации

2.5. устаревшие методы работы

2.6. нехватка ресурсов

2.7. постоянная социальная оценка

2.8. низкий уровень оплаты труда.

Таким образом, анализ имеющихся определений синдрома эмоционального выгорания и сопутствующих ему симптомов позволяет сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание – это устойчивое, прогрессирующее, негативно окрашенное психологическое явление, характеризующееся психоэмоциональным истощением.

Текст статьи
  1. Бондарь, В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактический аспект / В.И. Бондарь. – 3-е изд. - К.: Лыбидь, 2019. – 160 с.
  2. Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании. Учебное пособие / М.А. Гончаров. – М.: Кнорус, 2020. – 476 с.
  3. Климов, Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., Пересвет, 2017. – 318 с.
  4. Корытова, Г.С. Эмоциональное выгорание в профессиональной педагогической деятельности: защитно-совладающий аспект / Г.С. Корытова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2017. - № 1. – С. 33-39.
Список литературы